православный молодежный журнал |
КультураЛюбим и знаем книги Шолохова!Об итогах Всероссийского конкурса школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова Всероссийский конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова, посвященный 110-летнему юбилею писателя, был объявлен кафедрой русской литературы Института гуманитарных наук ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского общенационального журнала «Мир Шолохова» в апреле 2015 г. За конкурсный месяц на адрес редакционной электронной почты было прислано 80 работ 78-ми школьников (2 школьных работы выпускника прошлых лет), а также 8 сочинений студентов вузов и средних специальных учебных заведений и 7 методических разработок учителей. Конкурс получился даже не всероссийским, а международным, т.к. в нем приняли участие учителя и школьники не только России, но и Республики Казахстан (с. Дарьинское). Впечатляет география авторов сочинений: Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Орел, Пенза, Смоленск, Тюмень, Ульяновск, Ярославль, Алтайский край (с. Сидоровка, с. Родино), Республика Башкортостан (г. Нефтекамск), Волгоградская область (с. Кондраши), Воронежская область (с. Верхний Мамон), Республика Коми (г. Микунь), Красноярский край (г. Ачинск, г. Белокуриха), Курганская область (с. Сарт-Абдрашево), Ленинградская область (г. Ивангород), Нижегородская область (г. Дзержинск, с. Бортсуманы, с. Никитино), Новгородская область (г. Старая Русса), Оренбургская область (с. Матвеевка), Ростовская область (г. Волгодонск, г. Новошахтинск, г. Таганрог, с. Орловка), Республика Саха (Якутия) (с. Кескил), Свердловская область (с. Пьянки), Тюменская область (г. Салехард), Удмуртская Республика (г. Сарапул), Челябинская область (г. Аша, Бакальское городское поселение, Приморское сельское поселение), Ярославская область (г. Углич). В подготовке присланных школьных сочинений помощь оказали 36 учителей, каждому из которых было отправлено благодарственное письмо. Наиболее активно проявила себя Юлия Анатольевна Фильчагина, учитель русского языка и литературы Ачинской Мариинской гимназии, приславшая 22 работы своих учеников, среди которых – 2 лауреата Конкурса. Сама по себе идея литературного (педагогического) конкурса, олимпиады по словесности далеко не нова; немалое число такого рода мероприятий разного масштаба и значения проводятся в России ежегодно. Ряд конкурсов школьных сочинений проводился к 100-летию писателя в 2005-м году (префектура ЮВАО г. Москвы; Министерство культуры Ростовской области и др.). Однако очередной «круглый» юбилей М.А. Шолохова показывает, что потенциал школьного сочинения не только не исчерпан, но и становится все более востребованным в условиях «возвращения» сочинения в школу, мощного общественного запроса на активизацию воспитательной работы, на формирование в образовании нравственной и патриотически ответственной личности. А во всем этом роль литературы как школьного предмета является незаменимой и ключевой. Еще одна особенность проведенного Конкурса – консолидация интеллектуальных, организационных, информационных и иных возможностей вузовской (ГАОУ ВО МГПУ) и академической (Институт мировой литературы РАН) науки, учреждений культуры (Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова в станице Вёшенской) и средств массовой информации (журнал «Мир Шолохова»). Информационные письма о Конкурсе были размещены на сайтах ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВО «Литературный институт им. А.М. Горького», на сайте Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова и на его страничке в Facebook, на Интернет-порталах журналов «Молоко» и «Наследник», а затем, уже помимо воли организаторов, копировались и размещались на десятках других сайтов. В состав жюри Конкурса вошли ученые-филологи, непосредственно связанные с педагогическим образованием, знающие проблемы современной школы: доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ А.И. Смирнова (сопредседатель), доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, главный редактор журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин (сопредседатель), заместитель директора Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ по научной работе, кандидат филологических наук, доцент И.Н. Райкова, доктор филологических наук, профессор С.А. Васильев, кандидат филологических наук, доцент Л.И. Щелокова. С точки зрения организаторов, важно было провести конкурс именно школьных сочинений в их классическом виде, а не просто творческих работ по литературе. Особенно значимо это в связи с современным поиском форм «возвращения» сочинения в школу. Пока Министерство образования и науки и соответствующие комиссии и группы фактически предлагают подмену: назвать обязательную для школьников работу (предполагающую пока «зачет» – «незачет», т.е. низкий статус оценивания с весьма размытыми критериями) сочинением, а фактически превратить ее в эссе на общественные, философские и иные свободные темы. Причем, что принципиально важно, обращение к литературным произведениям предполагается факультативным, т.е. в работе оно может быть, а может и не быть. Это значит, что школьник имеет возможность вообще не касаться русской литературы, не знать ее вовсе, и при этом получить «зачет» по такого рода «свободной» работе неопределенного жанра – «сочинению». С другой стороны, важно было провести конкурс работ школьников по произведениям именно Михаила Александровича Шолохова. Шолохов не только один из крупнейших русских классиков и гениев мировой литературы ХХ века, выдающийся мастер русского слова. Его произведения, наряду с содержательной, идейной глубиной, по-новому раскрывающейся каждому поколению читателей, каждому человеку в разные периоды его жизни, и трагедийны, и истинно жизнестроительны, содержат сильнейший нравственный посыл, благотворно формируют ум и душу юных читателей. Вся жизнь Шолохова – ярчайший пример самоотверженного служения русскому слову, отечественной культуре, народу, вопреки колоссальным сложностям эпохи, опасностям мирного и военного времени, зависти и клевете. Со всем вышеперечисленным связаны цель, четкие требования к сочинениям и конкретные темы, предложенные школьникам на выбор. Цель конкурса: привлечение учащихся общеобразовательных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики и произведениям одного из наиболее выдающихся ее представителей – М.А. Шолохова. Требования к сочинениям: соответствие одной из предложенных тем; текстуальное обращение к произведениям М.А. Шолохова, как входящим в школьные программы, так и вне их; четкость структуры, логичность и обоснованность выводов; раскрытие в конкретных положениях работы стилевых и содержательных богатств и воспитательного потенциала шолоховских художественных произведений; примерный объем – 3–4 тетрадных листа (1,5–2 страницы формата А 4). Темы сочинений:
Сформулированные темы сочинений, именно благодаря их конкретности и четкости, дают возможность широко развернуться творческим способностям школьников, сочетая свободу мышления и переживания с их дисциплиной и структурированием – необходимым условием культуры мышления и «воспитания чувств», с достижением положительного результата – законченной творческой работы. Первая и третья темы предполагают по преимуществу литературоведческий и лингвистический подходы к произведениям писателя. Вторая дает возможность развернуть их нравственно-философский и гражданский потенциал. Четвертая предполагает более существенную роль обращения к биографии писателя, содержащей в себе колоссальные воспитательные возможности. Пятая тема позволяет школьнику либо сказать о том, что его волнует, но что не нашло отражения в предложенных ранее направлениях работы, либо, как это чаще всего бывало на практике, вернуться к одной из школьных тем, связанных с Шолоховым, насколько творчески – зависит от автора работы. Проводимый Конкурс был сугубо добровольным, не входил в необходимые для ученика учебные задачи, над юным автором не «возвышался» учитель, участие в Конкурсе не давало школьникам никаких преимуществ, например, при поступлении в вуз, в отличие от официальных предметных олимпиад. Тем отраднее, что Конкурс получился достаточно масштабным, показал живую заинтересованность детей и в написании сочинений на литературные темы, и в творчестве великого русского писателя ХХ века, и в судьбоносных вопросах истории и сегодняшнего дня Отечества. Информацию о Конкурсе дети находили нередко самостоятельно, в ряде случаев с учителем работа обсуждалась лишь на выходе, перед отправкой на рассмотрение жюри, кто-то отправлял тексты и вовсе без консультаций. С другой стороны, во многих сочинениях ощущался благотворный и столь необходимый сегодняшней школе творческий созидательный учительский импульс, умение заинтересовать школьника своим предметом и данной конкретной работой – без содержательных шаблонов, без диктата, но и не пуская ситуацию на самотек, не поощряя оригинальничанья, желания выделиться любыми способами. Многие присланные работы, особенно удостоенные лауреатских дипломов, вызывают живой отклик, содержат интересные формальные и содержательные, пусть и частные, даже личные, как и полагается в сочинении, находки и обретения. Так, Татьяна Дубкова (г. Нефтекамск) выбрала форму дневника, переходящего в читательский дневник и собственно сочинение, Ралия Муллавалеева (с. Сарт-Абдрашево Курганской области) обратилась к истории своей семьи – героической династии военнослужащих, Игорь Найдёнков (г. Москва) свою работу посвятил не изучающемуся ныне в школе роману «Поднятая целина» и вечно злободневным вопросам отображения правды жизни. Большинство сочинений было связано с темой Великой Отечественной войны, что вполне закономерно и в свете 70-летнего юбилея Победы, и вследствие огромной роли этой темы в творчестве М.А. Шолохова, и из-за самой широкой известности его рассказа «Судьба человека», к счастью, входящего в школьные программы по литературе. Лучшие сочинения этой направленности не ограничивались только вышеназванным знаменитым произведением, содержали параллели с другими текстами классика, формулировали свое, нередко ярко гражданское, отношение к затронутым проблемам. Так, Ксения Цицикашвили (г. Смоленск) подробно остановилась на очерке «Наука ненависти», цитировала роман «Они сражались за родину»; Диана Иванова (г. Москва), раскрывая тему героизма, вспомнила о «Донских рассказах», остановившись на примерах из «Алешкина сердца». Тема военного подвига и борьбы с фашизмом в некоторых работах нашла свое выражение и через параллели с недавними и длящимися трагическими событиями на Украине. Не столь масштабным, но весьма содержательным стал и Конкурс учительских методических разработок. Актуальность конкурса связана не только с объективным запросом на новые педагогические решения при изучении литературы в общеобразовательной школе. Но и с необходимостью отказа от навязанных методикой последних двух десятилетий идеологических штампов и схем при обращении к творчеству М.А. Шолохова. Кропотливая работа по освоению авторского стиля, приемов писательского мастерства, нюансов идейной стороны произведений писателя некоторыми авторами школьных учебников и методических пособий подменялась поверхностным и беглым обращением к пресловутой теме плагиата, к вульгарно понимаемой общественно-политической ситуации советской эпохи, тенденциозность трактовки которой грубо проецировалась на биографию М.А. Шолохова. Наиболее активно в Конкурсе методических разработок приняла участие Маргарита Эдуардовна Павлюк (с. Дарьинское Республики Казахстан), приславшая развернутую программу работы школьного шолоховедческого кружка в рамках направления «Литературное краеведение», учебную презентацию о музейном комплексе М.А. Шолохова в Дарьинском, сценарий литературно-музыкального вечера «Наш Шолохов». Неля Михайловна Жихарева (с. Золотаревка Ставропольского края) прислала двучастную учебную презентацию о жизни и творчестве М.А. Шолохова с обилием иллюстративного материала. Татьяна Вячеславовна Сафонова (г. Москва) представила актуальные методические материалы для школьного урока по публицистике писателя, которая, несомненно, нуждается в более пристальном внимании школьников, педагогов, да и ученых. Итак, проведенные Конкурсы школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова и методических работ учителей-словесников показывают их несомненную востребованность и результативность. На русскую классику, и в частности, классику ХХ века, и на ее творческую, личную, живую, интерпретацию остается высокий запрос и юных читателей, и учителей-словесников, и общества. А благотворное воздействие на души читателей произведений одного из наиболее замечательных русских писателей – М.А. Шолохова, способность его прозы порождать все новые содержательные планы, ее потенциал по формированию юного патриота и гражданина в очередной раз засвидетельствованы практикой. Судя по отзывам авторов сочинений – школьников и студентов, их непосредственное обращение к текстам писателя нередко позволяло им переосмыслить, подчас кардинально, произведения классика, по-настоящему открыть их для себя, воспринять светлую личность М.А. Шолохова без влияния поверхностной, а подчас и ложной, сторонней информации, верно сориентироваться и в современной сложной общественной жизни, и в плане вечных нравственных ценностей. Это позволяет говорить о том, что проведенные Конкурсы, действительно, состоялись, были полезными и, возможно, имеют дальнейшую перспективу. Лучшие работы опубликованы в журнале «Мир Шолохова», № 2 (4) 2015 г. С.А. Васильев Лауреаты Конкурса сочинений
Лауреаты Конкурса методических работ
17.12.2015 ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |