православный молодежный журнал |
КультураМы Россию в боях никому не отдалиПосле всего ширпотреба, что, к сожалению, заполоняет книжные полки, книга Юрия Михайловича Ключникова «В поисках Рая» производит впечатление глотка свежего горного воздуха. Впрочем, такое же впечатление возникло бы, если бы их не было. К таким людям, как Юрий Михайлович Ключников не усомнился поломать свою карьеру, расстаться с престижным в советские времена партбилетом и уйти в дворники ради своей совести. Когда его председатель парткома спросил, как он относится к Иисусу Христу, Юрий Михайлович честно ответил: «С глубоким уважением». Уважение переросло в глубокую веру. И результатом этой веры стало исцеление от смертельной болезни — энцефалита в 1993, который был преодолён силой Иисусовой молитвы. В его поэзии вера, Россия, славянство связаны неразрывно. Вглядимся хотя бы в следующее стихотворение: О Россия! В дневном напряженье Русский человек всегда жил надеждою на воскресение. Для него именно Пасха, «Пасха красная», есть «праздников праздник и торжество торжеств». С особенным чувством русский православный человек произносит заключительные слова Символа веры — «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Вера в воскресение мертвых для него — не только надежда на личное бессмертие, но и упование на духовное, нравственное возрождение. Вспомним Соню Мармеладову, которая читает Раскольникову вечную книгу жизни — отрывок из Евангелия от Иоанна о воскресении четверодневного Лазаря. Для Юрия Михайловича Ключникова характерно удивительное ощущение евангельского и святоотеческого церковнославянского слова. Рассмотрим стихотворение, посвященное св. Кириллу и Мефодию: Когда облечься письменною плотью Читая эти стихи, как будто слышишь «Проглас к Евангелию» святого равноапостольного Константина-Кирилла — призыв к славянскому единству и завет любви к слову. Слушай, славянский народ! Святые братья не делили славянский мир на болгар, сербов, русских и т. д. Для них это был новоизбранный народ Божий, летящий ко Христу, всецело желающий называться Христовым. Святые Константин-Кирилл и Мефодий создали Slavia Orthodoxa — православное славянство. Их идеал — единая православная ойкумена, православная вселенная, где православные народы (точнее, единый народ Божий) живут в мире и любви. Для святых Кирилла и Мефодия важен также следующий завет — любовь к Слову. Прежде всего, к Логосу, затем — к слову Божию, животворящему, укрепляющему, питающему душу человеческую: И ещё одну притчу, мудрую зело, Удивителен этот образ, тесно связанный и с притчей о Сеятеле (Мф.13:2-6) и с животворящим дождём, низведённым пророком Илиею на землю. Слово для святого равноапостольного Константина-Кирилла — не только пища и питие, но и победное оружие в борьбе с дьяволом, ересью, ложью и самою смертью. Сходное отношение к нему мы видим и в стихах Юрия Михайловича Ключникова. Для него характерна удивительная любовь к Русскому миру, русскому свету, о котором он говорит в своём стихотворении «Лики» Сколько их передо мной прошло — Потому теряя естество, Читая это стихотворение, вспоминаешь светлые лики тех, кого уже с нами нет, — священников, фронтовиков, учёных, просто русских людей, которые составляли славу и смысл Русского Мира — Русского света. Слова о Русском свете напоминают пронзительные строки Николая Рубцова: Перед всем старинным белым светом Тема России неразрывно связана с темой воскресения, которая временами решается совершенно неожиданно: Ах, Россия моя, Часто Всё просим у тебя, Удивителен страшный российский парадокс — безжалостная нежная земля. В этих стихах чувствуются отзвуки «птицы-тройки» Гоголя, но еще более — блоковские мотивы из цикла «На поле Куликовом»: Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Для Юрия Ключникова Россия — витязь на распутье. Вопрос о её историческом выборе — вопрос жизни и смерти, вопрос её будущего, но и настоящего и прошлого: Чего ждала? О чём просила? Какой тебя притянет берег? Здесь не только тютчевское «В Россию можно только верить», но и гоголевское — «Русь, куда несешься ты, дай ответ». И ответа нет. В стихах Юрия Михайловича Ключникова присутствует удивительный дар любить — Россию, какая она есть: Не говори, что небо над Россией Но пусть печали наши тьму не тешат Или обратимся к стихотворению «К вопросу о происхождении Руси». Ни с чёрным не согласны мы, ни с белым… Таинственный, весёлый, непонятный, Отношение Юрия Ключникова к России можно выразить двумя словами — любовь и долг, сыновний долг. Обратимся к его стихотворению «Страна моя». Бьёт по душе нам явь жестокая: И вот за трещиною трещину Здесь не только скрытые цитаты из известной песни «Широка страна моя родная»: Но сурово брови мы насупим, Здесь присутствует категорический нравственный императив: сын должен заботиться о матери в любом случае — болезни, бедствия, потери разума и так далее. Век двадцатый тобой поиграл, словно брошенным мячиком, Как понять, если дух твой лишь креп в трескотне пулемётной, И всё же его можно назвать историческим оптимистом. Он понимает, что Бог не случайно посылает России и эти бедствия, и этот позор. У Бога свой замысел о России и ее спасении, более глубокий, чем у любого из людей: Какой в тебе ни вызревал бы план С темой России неразрывно связана тема Великой Отечественной войны. Юрий Михайлович Ключников в силу малого возраста (он родился в 1931 г.) не мог воевать на фронтах Великой Отечественной войны, но доблестно трудился в тылу на заводе. Он был очевидцем этих великих и страшных лет. Он чудом не попал в немецкий плен, когда в 1941 г. его семья уходила из Харькова. Память о войне и непосредственное её переживание дает возможность поэту проникнуть в ее тайну, в том числе — тайну 1941 года. К сожалению, в массовом сознании он воспринимается только как год бедствия и позора, год катастрофы. А Юрий Михайлович разглядел в нём «грозный звездный час», не только начало нашей победы, но и Промысел Божий о России: Москва, Москва, не торопись прощаться Читая эти стихи, вспоминаешь ахматовские строки: И себе же самой навстречу, Тот парад, которому в этом году исполняется 80 лет, значим по целому ряду причин. Во-первых, большинство из 28 000 участников с Красной площади отправились на передовую. Во-вторых, значима речь, с которой к войскам и народу страны обратился Председатель ГКО, Верховный Главнокомандующий и нарком обороны СССР И. В. Сталин. В речи Сталина следует выделить два момента. Первое — что он, поздравляя с революционным праздником, использовал революционную риторику по самому минимуму и свёл всю гражданскую войну к победе над интервентами. И напротив, напомнил о великих именах русской истории великокняжеского и царского периода, которые осмеивались и оплёвывались в 1920-е и в начале 1930-х годов: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Здесь трудно не увидеть пересечения с обращением патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия: «Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину». Те русские православные люди, которые слушали парад или читали о нём, особенно глубоко переживали восстановление патриотизма и произнесение святых имён русских вождей главой государства. Весть о параде в осаждённой Москве быстро облетела буквально весь мир. Свидетельствовал мой учитель блокадник, доктор исторических наук, профессор СПБГУ Юрий Георгиевич Алексеев о своей жизни в блокадном Ленинграде и о впечатлении, которое оказали на него парад и речь вождя: «Из магазинов исчезали продукты, сокращалась выдача хлеба. Начались постоянные артобстрелы, бомбежки. Но самым страшным днем для меня стало 16 октября, когда в газетах я прочитал: “Москва на осадном положении”. В голову не вмещалось, что Москву сдадут. И насколько радостной оказалась весть о параде 7 ноября 1941 г. и речь Сталина, его призывы: “Под знамёнами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова — вперёд к победе”. И думалось: “Слава Богу! Конец этому проклятому троцкистскому интернационализму. Возвращается русский патриотизм”». Действительно, «весь мир припал тогда к ногам Москвы». С обращением местоблюстителя Сергия сталинскую речь объединяет ещё одна черта — исторический оптимизм. Вот что говорил глава государства: «Вспомните 1918 год. Три четверти нашей страны находилось тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, — мы её только начали создавать, — не хватало хлеба, не хватало вооружения, не хватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу землю. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы». Сравним это со словами местоблюстителя: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой, и выходили победителями». Перечитывая стихи Ю. М. Ключникова, слышишь отзвуки песни из кинофильма «Битва за Москву» Слышится нам эхо давнего парада, Мы свою победу выстрадали честно, Серые шинели. Русские таланты. Мне на этом свете ничего не надо, У Юрия Ключникова много пронзительных, сильных военных стихотворений. Одно из них посвящено штрафникам: Ох, никому на свете не отказано Не до конца развязан страшный узел, Меня война росою оросила, Какая где бы ни была «дыра», В земле чужой Читая эти строки, я вспоминал недавно ушедшего от нас Александра Васильевича Пыльцына, генерал-майора, «штрафбатю», автора многих книг о штрафбатах, в годы войны — командира роты 8 штрафного батальона. Он относился к несменяемому составу штрафбата, то есть был смертником вдвойне. В своих книгах он донёс облик штрафбатовцев, которые не только искупали свои проступки, но прежде всего — служили России и спасали её. Александр Васильевич рассказывал об уникальных подвигах 8 штрафбата, например — о рейде по тылам немцев под Рогачёвым зимой 1944 года, когда ими было уничтожено более 1000 фашистов, и никакие заградотряды, разумеется, за ними не шли. Он скорбел о том, что о штрафниках сказана не вся правда, что их не награждали по заслугам, что их подвиги забывались, но ещё больше — о той клевете, которая выливалась на них в эпоху Перестройки и после неё. И ещё одна ассоциация — строки Е. Евтушенко: Но русские среди трудов и битв, Другое посвящено вальсу «Осенний сон»: Я не могу такое не лелеять: В лесу прифронтовом и на болоте «Осенний сон» —старинный вальс военный Светлеют человеческие лица, Образ белого взлетающего лебедя переплетается в нашем сознании с кадрами из фильма «Офицеры»: белый снег, на котором лежат раненые бойцы, перевязанные белыми бинтами — последние защитники эшелона-эвакогоспиталя, к которому движутся черные немецкие танки. Если мы перенесёмся в современный мир, то им подобны «чёрные стаи воронья», стремящиеся обкаркать, обгадить нашу память о войне и победе, те жадные капиталистические хищники, которые несовместимы с белизной и чистотой русского лебедя. Для Ю. М. Ключникова Великая Отечественная не завершилась. Она длится доныне, перерастая в нынешнюю Третью мировую войну: Я не пишу, я карканью вороньему Из этого ощущения органически вырастает тема «На фронтах Третьей мировой». Пронзительно и трагично звучит стихотворение «Снова Покров. Мысли девяностых». И вновь Покров, и дождик моет крыши, Тема бесов, разгулявшихся, расплясавшихся на Руси, постоянно звучит в стихах Юрия Михайловича. Невольно вспоминаются строки Максимилиана Волошина из его стихотворения «Северо-восток»: Расплясались, разгулялись бесы, И однако, чувство исторического оптимизма не изменяет ему. Целый ряд стихов говорит о русских победах времени Третьей Мировой войны, например «Ника», посвящённое возвращению Крыма: Уж много лет, как от России мимо Мне довелось присутствовать 18 марта 2014 года на историческом акте воссоединения Крыма с Россией, на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы. Меня поразила удивительная атмосфера единодушия аудитории. Во время заседания собрались люди разных взглядов, но всеми ими владело одинаковое настроение, единодушие, поддержка объединительных и миротворческих усилий, объединяющей и миротворческой политики Владимира Владимировича Путина, поддержка объединения Русского мира, поддержка наших соотечественников в Крыму. Когда в зал вошёл Владимир Владимирович Путин, все в едином порыве встали и принялись аплодировать. Эти были не аплодисменты, это была самая настоящая овация. Так встречали в Риме триумфаторов. И в продолжение речи Владимира Владимировича Путина она прерывалась более 20 раз, при этом без всякой режиссуры, ему приходилось останавливаться и пережидать действительно шквал аплодисментов. На глазах у многих были слёзы. Две чёрточки запомнились из этого события — улыбка Аксёнова и слёзы в глазах Константинова. Потому что наши соотечественники, пережившие 20 с лишним лет унижения и самого настоящего террора, наконец-то обрели свою историческую Родину — Россию, которая всегда считала Крым своей — русской землёй, землёй, политой кровью русских матросов и солдат. И действительно, Севастополь — город русских моряков, как пели после подписания соглашения. Крым и Херсонес — как наш источник, наша купель — место крещения святого равноапостольного князя Владимира и место начала его духовного подвига — Крещения Руси. Во-вторых, это место нашей воинской славы, место памяти и народного страдания. В речи В. В. Путина прозвучало, что именно Православие объединяет Украину, Белоруссию и Россию. Здесь как раз проявилась его концепция Русского мира. Да, удалось не всё. Под пятой украинских неофашистов осталась большая часть Новороссии, до сих пор страдает Донбасс, которому Подлинным завещанием молодежи звучит стихотворение Юрия Михайловича «Молодым», в особенности — его концовка: Поучать не хочу, О стихах Юрия Михайловича Ключникова можно написать целую книгу. Но уже из сказанного выше можно сделать вывод, что он — яркий, сильный, самобытный поэт, соединяющий старческую мудрость с юношеской силой души, настоящий патриот России и глубоко верующий человек, видящий красоту и верящий, что она спасет мир. Пожелаем автору дальнейших успехов и свершений, а читателям — радости от общения с этой удивительной книгой. Владимир Василик, Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |