Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

«Шрам» на всю жизнь


Детство Атиллы Бакиевича Садыкова (1936–2006) было наполнено большими испытаниями, а он вырос и стал поэтом. Трудно сказать, получился бы из него поэт, если б он жил в других, благоприятных, условиях, в семье. наполненный любовью и лаской. Наверное, для зарождения поэзии важно иное: боль и одиночество объединились в его сердце и вылились стихотворными потоками. Вот что по поводу этого говорил В. Гюго: «Одиночество всегда так действует на ум: оно развивает поэзию, кроющуюся в каждом человеке».

Рождение в Иткуле

Озеро Иткуль находится на севере Челябинской области в 20 км от Верхнего Уфалея (Каслинский район). Столетия оно считается священным, окружено горами, самая высокая – Карабайка (544 м), рядом речка Карабайка, впадающая в озеро Иткуль. Места великолепные! Красивейшие!

Название озера произошло от татаро-башкирского «карабай» – «черный богач». В древние времена называли озеро чуть иначе – Ыййкуль, Иккуль. Иткол (Эткол) – это распространенное мужское имя у башкир. Есть иная версия: по-башкирски «ит» – говядина, «куль» – озеро. «Вода как стеклышко – все камни на дне сосчитай, – находим у П.П. Бажова в «Демидовских кафтанах» об Иткуле. – Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали».

Люди появились здесь 7000 лет назад. Иткульцы появились здесь 2700 лет назад и через 400 пропали навсегда. Их исследователи считают отдельным народом (металлурги, кузнецы в раннем железном веке). Археологи обнаружили в этих местах десятки металлургических печей, шлак, руду, литейные формы. Иткульцы ковали бронзовое оружие, оно имеет сходство с оружием степных кочевников Южного Урала. Держали они  много лошадей. Башкиры же живут у Иткуля всего более 300 лет.

На берегу озера сохранились пещеры. Есть остров Галька, состоящий из камней и валунов. Есть Шайтан-камень (от тюрского – «злой дух», «черт»), одинокая скала, стоящая в воде. С древних времен на камне происходили обряды: в дождливое лето, чтобы появилось солнце, на Шайтане резали белого барана, а в засуху, чтобы пошли дожди,  – черного.

Деревне Иткуль (сейчас село) более 300 лет. Здесь, в живописнейших местах 8 апреля 1936 года родился поэт Атилла Бакиевич Садыков. И жить бы ему да поживать в этих распрекрасных местах, расти и радоваться, да только так в сказках сказывается, а в жизни чаще – наоборот: в двухлетнем возрасте Атилла был отдан в детский дом (село Воскресенское Каслинский район).

Сирота Воскресенская

Как только ни называли детей, оставшихся без матери и отца. В словаре В.И. Даля – «сирота, сиротина, сироточка, сиротинка, сиротиночка, сиротушка, сиротинушка, сиротица, сирян, сиряка, сироть, сиротец, сиротца». Есть много пословиц про сирот, а среди них такая: «Без мужа жена всегда сирота». Так и случилось с матерью Атиллы, оставшись без мужа с ребенком на руках, она была вынуждена отдать сына в детский дом. Мусульманским законам не смогла идти наперекор. Кто был отцом мальчика? И знал ли он о рождении сына? Позже Атилла разыщет отца, он жил в Троицке, работал в тюрьме.

Известно, что отец его в Иткуль в 30-х годах приезжал ликвидировать неграмотность среди местного населения. Работа по ликвидации неграмотности кипела по всей стране. Сам Луначарский с 1920 по 1930 год руководил ликбезом (декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года). К 1936 году было обучено около 40 миллионов неграмотных, в 1939 (по данным переписи населения) грамотных лиц от 16 до 50 лет приблизилось к 90 %.

Село Воскресенское, в котором оказался двухлетний Атилла, сегодня входит в состав Тюбукского сельского поселения. Дата основания села не установлена. На карте 1735 года на месте Воскресенского помечена деревня Кадерметева. Земли вокруг озера Синара в 1751 году стали собственностью горнопромышленника Н.Г. Клеопина. Сюда переселили крестьян с новгородских земель. Село огородили крепостными стенами. Мужское население было записано в казаки. Казаки защищали деревни от набегов башкир. В 1784 году имение, в которое входило Воскресенское, было продано Н.Н. Демидову. В 1809 собственником земель стал Л.Н. Расторгуев. Наследницы Расторгуева управление заводами передали Г.Ф. Зотову. Население Воскресенского занималось добычей руды и выжиганием древесного угля для  Кыштымских заводов. На реке Синара была построена плотина, действовала мукомольная мельница.

История Воскресенского интересная. Если б Атилла Садыков остался жить в селе, то, глубоко изучив летописи и рассказы местных жителей, смог бы написать книгу. Жители принимали участие в восстаниях 1823 года и 1826-го. Летом 1918 в селе располагался штаб 43-го стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии (5-й армии РККА Восточного фронта) под командованием Василия Чуйкова. Войска двигались к Челябинску для участия в Челябинской операции. В 1918 году здесь была организована сельскохозяйственная коммуна «Рассвет». В 1930 был образован колхоз «Синара», который после был разделен на два колхоза: имени Сталина и имени Молотова.

Вокруг завораживающие места! В самом селе стоит необычный по строению храм во имя Знамения Божией Матери (архитектор М.П. Малахов), его возводили в период с 1822 по 1835 год. А до этого здесь была деревянная Воскресенская церковь, которая в 1814 сгорела. Деревянная школа была открыта еще в 1874 году, трехклассная земская. Новая 4-классная школа появилась в 1915, строилась при содействии купца Н.А. Злоказова. До 2005 года в здании размещалась школа. Именно в ней учился Атилла Садыков. Поскольку, как показало время, знания его были крепкими, особенно развиты правильная русская речь, способность ясно выражать свои мысли, то становится понятно, что учили в советских школах на совесть. Одна беда – сиротство. «Сиротство – одиночество» (С.И. Ожегов). И стало оно шагать с Атиллой Садыковым по жизни. А расстаться с ним, ощущением боли  в душе и сердце, сироте невозможно.

Война и голод

Очень многие детские дома строились в колхозах, с расчетом, видимо, что продуктами сироты будут обеспечены. Но Великая Отечественная война забрала у детей обычное питание. На фронт из колхозов в страдную пору 1941 года ушло все мужское население, да и многие женщины. В начале войны на территории нашей области на четверть сократилось количество тракторов, фронту были отданы 14 тысяч лошадей. Из-за нехватки кормов погибали целые стада мясных и молочных животных. Сравните: в 1941 году в области было 290 тысяч голов, а в 1945 – 120.

Тяжелые испытания выпали колхозникам. На сельхозработы мобилизовали женщин, стариков и детей. Перед крестьянством были поставлены сложные задачи – обеспечить нашу армию продовольствием, промышленность – сырьем. Весна на Южном Урале 1942 года была поздней, дождливой, холодной. В 1943 – засуха, а потребность области в продовольствии возросла, ведь увеличилось городское население, было много эвакуированных. А еще нужно было выделить семена для восстановления колхозов и совхозов на освобожденных территориях.

Атилле Садыкову в 1941 году исполнилось всего пять лет, но голод ему хорошо запомнился. К ощущению сиротства прибавилось ощущение неминуемой беды и постоянного страха остаться голодным. Когда война закончилась, Атилле исполнилось всего девять. И самой большой его мечтой была, конечно, еда. Накушаться досыта! В сиротстве жить – слезы лить.

Бродяжничество по Макаренко

Почему же Атилла не остался здесь, на земле южноуральской, мог окончить местное реальное училище, работать трактористом в колхозе? А он в 14 лет оказался на юге страны. Что произошло? Ему снилось и верилось, что где-то лучше и сытнее?

В то время все читали запоем книги А.С. Макаренко. «Педагогическая поэма» перечитывалась по сто раз (автор работал над произведением с 1923 по 1933). В книге герои – подростки и совсем взрослые ребята. Они проходили путь возвращения к человеческой жизни. Конечно, в детском доме в Воскресенске читали «Педагогическую поэму» и другие произведения автора, они издавались в журналах, выходили отдельными книгами. Конечно, Атилла Садыков читал много, поэтому у него такая правильная развитая речь, и эту книгу, думаю, тоже читал. «Харьковская окраина, – из книги А.С. Макаренко «Марш тридцатого года» (вышла в 1932). – Опушка леса, красивый темно-серый дом, цветники, фруктовый сад, площадки для тенниса, волейбола и крокета, открытое поле, запахи чабреца, васильков, полыни… Здесь расположена самая молодая детская коммуна на Украине – коммуна имени Феликса Дзержинского, открытая 29 декабря 1927 года. Сто пятьдесят коммунаров (сто двадцать мальчиков и тридцать девочек) живут в великолепном доме, выстроенном специально для них». Может, сюда помчался Атилла за сытой жизнью? Верил, что такая коммуна существует до сих пор?

Может, Марк Шенгауз, один из героев «Педагогической поэмы», подсказал такое решение Атилле? «– …Я подумал потому, что прочитал статью в газете «Висти» под заглавием: «Кузница нового человека», это про вашу колонию. Я тогда увидел, куда мне нужно идти, и я стал просить. И сколько я не просил, все равно ничего не помогло. Мне сказали: эта колония для правонарушителей, чего ты туда поедешь? Так я убежал из той колонии и пошел прямо в трамвай. И все так быстро сделалось, вы себе представить не можете: я только в карман залез к одному, и меня сейчас же схватили и хотели бить. А потом повели в комиссию».

Мальчишки ехали к Макаренко со всей страны, хотя бы посмотреть на самом ли деле он есть, вот эпизод из «Педагогической поэмы»:

«– Макаренко, значит, да?

Я остановился против него и ответил спокойно, стараясь из всех сил ничего не выразить на своем лице.

– Да, это моя фамилия. А тебя как зовут?

Рыжий, не отвечая, засвистел снова, пристально меня разглядывая прищуренным глазом и пошатывая одной ногой. Вдруг он круто повернул спиной, поднял плечи и, продолжая свистеть, пошел прочь, широко расставляя ноги и роясь глубоко в карманах. Его приятели направились за ним, как и раньше, обнявшись, и затянули оглушительно:

Гулял, гулял мальчишка,

Гулял я в городах…»

На самом деле колония имени Горького была создана в 1920 (1921) году в селе Ковалевка, Ракитном, под Полтавой, переехала в Куряжский монастырь под Харьков, просуществовала до 1926. В 1922 году после окончания гражданской войны в стране насчитывалось около 7 миллионов малолетних бродяг. Конечно, не всех могла принять колония Макаренко, хотя многие детдомовцы сбегали к нему, многие малолетние бродяги добирались до Украины. Все искали его колонию. Но уже в 1928 году Макаренко по настоянию Н.К. Крупской был уволен. Откуда об этом могли знать дети-бродяги?

Бродяжничество среди детей и подростков после Великой Отечественной войны вновь увеличилось. В стране  было немереное количество сирот. Ликвидация массовой детской беспризорности началась в 1941–1952 годах. К концу 1945 было открыто 120 новых детдомов для 17 тысяч детей. За счет колхозов в этот период содержалось 4 тысячи детских домов. Но многие дети сбегали, не выдерживая сложной жизни в детских учреждениях.

И Атилла Садыков скитался. Жизнь его не стала лучше, но он много увидел, много узнал. Харьков не село Воскресенское. Затем Атилла с Украины перебрался в Краснодарский край, где в 14 лет работал пастухом. А после Краснодара попал в Адыгею.

Адыгея

Кубань и Адыгея расположены на территории с удивительным сочетанием природных факторов, которые не встречаются больше нигде на планете. Кавказские горы являются климатическим рубежом – они отделяют умеренный климат от субтропического. Два моря – Черное и Азовское – создают особенную прелесть этим местам. И Атилла отогрелся здесь на солнце, на жаре невыносимой загорел, накупался вдоволь, попадал под ливни, град… «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди, – написал А.С. Макаренко в «Книге для родителей». – Из них на первом месте – родители и педагоги». Родителей у Атиллы не было, но были «люди, вещи, явления». В селе Воскресенском были воспитатели и педагоги. Бродяжничая, он встречал разных людей, наблюдал природные явления, имел кое-какие личные вещи. А еще: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гиббон)*.

Таким ребятам, как Атилла, в «Педагогической поэме» Макаренко дал общую характеристику: «Как бы долго ни болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть – пусть самый небольшой – интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить». Так и случилось с Атиллой. Его отсталость в коллективе заполнилась, расстояние от нормы уменьшилось. Он стал воспитанником колхоза станицы Кужорской Майкопского района. 

Адыгея – аграрная республика. Приоритетной для нее всегда являлась профессия  «тракторист». Здесь Атилла Садыков поступил в Майкопскую школу механизации сельского хозяйства, которая в 1934 году была организована в станице Ханской. В ней готовили механизаторов для МТС. Уже для первого набора (34 человека) в школе механизации были открыты два отделения: тракторист-машинист и слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин. Во время войны школа была почти полностью разрушена. Основными учениками стали девушки и подростки. Практику они не проходили, так как все горючее уходило на фронт. После войны в короткий срок были построены учебные корпуса для практических занятий, лаборатории, мастерские. Атилла Садыков учился здесь, когда директором школы был Алексей Петрович Караваев. В 1953 школу переименовали в училище механизации № 1, а в 1954 – в профессионально-техническое училище.

Станица Кужорская

В станице Кужорской жили казаки. Она была основана в 1861 году (год отмены крепостного права), тогда и произошло заселение ее донскими казаками. Находится Кужорская в 20 км от Майкопа в живописных местах – предгорьях Кавказа. Жители занимались с давних пор изготовлением сукна и изделий из шерсти. Почти все местные женщины были заняты этим ремеслом.

Но на земле этой случилось много горя: в годы Второй мировой войны и в годы Великой Отечественной войны здесь массово расстреливали еврейское население. Трагедия населения запечатлена в памятнике Холокоста (недалеко от поселения). Все об этом знают…

И Атилла узнал здесь о другой боли, о той, которая была страшнее его личной. Многие, очень многие местные жители потеряли своих близких родственников. Смерть оказалась страшнее. Неудивительно, что именно в этой станице приняли Атиллу, обратили на него внимание, неравнодушные люди обогрели, накормили, а потом направили учиться в школу механизаторов.

Целина

Окончив Майкопское училище механизации, Атилла в 1955 году по комсомольской путевке уехал на целину. И с 1955 по 1958 год он пахал целину в колхозе Тельмана и в колхозе «Ерементауский» Акмолинской области. Работал трактористом в Казахстане и активно сотрудничал с областными и республиканскими газетами. Здесь его творчество увидело свет. И это его радовало.

Позже, в 1986 году, в Челябинске у Атиллы Садыкова выйдет книга в Южно-Уральском книжном издательстве. В сборнике – стихотворения и поэмы. Рецензентом  стал Р. Винонен, член Союза писателей СССР. В предисловии он написал: «Юность уральского поэта, автора книги «Степь – колыбель моя» мужала на целинных просторах. Отсюда верность этой теме, тяга к сильным характерам. В сборник, наряду с новыми произведениями, включены лучшие из ранее опубликованных».

СТЕПЬ. ЦЕЛИННАЯ ТЕТРАДЬ

I. Башня Тамерлана

Катила воды медленно река,

И день вставал

Что ни на есть обычный.

Свежак, толкая крылья ветряка,

Врывался в храм заброшенный

Кирпичный.

У древней башни

Густо рос бурьян.

Когда-то, вестью роковой

Застигнут,

В честь дочери любимой

Тамерлан

Здесь повелел надгробие

Воздвигнуть.

Давно легендой

Обросла молва,

Пленяя души старца

И подростка…

Дышала рядом древностью

Трава,

Давно уже пообсыпалась

Известка.

Была в траве разбросана кругом

Разбитая стеклянная посуда.

Лежал у входа

Заржавевший лом,

След от костра чернел

И от мазута.

Дороги, тропки притянув

К себе,

Стояла башня во поле

Широком.

Я к ней ходил

По утренней тропе,

Шершавый камень долговекий

Трогал…

Это из этого сборника. О целине. Откликнулась Аргаяшская центральная библиотека и поделилась публикациями из книги поэта.

Возвращение на Южный Урал

Татарская пословица гласит: тому не стыдно, кто, заблудившись, все же сумел воротиться домой. Атилла возвратился на Южный Урал в 1959 году. В Челябинске жил на квартире у совершенно незнакомой ему женщины, но она приняла его и полюбила, как родного сына, он считал ее своею матерью.

Работал он и бульдозеристом, и трактористом на Челябинском металлургическом комбинате в цехе шлаковых материалов. Первые его стихи на южноуральской земле были напечатаны в «Челябинском рабочем» в 1959 году. Видимо, тогда он и пришел на занятия в литобъединение «Металлург». Творчество шло своим путем, никто не мог остановить его стихи и ничто. В них Атилла нашел облегчение для своей сиротской души.

«До сих пор я хорошо помню тот день, – вспоминал Атилла, – хотя и прошло более сорока лет, когда мы, молодые поэты ЧМЗ, ходили гурьбой по парку металлургов вслед за Валентином Сорокиным и хором придумывали название для его очередного поэтического сборника. То и дело со всех сторон слышалось: «Солнце в ковше», «С мартеном в груди», «Огненное племя», «Братья по огню»… Сорокин отрицательно качал головой и, улыбаясь, произносил басовито: “Нет-нет, не годятся заготовки, нужно чтобы название сборника было связано с моей судьбой, и в то же время, чтобы оно звучало не стандартно, лирично и красиво”». Так Атилла влился в ряды рабочих поэтов. Здесь он нашел родственников по поэтическому слову.

В личной жизни ему не везло, сиротство не располагало к семейной жизни. В одной мудрой пословице сказано: умей дитя родить, умей и научить. Не всегда рождение человека совпадает с родительским воспитанием и любовью. Хотелось бы, чтобы такого не было вообще, чтоб у каждого ребенка была семья. Чтоб он вырастал для новой, своей, семьи, для человеческой заботы и любви.

Поэт и журналист

Рустам Валеев и Атилла Садыков были знакомы по объединению «Металлург». В 60-х годах Рустама пригласили работать в Аргаяш, в газету «Восход». Он пригласил Садыкова. Раньше из Аргаяша уехал Валеев, а Садыков остался и проработал журналистом в районной газете с 1965 по 1980 год.

Но литературные занятия по-прежнему Атилла Бакиевич посещал в «Металлурге». Пройдет время, и он напишет об этом: «Вспоминается лето шестьдесят девятого. Вячеслав (Богданов) только что прилетел из Москвы. Он был в то время руководителем нашего заводского литобъединения «Металлург». Полнолицый, голубоглазый, с разбухшими от ветров и морозов ручищами, прошедший многолетнюю закалку на высотах коксохима Челябинского металлургического, он знал цену настоящей мужской дружбе и поэтическому слову».

В Аргаяше Садыков женился на Жанетте, Жанне. В семье родились две дочери. Но найти его близких родственников мне не удалось. Известно, что жена его выписана из Аргаяша в феврале 2019 года. Младшая дочь живет в Челябинске. О старшей ничего неизвестно. Надеюсь, что родственники отыщутся и допишут биографию поэта.

Первой книгой стихов Атиллы Садыкова стал сборник «Степь – колыбель моя». Он вышел в 1978 году в издательстве «Современник».


От редакции. Главным редактором «Современника» в ту пору был поэт Валентин Сорокин, который хорошо знал А. Садыкова по литобъединению «Металлург». Валентин Васильевич, работая в «Современнике», всячески поддерживал талантливых земляков. «Степь – колыбель моя» оказалась первой и единственной книгой поэта, вышедшей в столице.

Степь – колыбель моя: стихи / Атилла Садыков. - Москва: Современник, 1978. - 63 с. портр.;  Стихи. Тетя Шура: Главы из поэмы - (Первая книга в столице). - 10000 экз.- 0.30 р.


Книга явилась личной победой поэта. Тогда не у каждого литератора выходили сборники в Москве.

 Несколько месяцев я искала в Аргаяше людей, знавших Атиллу, но все безрезультатно. И вот откликнулся Рашид Шавкатович Хакимов. Письмо пришло по электронной почте 21.07.2021. Материал я отдала в редакцию, но вернулась к нему. Письмо привожу полностью, хотя о многом я уже написала. Очень важно то, что нашелся реальный человек, знавший Атиллу Бакиевича.

Поэт со своим голосом

Я был достаточно близко знаком с Атиллой Бакиевичем Садыковым. Он работал в редакции аргаяшской газеты «Восход», а я работал в райкоме комсомола, затем на партийной работе. Атилла был творческим человеком с очень трудной судьбой. Он рано остался без родительской опеки, ласки, внимания, вырос в детском доме. Атилла, если можно так выразиться, был «недоласканным».Трудное детство, полуголодное выживание после войны, скитания по стране в поисках самого себя, а часто и просто в поисках теплого угла. Атилла пробивал себе дорогу сам, работал на целине, слесарем на заводе, жил в рабочих общежитиях, и все это, конечно, повлияло на его характер. Он по темпераменту был скорее холериком, мог легко обидеться, взорваться, многое он таил в себе. Часто окружающие не понимали его, как и всех неординарных творческих людей. Однако, несмотря на все перенесенные невзгоды, Атилла сохранил в себе детскую ранимую душу, удивительный взгляд на мир, поэтическое видение, нежность, что проявлялось в его стихах. Когда Атилла Садыков жил и работал в Аргаяше, вокруг него был круг людей, любящих поэзию, он был для них центром притяжения. Он часто привозил в район друзей-поэтов Вячеслава Богданова, Александра Куницына, Геннадия Суздалева и других, тогда проходили поэтические вечера, встречи со слушателями. Только невозможность полностью отдаваться литературной работе, а Атилла долго работал в газете, а это не самое лучшее место для творчества, необходимость содержать семью, у него было две дочери, а также недостаток приобщения к высокой литературе и культуре, образованию (он поступил учиться на Высшие литературные курсы лишь в возрасте 45 лет), из-за трудностей жизни помешали Атилле стать очень большим поэтом. Поэтический дар в нем, несомненно, был.

Атиллы Садыкова нет, однако остались его замечательные стихи, они помнятся любителям поэзии. Это был очень своеобразный, со своим голосом поэт. Я вспоминаю его с очень добрым чувством.

Рашид Шавкатович Хакимов, кандидат исторических наук,

доцент ЧелГУ

В Союз писателей СССР Атилла Бакиевич Садыков был принят в 1981 году. Учился: в 1983 окончил Высшие литературные курсы. Руководил литобъединением «Металлург» в ДК ЧМК (1983–1993).

Мысли «вслух» или размышления

Известным, как видим, Атилла Садыков стал не сразу. Прошел сложный жизненный путь, был кочегаром, дворником, слесарем на заводах, но сиротство нашло выход в его душе, отдушину, и он глубоко выдохнул, когда нашел себе место в поэзии. Стихи заполонили его думы, он мыслями своими весь уходил в стихотворчество, отодвигая свою личную боль, но  сколько б ни было вокруг друзей, одиночество его никогда не оставляло. Семейная жизнь  не сложилась.

Он размышлял об этом, конечно, но писал о другом: «Со мною что-то стряслось, и я вдруг заговорил прозой. Наверное, это оттого, что слишком много времени я носил в себе груз непридуманных живых рассказов моих собратьев по перу из литобъединения «Металлург» об их личных встречах с поэтом Николаем Рубцовым».

Он пытался найти себя в дружбе и находил, пытался любить и любил, но сиротство вновь не давало ему возможности быть семейным человеком. Он успокаивал себя сам: «Однако мой голос упрямо твердил мне денно и нощно: "Послушайся меня. Все истинные поэты накрепко связаны незримыми нитями, словно звенья одной цепочки: своими судьбами, биографиями, выстраданными строчками. Вот посмотри сам: у Рубцова и у твоих собратьев-челябинцев схожие судьбы – голодное военное и послевоенное детство, сиротство, раннее взросление в заводских цехах и общежитиях"».

И закрытая внутри боль вышла наружу и оставила шрам, рубец на его поэзии и судьбе.

* Эдуард Гиббон – британский историк и мемуарист (1737–1794).

Источник: журнал МОЛОКО, 2021-8


САДЫКОВ Атилла Бакиевич (р. 8.04.1936, дер. Иткуль Челябинской обл.), поэт, чл. СП России (1981). В 14 лет работал колх. пастухом в Краснодарском крае. Окончив Майкопское уч-ще механизации, по комсомольской путевке уехал на целину. С 1959 живет в Чел.: работал грузчиком, кочегаром, слесарем на заводах. Ок. 20 лет сотрудничал с аргаяшской районной газ. “Восход”. Пер-вые стихи были напечатаны в 1959 в газ. “Челябинский рабочий”. Публиковался в ж. “Урал”, “Рабоче-крестьянский корреспондент”, в альманахах и коллективных сб-ках. В 1978 в изд-ве “Современник” вышла в свет 1-я кн. стихов. После окончания Высших лит. курсов руководил (1983–93) литературным объединением “Металлург” ЧМК.

З. Е. Прокопьева

Соч.: Степь – колыбель моя. М., 1978; Под степными звездами. Ч., 1986; Избранная лирика. Ч., 1997.

Лит.: Санина К. Яркие зерна // Лит. Россия. 1978. 6 окт.; Федотовский М. Цена опыта // Урал. 1979. № 3; Дробышевский В. Своим путем // ВЧ. 1986. 21 мая; Жуков В. Садыков Атилла. Под степными звездами: Стихотворения и поэмы... // Урал. 1987. № 6.

Источник: Энциклопедия «Челябинск»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru