православный молодежный журнал |
КультураЖенские перлы русской классики"Война и мир". Наташа Ростова, 1947. Художник Константин Рудаков Александр Балтин 1 Полноценных, привычных – по Толстому и Чехову – женских образов у Гоголя нет: полнообъёмных, живых, психологически достоверных… Впрочем… как знать? Представленная им, первым, в сущности русским классиком прозы, краткая женская галерея может рассматриваться и под иным углом… …ведь Манилова: тонко-мечтательная, облаком – и на облаке живущая – вполне себе отвечает определённому типажу, распространённому в жизни, и, намеченная будто контуром – в отличие от Василия Сергеевича – данного полноценными мазками, - вдруг, с одного поворота: сказала что-то Чичикову – становится живее…даже Душеньки… Или – Анны Сергеевны… Манилова очень живая, и, представленная будто отсветом от мужа, вполне дополнима красками фантазии: какая у кого есть… А…необыкновенный колорит дамы приятной и дамы – приятной во всех отношениях - зигзагами сатиры распарывая реальность, словно показывает тот феномен, который Чичиков презрительно называл «бабьё»…. Нет, якобы сильный пол хорош тоже, разумеется, но такой вдохновенной, фантазийной пустоты, упакованной в оболочку дурной деловитости, как демонстрируют дамы – едва ли у него найдёшь. И – венцом – Коробочка: нечто женоподобное, таящее в себе несколько метафизических сундучков: но – именно с метафизической точки зрения: абсолютно пустых, не имеющих глобального смысла. …Бунин через век ставил – тупой, хозяйственный – через запятую. Коробочка предшествовала этому: спрятанная в себя, с убогим мозгом (Нет такого помещика – не знаю такого помещика!), впечатанная в холмы хозяйства, напуганная чёртом до предела – она возвышается монументально: она: правит в думах, она – заседает в правительствах, она, магически меняя пол, принимает решения, от которых страдают миллионы… И всё это – вы вдумайтесь – Коробочка, Настасья Петровна. Великолепно, колоритно пойманная Гоголем в сачок образа и представленная – граду и миру. …конечно – панночка: образ, изъятый из бездн фольклора, рассматриваться с точки зрения магии языка и меры реальности не может: но и он: жуткий и чудовищный: ждите кошмаров, перечитав, столь колоритно ведьма представляет Гоголя-портретиста, сколь Гоголь представляет вам реальность: имеющую больше граней, чем любой магический кристалл… Так, что группа галереи женских образов, показанных Гоголем, сильно отличаясь от монументально-реалистичных, и таких, будто вы их знаете, вписанных в мир Толстым и Чеховым, ничуть не уступает им – по силе: слова, выразительности, счастья-несчастья… 2 Женское начало – мягкое, робкое, нежное, врачующее… Женское начало: неистовое, мятущееся метафизической, сшибающей с ног метелью, яростное, искушающее, воинственное… Полюса… Схождение их обеспечивается суммой женских образов Достоевского: или: некоторыми из них. Ничего воинственного и искушающего в Сонечке Мармеладовой нет: есть именно целительность, и, сколько бы Набоков не иронизировал над смесью журналистики и детектива, ничего такого же глобально-сострадательно, как Сонечка, в литературе явить ему не удалось… …воспалённый несколько мир Неточки Незвановой может будить хаотично-не здоровые ассоциации, но ведь…они могут проявиться всюду: и верёвка, кем-то брошенная на тротуаре, вполне способна напомнить змею. Дёрнись! Отойди! …Раскалённый шатёр Грушеньки требует Дмитрия, и, полыхающий и неистовый, цветной и своеобразно-волшебный вполне может спалить кого-то – с более слабым темпераментом. Настасья Филипповна: раскалённая по сути: швыряет деньги в огонь – огромную сумму (деньги жгли Достоевского, как этот огонь спалил их); они – ничего не значат, знача чудовищно много; они, необходимые: в микрокосме, множимом на макрокосм – человеческих душ – не должны играть роли… Как сцена подходит нашему времени: недаром шаржирована она в романе Юрия Полякова «Козлёнок в молоке», правда, роль денег играет рукопись, которую очень скоро конвертируют в оные. Разумеется, женский космос, представляемый Достоевским настолько неистов, что хоровод…душ несётся, облечённых в плоть, сверкая и переливаясь красками страсти… Тишина? Практически нет. Нет – и жизнеподобия. Ни Грушенька, ни Сонечка никогда не будут являться вашими соседками в жизненных этажах. Есть иное: прозревание в самое сокровенное женского начало, с его совмещением полюсов, с его скрещением худшего и лучшего: из арсенала возможного. 3 Есть ли что-то нежнее в русской поэзии Душечки? Круглой, сочной, такой восхитительно глупой, такой невероятно верной, такой…собравшей в себе столько черт, что путаешься: и в опыте литературы, и в собственном, разнородном… …а вот – мама «Архиерея»: согбенная старушка, не верящая, что сынок её, её нежный малыш: из той деревенской глухомани поднялся до совершенно необычайных церковных высот. И он, умирающий уже, сам не понимающий для чего ПРОШЛА жизнь, верующий как-то своеобразно, если верящий вообще, ждёт от мамы – мамы, а не этой странной старушки, боящейся его сана. Только два примера: по рассказам Чехова их тысячи: женских перлов: противоречивых, неистовых, затягивающих, как в «Тине», высоких, благословенных, сияющих… Проникновение в женскую субстанцию столь велико, что возникают сомнения – нужен ли мир? Проза: на самом деле – поэзия – Чехова свидетельствуют о нём с такой силой, что кажется он – повторением классика. А – от Толстого шёл Чехов, ни в коей мере не касаясь Гоголя и Достоевского: и путь, им проделанный, был сгущён. Толстому нужен объём: или – не развернётся Анна Каренина: в каждом моменте жизни толкуемая так, что ужаснёшься вИдению классика; созидаемая любым мгновением собственного бытия словесно, как из молекул творятся тела, а из неведомых субстанций души. Толстой ощущал женскую чувственность биением странного пульса: живой, он не позволяет ни малейшего отступления от правды: той, данной с запахами, с оттенками, с животным сумасшествием: как во взаимоотношениях (меченых проклятьем) Наташи Ростовой и Анатоля. Даже краткий женский образ у глобального графа напитан такой силой, что заставляет по-иному рассматривать бытование на земле: тому примером барынька, тщащаяся соблазнить отца Сергия: несколько страниц её существования в литературе вырастают в запредельную силу портрета… …Нина Заречная чиста: Чехов стремился к конденсации этого редкого качества. Она не может в действительности. Она – выше её… Что-то подобное есть у Толстого? У него слишком много плоти – и женской в частности: дух продирается сквозь эти, часто роскошные, громады… О, как их много: женщин, выписанных двумя классиками: и сколь живы они: живее жён и соседок; и феномен литературы словно яснее становится через колоссальные объёмы…действия и действительности: альтернативной нашей. ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |