Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Жар-птица Урала


К 100-летию Людмилы Татьяничевой

Людмила Татьяничева — одно из самых известных и самых благородных имен в СССР и России. Творческое служение словом и делом Отечеству. Поэтесса — верная, отважная и заботливая дочь Родины.

Если бы меня спросили, что является главным в творчестве Людмилы Татьяничевой, я бы ответил: обязательность!.. Обязательность — в слове, обязательность — в деле. Видимо, рабочий класс, которому она посвятила много прекрасных стихотворений, воспитал в ней это высокое чувство, по имени — ответственность. Это самое ценное качество в человеке — считать себя частицей общей нашей земли, общего нашего устремления.

Спокойно высятся плотины

Под натиском речных лавин.

Вот так неброско рисует Людмила Татьяничева трудовое напряжение мира, повседневный труд людей, занятых в поле и на производстве. Но это напряжение — лишь внешний образ. А внутренний поток раздумий и чувств человека поэтесса подает красочно и широко:

Откинув бремя повседневности,

В ночной целительной глуши,

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Интересная мысль: в занятости, в печали, в радости есть у каждого человека тот золотой “фонд” ясности и энергии, что мы называем в жизни убежденностью, честностью, гражданским долгом. Этот “фонд” — источник цельности человеческой натуры, он питает, формирует личность: то мучит ее бессонницами ради добрых начал, то гнетет ее неудачами, то выводит личность к порогу подвига, дает сердцу крылья, а разуму полет. Этот “фонд” — опора в дни бед:

И если я от горя не ослепла

В тот страшный год,

Когда сгущалась мгла,

То потому, что я не горстку пепла,

А целый мир твой обрести смогла!

Поколение Людмилы Татьяничевой особое: оно прошло через многие рубежи в жизни нашей страны — коллективизацию, индустриализацию и войну… Это поколение — золотой фонд Отчизны.

Родилась Людмила Константиновна Татьяничева в Мордовии. Семейное гнездо на всю жизнь святою свечою оставалось в памяти знаменитой поэтессы. Вот как она сама вспоминает о своем детстве:

“Отца своего не помню. Он умер, когда мне было три года. Моя мать, Агриппина Степановна Татьяничева, учительствовала. Она писала стихи, вела дневник. К сожалению, мне не пришлось прочитать ни одной строки. Стихи ее не сохранились... Последние годы мы жили в мордовском селе Хлыстовке Чамзинского района. Через тонкую перегородку я слышала спокойный голос матери, терпеливо и методично обучавшей малышей русской грамоте. По вечерам мама уходила в Народный дом — учить взрослых. Взрослые, а нередко и совсем пожилые люди, в лаптях и латаной-перелатаной домотканой одежде, подобно детворе, хором повторяют: “Мы — не ра-бы!..”

И дальше — пронзительно и щемяще Людмила Татьяничева повествует нам о дне, который навсегда унесет с собой и розовые мечты детства, и материнское солнечное тепло родного уюта.

“Мне очень хотелось запомнить ее могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им теплый ствол березки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу. Так оборвалось мое детство”.

Эта искренность, эта верность родному человеку перерастет потом в искренность и верность родному народу, родному Отечеству и будет вести поэтессу через многие годы сомнений, утрат и великих потрясений, но нигде не подведет ее, а всюду, как мать, протянет поэтессе горячую и надежную руку помощи.

Юность Людмилы Татьяничевой — Урал: Свердловская и Челябинская области. Поэзия не дается в слабые руки, не поется растраченными чувствами, не звучит в обескрыленной речи. Людмила Татьяничева окажется в семье родственников Кожевниковых в Свердловске, — она будет все свободное время отдавать чтению, что обогатит ее язык, придаст ее строке напевность, звучность, полет, заставит серьезно задуматься над словом. В этой семье закрепилось все то лучшее и светлое в характере юной Людмилы, что было дано ей от матери.

После окончания семилетки Людмила Татьяничева идет на завод — ученицей токаря. Книги. Природа. Люди. Все это помогло быстро прозреть душе молодой поэтессы.

Охваченная общим трудовым порывом, Людмила Татьяничева в 1934 году уезжает строить Магнитку. За плечами — два курса института цветных металлов.

Сказочная, легендарная Магнитка! На ветровых просторах диких степей высились огромные домны, мартены. Море цехов. Жизнь тут клокотала могучей рекой. Самые честные и отважные собрались сюда строить цеха, добывать металл.

Из цеховой среды быстро выделились и сформировали литературное объединение Василий Макаров, Александр Ворошилов, Борис Ручьев, Александр Авдеенко, Вячеслав Дробышевский, Михаил Люгарин, Николай Смелянский, Анатолий Панфилов. Молодая поэтесса вошла в дружную группу начинающих литераторов. Корреспондент-газетчик — она была своим человеком на заводе и хорошо представляла всю картину гигантского строительства, вместе с тем ей был близок мир рабочего человека, на плечах которого лежал стратегический груз времени. Насколько широк ударный размах этого класса, настолько широки крылья страны...

Урал стал для Людмилы Татьяничевой “малой родиной”, откуда взяли начало ее поэтические истоки, ее гражданское чувство причастности к народу, к великой Отчизне:

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

В лугах на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Татьяничеву не баловала жизнь и стезя поэта. В жизни и в творческих взлетах — все добыто собственным старанием и умением, все взято боем, убежденной работой.

Война еще острее отточила ее мировоззрение, а пережитое укрепило строку. Перед нами встала во всеоружии женщина-поэт, женщина-мать, женщина-патриотка.

Людмила Константиновна никогда не “модернизировала”, не торопила время. Она прекрасно понимала, что ее время принадлежит ей, ее верному и сильному поколению. И творчество должно быть сильным, смелым, а главное — нужным и не поденным, а высоконравственным, наделенным чистыми порывами.

Невеста, женщина-мать, женщина-труженица — эти образы занимают в творчестве Людмилы Татьяничевой ведущее место. Нелегкая доля женщины-солдатки звучит в ее страстных строчках, Татьяничева не “показывает” судьбу, она сама все это пережила, подтвердила собственной нелегкой судьбой.

Мы разучились плакать в этот год

И наши песни сделались иными.

Про этот год жестоких непогод

Словами рассказать какими?

Товарищ мой, услышь меня, услышь!

Не верю, нет могильного покоя.

Пусть голос мой дойдет к тебе, как жизнь,

Сквозь гул ветров,

Летящих в пекло боя.

В годы фашистского нашествия она издает книгу "Верность”, которая помогает воину и труженику. Творчество Людмилы Татьяничевой — это строгая и суровая правда. Правда эта — обстоятельна, живуча, незыблема, потому что она рождена не эгоизмом, а глубокой душевной болью за все, что омрачает жизнь человека.

Подросток, девчонка, юная красавица, из Мордовии, сирота, на Магнитострой явилась, в знаменитую поэтессу Союза Советских Социалистические Республик обернулась, сказочная чаровница, умница, под стать земле уральской — солнечной, хвойнобровой:

Снова дует неистовый ветер.

Быть кровавому, злому дождю.

Сколько дней,

Сколько длинных столетий

Я тебя, мой единственный, жду.

Выйду в поле,

Ты едешь, не ты ли

На запененном верном коне?

Я ждала тебя в древнем Путивле

На высокой, на белой стене.

Впервые я увидел Людмилу Константиновну в 1954 году в красном уголке большого прокатного цеха Челябинского металлургического завода, куда после смены быстро сходились рабочие.

Красивая и строгая, она рассказывала собравшимся о литературных новинках тех лет, о поэзии. Потом — читала свои стихи. Слушали её внимательно. В тот раз я не решился подойти к Людмиле Константиновне и признаться в том, что я очень люблю стихи и пытаюсь писать сам, хотя иной раз мне казалось, что она смотрит на меня и чувствует мои мысли.

Печататься я начал рано. Первые стихи опубликовал в газете “Челябинский комсомолец” в 1954 году. Анатолий Дементьев и Леонид Чернышев — первые мои редакторы. А первый поэтический сборничек мой, изданный в Челябинске в 1960 году, “Мечта”, готовил в набор под неусыпной строгостью Людмилы Константиновны Татьяничевой. Благодарю её!..

Доброта Людмилы Константиновны широко распространялась на вступающих в литературу молодых уральцев — Вячеслава Богданова, Владилена Машковцева, Александра Куницына, Валерия Тряпшу, Геннадия Суздалева, Зою Прокофьеву, Рустама Валеева, Анатолия Головина. Татьяничева – руководитель писательской организации Челябинской области. Молодые литераторы Урала называли её просто – нашей мамой.

В нас, молодых литераторах Челябинска, она видела как бы продолжение литературной Магнитки крылатых тридцатых годов. И всегда подчеркивала это на творческих собраниях и вечерах. И Евгений Михайлович Тяжельников, авторитетнейший и неторопкий человек, отдавший государству и народу лучшие годы своей судьбы, помогал уральцам – в Челябинске и в Москве – ценя верность и преданность Отчизне в слове и действии.

Секретарь Союза писателей России, уже в Москве, Людмила Татьяничева стольким помогла определиться и вырасти – в творчестве: утверждать доброту и братство, служить родному народу и народам одной Отчизны!

Четкость содержания, красоту слова, высоту полета стиха Татьяничевой отмечали такие известные поэты, как Павел Тычина и Максим Рыльский, Ярослав Смеляков и Кайсын Кулиев. О ее привязанности к устной народной речи, о ее дочерней любви к Уралу говорил и наш выдающийся поэт Василий Федоров, настойчиво выделяя в творчестве Людмилы Татьяничевой сдержанность, благородство фразы и жеста, пламенное вдохновение.

Людмила Татьяничева – неколебимая, крылатая, святая жар-птица в мире вдохновения, любви и подвига. Десятки талантливых, чувственных и мудрых книг и сегодня обожаемые и нужные людям.

Родилась Людмила Константиновна Татьяничева 19 декабря 1915 года в синеглазой Мордовии, а песню своего сердца она подарила всем нам, кто честно служит словом и делом Родине! Жар-птица Урала.

Не пить ваши воды талые,

Не достать вас руками,

Речки, реченьки малые,

Ставшие облаками.

Беспамятно и прощально

Вы сверху на землю смотрите,

В небе вам беспричально

И зябко, как в темном омуте.

Узкие русла ваши

Волнами бредят синими,

Вслед вам березки машут,

Просят вернуться ливнями.

Или дождями тихими,

Туманами, белыми росами,

Чтоб соловей с соловьихами

Наших краев не бросили.

Незабываемы и святы имена поэтесс России! И столетие Людмилы Константиновны Татьяничевой — наш общий праздник памяти и уважения ко времени и к стране!

Валентин СОРОКИН, поэт, лауреат Государственной премии России

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru