Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Письмо одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное


Святитель Николай Сербский

И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом.

Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира[i], твердость Немани[ii], христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина[iii], кротость Стефана Дечанского[iv], смирение царя Уроша[v], жертвенность князя Лазаря[vi], мужество Бана Страхини[vii], правдолюбие Марко Кралевича[viii], сердце матери братьев Юговичей[ix], верность и доброту княгини Милицы[x], сострадание девицы косовской[xi], терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав[xii] сербских.

Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено,– вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься,– подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе.

Сказать кому-нибудь: «Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное» – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное!

Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой.

Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником.

Этого тебе желаю и тебя приветствую.

 

[i] Иоанн-Владимир, мученик († 1015; память 22 мая/4 июня), король Зетский, правивший с 970 года. (Зета – позднее Черногория. После завоевания в 960 году Сербии Византией сербская знать бежала на запад, в Зету, и здесь в конце X века возник новый центр сербской государственности – Сербская Зетская держава.)

Иоанн-Владимир прославился как мудрый и мужественный, кроткий и милосердный, целомудренный и благочестивый правитель; как усердный молитвенник, устроитель и благотворитель монастырей и храмов. Погиб мученической смертью от рук заговорщиков: ему усекли главу. Был погребен близ города Элбасаны (Албания) в монастыре Шен Иони («Святой Иоанн»). Здесь, на месте его упокоения, было явлено множество чудес и были обретены нетленными его святые мощи. Ныне они покоятся в столице Албании Тиране, ибо в 60-х годах ХХ века обитель была уничтожена богоборческим режимом диктатора Энвера Ходжи (1948–1985).

[ii] Неманя Стефан – мирское имя преподобного Симеона Мироточивого († 1200; память 13/26 февраля), Великого жупана, то есть князя Сербского, правившего с 1170 по 1196 год.

Основатель Сербского государства и династии Неманичей. Будучи правителем Сербии, объединил б!ольшую часть ее земель и добился признания независимости Сербского государства Византией в 1190 году. Крестившись от латинян, впоследствии принял православие и во время своего правления много потрудился, защищая свой народ от инославного и еретического влияния.

Создав и укрепив независимое государство, в 1195 году передал правление своему сыну Стефану Первовенчанному (1195–1224) и последовал за другим сыном – святым Саввой (см. примечание 1) – на Афон, где, подвизаясь в монашеском образе, достиг высокой меры духовного преуспеяния. Последними словами его были: «Всякое дыхание да хвалит Господа!».

По преставлении Бог прославил святого Симеона многими чудесами. И до сего дня мощи его источают миро, помазующиеся которым верующие получают исцеление.

[iii] Стефан Милутин, святой († 1320; память 30 октября/12 ноября), король Сербский Стефан Урош II из династии Неманичей, правивший с 1282 года.

Защищая независимость Сербии и православную веру, воевал с Михаилом VIII Палеологом (ок. 1261–1282), Византийским императором, подписавшим в 1274 году так называемую Лионскую унию с католиками и принуждавшим балканские народы и афонское монашество признать власть папы. В 1299 году он успешно завершил войну с Византией и женился на принцессе Симониде, дочери Византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), в результате чего значительно расширил свои владения.

В 1292 году воевал с болгарским вассалом Крымского хана Ногая ([?]–1300), правителем Видина, во главе болгаро-монгольских войск вторгшимся в Сербию и опустошившим часть ее земель. В этой битве король Милутин одержал победу, но на защиту своего вассала выступил сам хан Ногай. Чтобы избежать прямого столкновения с сильнейшим противником, король решил заключить мир с ханом, который, не удовольствовавшись присягой и подарками, затребовал к себе старшего сына Милутина Стефана (см. примечание 10) в качестве заложника. Таким образом в 1292 году Сербия попала в вассальную зависимость от Ногайского государства.

Благочестивый король, будучи усердным и смиренным молитвенником о своем отечестве, возвел более сорока храмов как в Сербии, так и за ее пределами: в Греции, в Болгарии, на Святой Земле и на Афоне. Мощи его, обретенные нетленными, почитаются как имеющие чудотворную силу.

[iv] Стефан Дечанский, мученик († ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355).

С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского ха-на Ногая ([?]–1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету.

По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе».

Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание»,– и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол.

Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия.

Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны.

[v] Стефан Урош, Кроткий, мученик († 1367 [или 1371]; память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355).

Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года.

Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

[vi] Лазарь Сербский, великомученик († 1389; память 15/28 июня), король Сербский из династии Неманичей, правивший с 1371 года.

Одно из главных героических лиц сербской истории. Отец Лазаря Сербского – Прибац Хребелянович – был вельможей при дво-ре могущественного Сербского короля Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Святой Лазарь родился около 1329 года в городе Прилепце; с детских лет был воспитан в христианской вере, быстро преуспевал в учении и благочестии, чем привлек внимание самого короля Стефана Душана Сильного и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на княжеский двор в Скопье и уже вскоре принимал участие в решении государственных дел. Стал зятем короля Стефана Душана, который отдал ему в супруги свою родственницу Милицу (см. примечание 16), дочь Великого князя Вратко (Богдана Юга; см. примечание 15), из рода Неманичей. Вскоре после этого, около 1353 года, Лазарь был возведен в достоинство князя, получив в управление одну из сербских областей, и стал воеводой войска Стефана Душана.

В 1371 году, после смерти сына короля Стефана Душана, Стефана Уроша V (см. примечание 11), святой Лазарь был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для своей страны: усмирил соседних князей, грабивших сербское население, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, монастыри и благотворительные учреждения. «Задушбиной» (то есть «за душу» пожертвованным) святого князя Лазаря стал монастырь Раваница, основанный им в 1380 году и посвященный Вознесению Господню. В 1375 году князь Лазарь исходатайствовал у Византии дарование Сербскому архиепископу сана Патриарха.

Не желая видеть родину данницей турок, боролся за ее независимость, но, одержав победу в нескольких сражениях, был захвачен в плен и принял мученическую смерть в битве на Косовом поле (см. примечание 24). Сражение произошло 15/28 июня 1389 года. В этот же день была Крестная Слава (см. примечание 18) князя Лазаря – память святого пророка Амоса († VIII век до Р.Х.; память 15/28 июня). Мощи святого покоятся в монастыре Раваница.

Сохранилось предание, что накануне битвы Ангел Господень вопрошал Лазаря, какого (земного или же вечного) царства князь желает. И Лазарь предпочел Небесное: когда Господь призвал его для главного подвига, он, не задумываясь, принес свою жизнь в жертву ради сербского народа.

[vii] Бан Стр!aхиня – один из бесстрашных героев битвы на Косовом поле (см. примечание 24).

[viii] Марко Кралевич – герой сербского эпоса, сложенного слепым поэтом и гусляром Филиппом Вишничем (см. примечание 89).

[ix] …Сердце матери братьев Юговичей…

Богдан Юг ([?]–1389) – воевода Топлицкий и Полимский Вратко – отец княгини Милицы (см. примечание 16), супруги князя Сербского Лазаря (см. примечание 12).

Вел свое происхождение от Вукана, короля Сербского (1202–1203), старшего сына Великого князя Стефана Неманя (см. примечание 8). Привел на Косовскую битву (см. примечание 24) девятерых своих сыновей и героически погиб вместе с ними.

[x] Княгиня Милица († 1405; память 19 июля/1 августа) – преподобная Евгения (в схиме Евфросиния) – супруга князя Сербского Лазаря (см. примечание 12), сестра братьев Юговичей (см. примечание 15).

После гибели князя Лазаря княгиня Милица правила Сербией, пока сын ее, Стефан I Лазаревич Новый (1389–1427), не вошел в возраст. К ней прибыло посольство хана Баязида (1389–1402), сына султана Мурада I (1359–1389), с предложением мира, но при условии, что княгиня пришлет к хану свою дочь Оливеру. Для того чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения, княгиня вынуждена была согласиться, хотя и против воли Сербского патриарха Спиридона, но дочь ее при этом никогда не должна была переменять своей христианской веры, что Оливера и соблюла, став женой Баязида. В 1393 году княгиня удалилась в монастырь Жупания, недалеко от города Крушевац, где приняла монашеский постриг с именем Евгения. Когда Стефану пришлось покинуть страну, заменила его на престоле, несмотря на то что уже была монахиней. Заботясь о благочестии народа, возводила монастыри и храмы; благотворила вдовам и сиротам. В старости приняла великую схиму с именем Евфросиния. Мощи ее мироточили, подавая исцеление многим страждущим.

[xi] Девица косовская – в эпическом сказании о Косовской битве (см. примечание 24) воспевается подвиг девушки, которая, благословляя, провожала воинов на сражение и после него обходила поле битвы в надежде найти и спасти живых, а умирающим старалась облегчить страдания.

[xii] Крестная Слава – одна из отличительных особенностей сербского Православия. Своими святыми покровителями сербы считают не только тех святых, имена которых носят, но и покровителей целого рода – тех, кому они совершают Крестную Славу.

До крещения Сербии каждый серб-язычник почитал, кроме Перуна, свое домашнее божество. Мудрый и дальновидный святитель Савва (см. примечание 1), сын Великого князя Стефана Неманя (см. примечание 8), зная, как трудно будет сентиментальным и преданным семейному очагу и отеческим традициям сербам расстаться с домашними божками, благословил особенное почитание кого-либо из великих святых Церкви Христовой, ставших молитвенниками о всех, просящих их помощи. Пастыри советовали избирать для Крестной Славы святых, день памяти которых праздновался осенью, зимой и весной, а не в страдную пору, так как Сербия была страной земледельческой и скотоводческой. Сербы крестились не всем народом, а родами. Каждая семья выбирала день крещения и святого, чья память праздновалась в тот день, принимала как свою Славу. Таким образом, поклонение языческим кумирам постепенно сменилось почитанием истинных святых Церкви Христовой. Слава переносится из поколения в поколение: от отца к сыну.

Крестную Славу сербы праздновали во все времена, сохранили они эту светлую традицию и в пору пятивекового турецкого ига. Праздновали в изгнании. На полях битвы солдаты в окопах под вой снарядов преломляли зачерствелый хлеб, пели тропарь своему святому, зажигали огарочек свечи и возносили молитву. Праздновали, пребывая в богатстве и изобилии и в бедности и нищете. Не отрекались от своих святых сербы и после Второй мировой войны, в период мощной антирелигиозной пропаганды и гонений на веру Христову. Едва ли будет большим преувеличением сказать, что Крестная Слава сохранила православную веру в Сербии.

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru