Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Слово о Надежде Большаковой


На фото: Н.П. Большакова

(1957 – 2021)

 Не говори с тоской: их нет.

 Но с благодарностию – б ы л и…

 В.А. Жуковский

Не думала я и не предполагала, что придётся писать о Наде, о Надежде Павловне прощальное слово. Тем более, в текущем году. Сколько знала её, полную сил, общительную, жизнерадостную – всегда она была в центре общественных и литературных событий, проектов, идей…. Вот и 15 апреля 2021 года мы в очередной раз разговаривали по мобильнику. Надежда получила по электронной почте мою статью о есенинской теме в творчестве питерского поэта Бориса Орлова для сборника «Мурманская Есениана». Беседовали коротко, время у Нади было, как обычно, спрессовано, а голос – бодр и энергичен. Так что – «Привет, Ириш – да, я получила – поставила материал – ну, будем здесь, в Мурманске готовить сборник к публикации и искать деньги – спасибо, пока, роднуля...» Получается, попрощалась… И говорили в последний раз. Но осознала я эту беспощадную истину только следующим вечером, когда увидела в интернете и глазам своим не поверила – её сын Семён сообщил о скоропостижной смерти мамы… Одного лишь дня не дожила Надежда до своего 64-го дня рождения.

С мурманской писательницей, создательницей музея саамской письменности и культуры в пос. Ревда Мурманской области Надеждой Павловной Большаковой мы впервые увиделись и познакомились в далёком 2003 году в Великом Новгороде, на Третьих Всероссийских Балашовских Чтениях. Но ещё до нашей очной встречи была и «заочная», ведь о Наде тепло отзывался известный писатель-историк Д.М. Балашов (например, в документальной повести «Любовь»). Да и рекомендацию Большаковой в Союз писателей России, как позже я узнала, дал именно Дмитрий Михайлович. Так что Надежда – литературная крестница Балашова.

Тогда, в ноябре 2003 года Надежда Большакова – жизнерадостная, словоохотливая, всюду поспевающая – показалась мне несколько… несерьёзной, что ли. Всегда готова и пошутить, и анекдот рассказать, и байку-прибаутку из «писательской жизни» вспомнить и громко-звонко во всеуслышание огласить… Улыбка с лица не сходит. Спеть-сплясать на банкете – охотно! Думалось мне – вот не по возрасту такое поведение. Наверное, живётся ей легко и просто, и здоровья вагон.

Но первое впечатление оказалось обманчивым. Уже в те годы Надежда страдала от перепадов давления. А потом начались проблемы с сердцем. Не всегда всё было ладно-складно и в её семье. В 2014 году долго и тяжко болела дочь Наташа. Непонимание, конфликтные ситуации, неприятности в общественной и профессиональной деятельности тоже случались нередко. Большакова своей предельной искренностью, принципиальным нежеланием «понимать и учитывать» некие объективные обстоятельства и чьи-то важные интересы иной раз раздражала работодателей, коллег и знакомых. Она никогда не боялась высказываться по самым разным вопросам, житейским и общественным, даже если её мнение было парадоксальным или не имело ни малейших шансов на поддержку… Но Надежда никогда не «грузила» окружающих своими проблемами. А ещё – в душе она так и осталась смешливой, порой озорной девчонкой… Понимали и принимали её не все, но Большакова ни под кого не подлаживалась, жила как считала нужным.

Она легко и быстро переходила на «ты» при более-менее регулярном общении. Вот и я вскоре после нашего знакомства стала звать её Надей, Надеждой. Надя любила фотографировать, много и охотно путешествовала, собирала колокольчики и материалы о колоколах. Последнее хобби «породило» книгу – «Колокольный перезвон: колокола в литературе, музыке и живописи». Её Надя мне подарила с дарственной надписью: «На память Ирине от автора. Нас сблизили и подружили 11-е Балашовские Чтения, и это замечательно! Теперь ты уже близкий по духу мне человек. Храни тебя Господь! 19.11.2016»…

 Надя была летописцем и душой всех Балашовских чтений (только Десятые, в 2014 году, вынуждена была пропустить из-за ухода за дочерью). Собирала материалы докладов, сообщений, фото-, аудио-, видеодокументы… Кто теперь примет, добровольно и бескорыстно, эстафету сохранения памяти? Я не вижу, не знаю такого человека. Увы!

В 2016 году во время очередных Чтений мы с Надей жили у Ольги Николаевны Балашовой, вдовы писателя. Дни были заняты докладами и встречами, а вечерами мы пили чай в уютной кухне, за столом, который своими руками сработал Дмитрий Михайлович, и беседовали по душам. Через год, в 2017 году, к 90-летнему юбилею писателя, Большакова подготовила два красочных фотобуклета – «Участники Балашовских чтений с 2001 по 2016 гг.» и «Стихи-посвящения Дмитрию Балашову». Горжусь, что три моих стихотворения соседствуют с посвящениями мэтров – Виктора Тимофеева из Мурманска, Ивана Александрова из Великого Новгорода, Геннадия Сазонова из Вологды… А вот и синквейны (пятистишия) самой Надежды Большаковой о Дмитрии Балашове:

Дмитрий Балашов

Правдивый и глубинный

Мыслит, дерзит, впечатляет…

В ладье времени плывёт по страницам истории

В наши сердца.

Балашовские чтения

Исторически-литературные

Открывают, питают, увековечивают

Слово, оставленное потомкам.

Это Он и ты!

Надежда Павловна Большакова была настоящей подвижницей, просветительницей, хранительницей памяти о наших великих старших современниках. Она постоянно и охотно встречалась со школьниками, выступала в библиотеках, по радио и телевидению. Издала множество книг, в том числе о замечательном мурманском писателе Виталии Семёновиче Маслове, о митрополите Симоне, о жизни и обычаях кольских саамов …

Постоянный интерес к прошлому и настоящему саамского народа был не случаен: по маме[1] она сама принадлежала к этому малому северному этносу, чем всегда гордилась.

 Книга о саамах Кольского полуострова вышла в 2005 году, в Мурманском книжном издательстве и давно стала библиографической редкостью.[2] Проекты по изданию этой настоящей энциклопедии коренного народа Кольской земли поддержали Секретариат Баренцева региона и генеральное консульство Королевства Норвегии, а спонсором выступила Кольская горно-металлургическая компания. В предисловии Надежда Большакова отмечает, что необыкновенный мир маленького народа Русской Лапландии завораживает и влюбляет в себя. Поэтому писательница собрала множество материалов о кольских саамах и постаралась свести их в единый свод, чтоб в доступной форме рассказать читателям об истории, культуре и мифологии саамов. Одним из ценнейших источников этих знаний являются воспоминания саамов Ловозера и Ревды, «нестареющая память людей», по словам Н. Большаковой, а также бережно сохраняемые в саамских семьях семейные реликвии. Книга богато иллюстрирована и снабжена списком литературы. Повторюсь: очень жаль, что сейчас она практически недоступна… Переиздать бы! Да кто ж докричится до спонсоров…

Н.П. Большакова участвовала в Балашовских, Беловских, Феодоритовских[3] Чтениях, редактировала епархиальную газету Мурманской епархии, в 2009 году была участницей Поместного собора РПЦ. Всех её замыслов, дел и «проектов» в одной статье не перечислишь… Но очень горько, что некоторые из её трудов останутся незавершёнными. Например, роман-сказ «Сопричастие Северу», над которым писательница кропотливо, вдумчиво работала много лет. Отрывок из этого уникального произведения опубликован в первом номере историко-литературного сборника «Береста Онфима» (СПб.:, Реноме, 2019). Роман о прошлом дальних северных окраин Российского государства обещал быть очень интересным. Мы ведь, к большому сожалению, плохо знаем, а то и совсем не ведаем местную, региональную историю, тем более, если речь идёт об удалённых от центра территориях. Но ведь история России совсем не тождественна истории Москвы и Московской области!

 В сентябре 2020 года Надя вместе со своим давним другом, архидиаконом Мурманской епархии Никитой (Борисовым) на несколько дней приезжала в Петербург. Мы встретились в «Теремке» у станции метро «Рыбацкое». Надежда увлечённо рассказывала про новое летнее путешествие по Вологодчине, показывала фотографии, звала к себе в гости. Я пообещала, тем более, что и повод нашёлся: один из героев романа, над которым сейчас работаю – саам. Нужно бы посоветоваться. Надя обещала мне экскурсию по саамскому музею. Она ведь его в Ревде и основала, сама им и заведует, сама и экскурсии водит, и с фондами работает. Одна, без помощников. Когда и успевает только, уважительно подумала я. А ведь ещё и книги пишет, и на конференциях выступает, да и домашние дела, которые никогда не заканчиваются, никто не отменял. Большая семья тоже постоянного внимания и неустанной заботы требует – и муж, и дети, и внуки, и 88-летняя Елизавета Ивановна Фомина, мама Надежды…

Так вот мы встретились в последний раз… И до Ревды, конечно, я вряд ли теперь доберусь. Нади-то нет! И что будет теперь, после её кончины, с уникальным музеем саамской культуры, кто теперь взвалит на свои плечи неподъёмную ношу просветительской и исследовательской работы, которую долгие годы тянула Надежда Большакова? Кто сохранит и продолжит главное дело её жизни?

Более полугода прошло со дня её смерти. Боль от утраты не утихает. До сих пор иногда не верится, что Надежды с нами больше нет. Радуюсь, что мне посчастливилось с ней встретиться, общаться, обмениваться мыслями и книгами, участвовать в одних конференциях.

Остаются её книги… фотографии… воспоминания о ней. А добрые воспоминания, как сказал один мудрый человек – это гавани, куда мы устремляемся набраться сил для борьбы с житейскими бурями.

Вечная память неординарному и светлому человеку, милой и обаятельной женщине, сопричастной Северу и литературе – Надежде Павловне Большаковой!

 

[1] Елизавета Ивановна Фомина до замужества даже носила «говорящую» фамилию Лопская – «лопины», «лопь» - так в старинных русских документах именуют саамов. Папа Надежды, Павел Петрович Фомин, происходил из архангельских поморов. Так что с рождения Надежда была сопричастна Северу! Родилась она в пос. Ревда Мурманской области, училась в Новгородской культпросветшколе в г. Окуловке Новгородской области, где познакомилась с будущим мужем Борисом Большаковым.

[2] Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск: Кн. изд-во, 2005.

[3]Прп .Феодорит Кольский(1481-1571) – просветитель саамов ,составитель саамской письменности и переводчик священных текстов на саамский язык.

Источник: МОЛОКО, 2021, № 12

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru