Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Говорить должен свидетель


О книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»

Я абсолютно уверена, что таких девчонок,

 как военные девчонки 41-го года, больше

   никогда не будет… Я бесконечно люблю

  этих девчонок.

(Светлана Алексиевич.

«У войны не женское лицо»)

«За многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время» вручена Нобелевская премия белорусской писательнице Светлане Алексиевич в прошлом году. Перу лауреата принадлежат пять больших произведений: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели (сто недетских рассказов)», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд». Книги Алексиевич изданы в 19 странах, по ним сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Всего белорусская писательница получила около 30 премий в различных странах мира.

Журналистское образование определило специфику творчества Алексиевич. Писательница работала и работает в разных жанрах: рассказы, публицистика, интервью, репортажи. Она создала свой жанр – полифонический роман-исповедь, основанный на материалах бесед с реальными людьми. «Я стою на этой трибуне не одна… Вокруг меня голоса, сотни голосов, они всегда со мной», – так начинает свою Нобелевскую речь белорусская писательница. Она убеждена: описывая исторические события, «нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель». В этом смысле творчество Светланы Алексиевич уникально: она сознательно отказывается от своего голоса и превращается в слух, в ее книгах говорят другие люди.

Первая книга Нобелевского лауреата – «У войны не женское лицо» (1983 г.) – два года пролежала неопубликованной. В перестройку она была выпущена в нескольких издательствах и в последующие годы она многократно переиздавалась: ее общий тираж дошел до 2 миллионов экземпляров. Сама писательница так объясняют свою цель создания книги: «Написать бы такую книгу о войне, чтобы от войны тошнило, и сама мысль о ней была бы противна. Безумна. Самих генералов бы тошнило…»

Алексиевич назвала это произведение «романом голосов». Удивляет, какую огромную работу проделала автор при подготовке книги, сколько людей опросила и сколько часов провела в беседах! В романе говорят женщины и рассказывают об ужасающей изнанке войны, о той стороне, которую обычно стараются скрыть. Это страшная, но честная книга, полная очень искренних и откровенных историй, и ее прочтение равнодушным не оставит никого! Причем реакция может быть любой, даже резко негативной. Мне очень близки слова преподавателя МГУ Татьяны Красновой: «Мне было очень непросто дать их друзьям со словами: «Прочти, тебе понравится!»

Тебе не понравится.

Тебе будет страшно и больно, и главное – ты не сможешь отвернуться, потому что так болит только правда»…

Некоторые сравнивают голос Светланы Алексиевич с голосом пророка. А пророков, как известно, не любят потому, что они говорят правду. Сама писательница признается, что при подготовке книги у нее была задача узнать правду военных лет.

Главный парадокс романа: почему женщина, призванная давать жизнь, вынуждена убивать? У войны действительно не женское лицо, и представительницы прекрасной половины человечества, которых описывает книга, чувствуют это глобальное несоответствие. Женская психика оказывается неприспособленной к кошмарам, которые происходят вокруг нее, но, будучи по природе более гибкой, чем мужская, она проще подстраивается даже к таким нечеловеческим условиям. «Я бы даже сказала, что «женская» война страшнее «мужской». Мужчины прячутся за историю, за факты, война их пленяет как действие и противостояние идей, различных интересов, а женщины захвачены чувствами. И еще – мужчин с детства готовят, что им, может быть, придется стрелять. Женщин этому не учат… они не собирались делать эту работу…» (авторские размышления из романа).

Чего стоят сокровенные признания героинь книги: «Мне кажется, я две жизни прожила – мужскую и женскую...», «В войну я так полюбила людей, что никогда уже не смогу их разлюбить...», «Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей»! Сколько за ними сломанных судеб, боли, отчаяния, одиночества!

Есть какие-то общие черты этих удивительных героинь романа. Многие шли на фронт по некоторому вдохновению, даже в самом юном и несовершеннолетнем возрасте. И маленькие нежные девочки порой возвращались домой с сединой. Они рвались в бой, еще не понимая всех ужасов войны, они не боялись смерти, потому что не были с ней знакомы. Когда читаешь книгу, создается впечатление, что они не могли иначе, не могли спокойно сидеть на месте, когда родина в опасности. Еще поражает, что женщины оставались женщинами даже на войне. Одна из рассказчиц призналась: «Скажу так: если не быть женщиной, то на войне не выжить». Поэтому героини сражений в свободное время шили платья, рукодельничали, ходили на танцы…

Алексиевич отличает трепетное внимание к деталям и к жизни отдельного, на первый взгляд незаметного, того самого «маленького» человека, которым всегда интересовалась русская литература. «Меня интересует маленький человек. Маленький большой человек, так я бы сказала, потому что страдания его увеличивают. Он сам в моих книгах рассказывает свою маленькую историю, а вместе со своей историей и большую» (из Нобелевской речи).

Во многом мы привыкли читать советские книги о победоносной войне, о героях и подвигах. Книга Алексиевич, показывая женский взгляд на войну, еще ярче выявляет всю ее страшную суть. «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка» (Л.Н. Толстой).

Евгения Новосельцева

17.10.2016

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru