Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

История нефтяного дела в России: читая газеты


Любой современный интеллектуал охотно растолкует вам, что представляют собой ресурсные отрасли в России XXI века. Почти не напрягая памяти, сошлётся на мнение СМИ-аналитиков и приведёт разрозненную цифирь по совокупным объёмам производства, внутреннего потребления и экспорта в нефтегазовом комплексе страны. Пойдёт речь об истории России – он с не меньшим энтузиазмом поведает о том, какие политические треволнения и страсти клокотали в стране, скажем, накануне Русско-японской войны. Но вот рассказать о состоянии упомянутой отрасли в тот период наверняка затруднится – разве что блеснёт банальной эрудицией по поводу того, что российская нефть находилась в концессии у братьев Нобилей, а добывалась в основном в Баку. В других местах её, мол, и не искали.

Не ставя себе высоких просветительских задач и не стремясь опрокинуть картину прошлого в читательском сознании, мы решили взглянуть на историю нефтяного дела в России через призму новостей и сообщений из газет и журналов начала прошлого века. Что-то взяли даже из петровского времени – по возможности стараясь привязать эти сообщения к сегодняшней географии предприятий «Роснефти». Одних эта информация чем-то удивит, других освободит от мифов и заблуждений, кого-то наведёт на свежие мысли и сопоставления. История – вещь полезная в любом формате.

В цитировании дореволюционных СМИ мы берём на себя смелость снабдить некоторые из этих сообщений небольшими комментариями и отойти от принципа факсимильности – а именно от той части русского алфавита (например, от букв «ять» или «i»), которая была признана в Новое время архаичной и обременительной для русского языка. Соответственно, изменена и орфография – вместо «такiя», «данныя» или «последняго» используем современное написание.

Первое упоминание в печатных СМИ о нефти, а точнее, о её обнаружении в Поволжском регионе и попытках добычи, случилось в первом же номере первой российской газеты «Ведомости» – от 2 января 1703 года. Церковнославянской графикой в ней сообщалось среди прочего:

«…Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путём.

Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству.

Из Сибири пишут. В Китайском государстве иезуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены…»

Можно предположить, что уже тогда государственная мысль рассматривала перспективы добычи этого экзотического по тем временам продукта вполне заинтересованно, коль скоро это ставилось в один ряд с обнаружением медной руды и выплавкой меди – первостепенным стратегическим продуктом того времени.

Что символично, речка Сок протекала в землях Самарской губернии, а нынешняя Самара (в советское время Куйбышев) является одним из стратегических производственных центров НК «Роснефть», здесь находятся её предприятия нефтепереработки – Самарская группа нефтеперерабатывающих заводов. Случайное ли это совпадение или знак исторической преемственности, у компании есть повод гордиться тем, что она наследует этому первенству. Так, Куйбышевский НПЗ когда-то был пионером в освоении производства высокооктанового бензина для легковых автомобилей, выпускавшихся Волжским автомобильным заводом. Здесь рождались многие инновационные решения. Завод, построенный в ударные сроки во время Великой Отечественной недалеко от места, где некогда хроника петровского времени засвидетельствовала первые выходы углеводородов, в настоящее время перерабатывает нефть, добываемую «Роснефтью» в Западной Сибири («Юганскнефтегаз») и в Самарской области («Самаранефтегаз»).

Хроника сообщений по нефтяной отрасли с большей или меньшей периодичностью стала появляться в России полтора века спустя. А к концу XIX в. население уже активно информировал обо всём происходящем в этой сфере целый ряд газет и журналов. Вот несколько газетных заметок – в чём-то случайных и эпизодических, но тем не менее отражающих первые попытки выхода на современную географию нефте- и газодобычи.

«НЕФТЯНОЕ ДЕЛО» (№ 5, 1902 г.)

«Положение дел по разведкам месторождений нефти в бассейне реки Печора, которым приписывается громадное значение горной промышленности на Урале, далеко нельзя назвать удовлетворительным. Хотя и доказана нефтеносность земель названного бассейна, но разведки, производимые двумя компаниями в Москве при участии провинциальных капиталистов, к положительным результатам ещё не привели…»

В те времена не хватало сил и технических возможностей, но предвидения были верными. Много десятилетий спустя в Тимано-Печорскую нефтегазовую провинцию пришла и «НК «Роснефть», а теперь она уже шагает и дальше – на арктический шельф.

В другой статье того же номера инженер-буровик Н.С. Лавров упоминает о горизонтальном бурении. Этот вид бурения как факт производственной практики и поныне впечатляет обывателя, но кто бы мог подумать – эти технологии присутствовали уже тогда. Профессионалам покажется созвучным с современностью и образ, которым воспользовался автор, повествуя о перипетиях в буровой работе, которую ему пришлось рассматривать:«На геологию часто смотрят то как на учёную прорицательницу, то как на виновницу неудач»...

«ВОСТОЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» (на него ссылается «НД» в № 12 за 1902 г.):

«…Сообщают, что из Иркутска выехала на Байкал снаряжённая местным Горным управлением геологическая экспедиция для исследования нефти. Начальником экспедиции состоит горный инженер В.Д. Рязанов. В состав экспедиции, кроме лиц, осведомлённых по горной части, входит также топограф, который будет производить топографическую съёмку.

В распоряжении экспедиции будет большой парусный баркас, приспособленный для плавания по Байкалу. Сперва экспедиция займётся обследованием иркутского берега Байкала и проверит сделанные на этом берегу заявки на нефть, затем переправится через Байкал и пройдёт всю среднюю часть забайкальского берега, включая сюда и Святой Нос. Будут подробно осмотрены все места, на которые есть указания в литературе или в изустных рассказах как на места с выходами нефти, «морского воска» и т.п.»

Эти несколько строк опровергают овеянное банальными журналистскими штампами заблуждение, что сто лет назад никто даже и не заглядывал так далеко в Сибирь в поисках углеводородов. И предположить такую перспективу было фантастично – сам Губкин ещё только робко помышлял на тему «второго Баку» между Волгой и Уралом, где уж там «государевым человечкам» из какого-то местного горного управления…

«НЕФТЯНОЕ ДЕЛО» (№ 15, 1902 г.)

«Волгарь». На днях в Нижегородском биржевом комитете закончилось совещание пароходчиков и нефтепромышленников по вопросу принятия мер для устранения загрязнения реки нефтью. Проектировано устройство запасных ящиков на пароходах для сливания в них грязной нефти… На днях сормовскими заводами принят крупный заказ на постройку шхуны грузоподъёмностью 100,000 пуд. керосина, затем на два речных парохода по 150 сил каждый в железном корпусе…»

Хроника свидетельствует, что вопросам экологии на Волге нефтепромышленники и связанные с ними пароходчики уделяли серьёзное внимание. Развивалась в доступном формате и транспортная инфраструктура, не оставались без внимания приоритеты транспортировки нефтепродуктов – Россия развивала собственный танкерный флот.

«НЕФТЯНОЕ ДЕЛО» (№ 3, 1902 г.). Статья «Возможность конкуренции русского керосина с американским на германском рынке».

«…На каждую единицу народонаселения в Германии приходится в пять раз больше керосина, чем в Австрии. По количеству потребляемых осветительных масел она занимает чуть ли не первое место между другими странами. Для вывозной торговли керосином и в частности для русского экспорта Германия занимает исключительное место. Между тем Россия в деле снабжения керосином Германии составляла в среднем за последние 12 лет едва 7,5%.

По отношению к экономическим условиям производства продукта Россия поставлена в гораздо более благоприятные условия, чем Америка. Но кроме преимущества в запасах за русской керосиновой промышленностью остаются и другие, не менее важные преимущества, обусловливаемые качеством продукта и дешевизной его производства, которые и дают возможность доставлять русский керосин на многие европейские рынки потребления, и главным образом в Германию, значительно менее обременённым расходами, чем американский.

Казалось бы, что ввиду таких преимуществ русскому керосину не трудно было бы вытеснить из германского рынка американский продукт, и, при нормальных условиях, достижение этой цели не встретило бы препятствий, если бы русскому продукту не приходилось сталкиваться с таким противником, как американский «Стандарт» (прим. – речь о компании Standard Oil Джона Рокфеллера), благодаря беспощадной и ни перед чем не останавливающейся энергии которого и созданы те крайне ненормальные условия керосиновой торговли в Германии, которые до сих пор мешают русскому керосину воспользоваться своими преимуществами во всём их объёме. Рокфеллеровский трест есть одно нераздельное целое, единственным связующим звеном и направляющим стимулом которого служит не защита общих интересов большинства представителей данной отрасли промышленности, а исключительно личный интерес и единая воля нескольких лиц, составляющих правление треста. Поэтому вся деятельность треста направлена на подавление всякого проявления свободного развития экономических сил на нормальных началах конкуренции…»

Продолжала тему статья «Керосиновая война в Германии» (в № 17 «НД» того же года):

«В настоящее время дело приняло однако неожиданный для Standard’а оборот, и в течение последних месяцев во многих провинциях Германии образовались многочисленные союзы из мелких и оптовых торговцев, с целью борьбы с обществом Deutsche-Amerikanische Petroleum Gesellshaft, вполне подчинённым Standard’у. Министр публичных работ также принял угрожающую Standard’у позицию, разослав в подведомственные ему учреждения циркуляры, в которых министр высказывается против употребления керосина Standard’а, заменив его русским, румынским и австрийским. Тарифная комиссия рейхстага выслушивала внушительные петиции, требующие установления дифференциальной пошлины на ввозимую сырую нефть и керосин с целью дать возможность возникновению в Германии независимой керосиноочистительной промышленности…

Русские нефтепромышленные общества ведут энергичную борьбу в защиту своих позиций на германском рынке, равно как и на других континентальных рынках…»

Теперь, когда «Роснефть» активно присутствует в Германии (например, в лице нескольких крупных предприятий нефтепереработки), эти пожелтевшие газетные листы словно призваны напомнить, что данные приобретения – вовсе не какие-то «немотивированные устремления к экономической экспансии» со стороны России, как то могут попытаться изобразить недруги. У отечественных нефтепромышленников была давняя предыстория контактов с Германией, основанная на представлениях о добросовестной конкуренции (защита общих интересов большинства представителей данной отрасли промышленности). Это отчасти и служило стимулом к созданиюнезависимой керосиноочистительной промышленности в Германии. Вместе с тем русский нефтепром не боялся активно отстаивать свои позиции на германском рынке, равно как и на других…

Источник: ЛГ № 50, 2013

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru