Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Стихи Романа Сладкопевца


Роман Сладкопевец (490–556)

Публикация из книги «Песни тысячелетий: 43 века мировой поэзии в переводах и переложениях Юрия Ключникова». [12+] / Составители Ю. М. Ключников, С. Ю. Ключников. – М.: Беловодье, 2022.

Роман Сладкопевец (490–556)

Христианский святой раннего периода существования Византийской империи, обладавший высоким поэтическим даром, что позволило ему создать новый жанр духовных песнопений (кондаков). Из всех греческих песнопевцев Романа Сладкопевца почитают как наиболее талантливого и яркого автора. Ряд этих кондаков до сих пор используется Русской Православной Церковью во время богослужений. Самый известный текст – «Душе́ моя, душе́ моя, восстани»). Причислен к лику святых. Как поэт Сладкопевец внёс в поэтику византийской литературы очень много – акростих, гимн, который по форме драматизирован, разговорную речь.

Сведений о нём сохранилось мало, что констатирует известный византолог и блестящий переводчик византийского поэта, протодиакон, отец Владимир Василик: «К сожалению, о преподобном Романе Сладкопевце, великом песнописце, “Данте новогреков”, по выражению исследователя Гельцера, известно немного, и удаётся лишь с большой приблизительностью реконструировать его жизненный путь. Он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Весьма вероятно, что он получил в Эмессе медицинское образование. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, судя по свидетельству Патмосского синаксаря, стал дьяконом в Бейрутской церкви Воскресения. Ему пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах».

 В юности Роман принял крещение, тяготел к церковной жизни, был дьяконом в Бейруте, а затем перебрался в Константинополь, где пытался петь на клиросе в церкви Богоматери. Поначалу у него никак не получалось с пением, и однажды на литургии в присутствии императора он продемонстрировал очень слабое умение петь, что сам воспринял как позор. Получив душевную травму, Роман всю ночь молился перед иконой Божьей Матери. И – о чудо! – Богородица явилась ему во сне, вручила бумажный свиток и приказала съесть его. В итоге у Романа Сладкопевца прорезался голос и одновременно пробудилось поэтическое дарование. Он стал всенародно любимым учителем пения, который всё время сочинял кондаки и гимны на различные праздники, по образцу которого стали составлять все остальные акафисты. До сих пор на богослужениях в Русской Православной Церкви мы слышим песнопения, в которых есть произведения, созданные Романом Сладкопевцем.

Владимир Василик пишет: «По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием “Ника”. Скончался же он в преклонном возрасте около 560 года и был погребён всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Ещё в начале XIII века его могилу видел Антоний Новгородский».

Ю. М. Ключников пользовался при переложении этого гимна переводом отца Владимира Василика, который дал исчерпывающее объяснение истоков этого шедевра религиозной византийской мысли и чувства:

«Источник этого кондака – т. н. «Протоевангелие Иакова», текст, созданный не позднее ΙΙ века в среде иерусалимских христиан. Из него позаимствованы истории об отвержении даров праведного Иоакима, его молитве на горе, скорби праведной Анны в саду, пире, устроенном Иоакимом в честь рождения Пресвятой Богородицы и, наконец, – рассказ о Введении Пресвятой Богородицы во храм. Первоначальный праздник Рождества Богородицы, введённый в Константинополе в первой половине VI в. при св. императоре Юстиниане, подразумевал также и воспоминание Введения во храм. Кондак на Рождество Богородицы мог быть написан преподобным Романом между 527 и 548 годами, поскольку в нём говорится о как минимум двух благоверных царях, т.е. о святых Юстиниане и Феодоре. Поскольку святая царица Феодора скончалась в 548 году, именно этот год является верхней датирующей границей написания кондака.

Богословие кондака говорит о Рождестве Богородицы как о всемирной радости, освобождении человечества от бесплодия, тления, смерти и погибели. Рождество Богородицы – торжество жизни и святости, ибо рождается Всесвященный Храм Бога и Творца и Питательница Жизни нашей, то есть Иисуса Христа».

Отец Владимир Василик отмечает, что оригинал написан сложным стихотворным размером, «подразумевающим как определённое количество слогов не только в каждом стихе, но и его отрезке, так и соответственный порядок ударений». Поэт ощутил эту сложность, перекладывая текст в метрике русского стихосложения. Потому он сам, стараясь делать переложение в едином стиле, иногда сознательно допускал небольшие отклонения в количестве слогов. Ю. М. Ключников создал два рифмованных варианта этого стихотворения – более-менее точное переложение гимна (хотя точность этого рифмованного текста относительная, её следует искать в переводе отца В. Василика) и его свободное переложение, которое можно назвать стихами по мотивам. Оно передаёт личное трепетное отношение поэта к высокой теме, но, конечно, не претендует на точность. Такое же свободное переложение – фрагмент из Акафиста Пресвятой Богородице и ещё несколько произведений, созданных на мотивы отдельных фрагментов 44 кондака. Создавая эти более свободные переложения текстов византийского автора, Ю. М. Ключников исходил из того, что произведения Сладкопевца в более поздние времена стали восприниматься как самостоятельные поэтические тексты, они сохранились в рукописях, но практически полностью были вытеснены из литургической практики.

ПЕСНЬ РОМАНА

КОНДАК НА РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Два славных Божиих раба, Иоаким и Анна

С бесчадством справились, молились непрестанно.

Христос Адаму с Евою очистил естество,

Избавив их от смерти в Святое Рождество.

Народ Твой от вины и долгих прегрешений

Взывал всё к Господу: «Мы ждём Твоих решений!

Пошли нам жизни плод, избавь от поношений, укоризны.

Неплодная рождает Богородицу, Питательницу Жизни!»

Стенания и плач со всей земли огромной

Вошли во уши Господа мольбою чистой, скромной.

Произрастили Плод для мира животворный,

В саду родился Он от той молитвы горней.*

Благая, Анны дщерь, как я тебя прославлю?

Ведь ты священный Храм, покаюсь, грех исправлю!

Просил Иоаким в своей духовной битве,

И услыхал Господь в его святой молитве.

Он Господа просил: «Избавь от поношений, укоризны!

Неплодная, роди нам Богородицу, Питательницу Жизни»!

Ведь Иоаким носил дары во храм с надеждой,

Не приняли его священники в одеждах.

Он был среди сынов Израиля неплодный.

И Иоаким ушёл, отвергнут, неугодный.

Но он пришёл потом, привёл с собою Деву,

И Анну, и дары живому Жизни Древу.

Коль ты благодаришь Творца без всякой укоризны,

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

Дошёл до всех колен Израиля слух прочный,

Что Анна родила Марию непорочно.

Возликовали все о чуде дивном, главном,

И добрый Иоаким им пир устроил славный.

К молитве всех он пригласил, левитов, иереев,

И мудрых эллинов былых, и верных иудеев,

Марию славить их призвал без всякой укоризны:

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

Ты Жизни нам поток так щедро источила

И ангельскою пищей нас бедных одарила.

В Святых Святая пребыла и там вовек пребудешь,

Как Солнце верным девам со свечами будешь.

Твой лик святой нам всем так нужен и угоден.

И Храм ты, и Сосуд воистину Господен.

Пусть воспоют, ликуя и не зная укоризны:

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

«О таинство небес, что на земле свершилось», –

К Создателю, родившись, так Анна обратилась.**

Владыко мой меня услышал, аки раньше Анну,

Что упрекал священник Илий, мол, бывала пьяной.***

Но родила она тогда родного Самуила****

И всей душой его Владыке посвятила.

Ты ж мне сказал воспеть, не зная укоризны:

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

О Всеблагий, меня Господнее служенье ожидает,

 Я Деву родила, что Господа теперь рождает,

Прежде веков и всех небес благого Всевладыку,

Что Матерь Девою хранит в любви своей великой.

Её я приношу Тебе в господнем храме, Отче.

Пусть Дверь Твоя открыта и любовью светят очи.

Возрадуется пусть, нигде не встретив укоризны:

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

Ведь Сарра верная родити тоже пожелала,i

С двумя архангелами Бога зреньем принимала.

И слово с неба было к ней во время оно:

«У Сарры сын родится вопреки земным законам».

Свершилось. Радуется, и светлы её напевы,

Ведь Исаак родился по молитвам чистой Девы.ii

Ликуя, вопиет она, не слыша укоризны:

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

А ныне Мариам всем временам сияет,iii

И благодатный храм святыни прибавляет.

И сам Захария, взирая на её взросленье,iiii

Ей избирает Жениха по жребию и жезла откровенью†

От Духа Всесвятого и Иосифа, что с Девой обручён, ††

И значит от грехов избавлен и прощён.

А Анна, радуясь, кричит, не внемля укоризне:

Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

Твоё Дитя так чтимо и любимо, мать святая,

Ты похвалу вселенной родила, душой летая,

И за людское умоленье тёплое о том рожденье

Ты всем надежду возложившим и Стена и Утвержденье.

И всяк христианин Защиту и Пристанище получит,

Покров Её спасенья и надежды светлый лучик.

Тем верит кто, отвергнув все сомненья, укоризны,

Неплодная родит им Богородицу, Питательницу Жизни!

Всевышний Боже, о Творец, своим пресветлым Словом

И мудростью Своей Мiръ Сотворивший новый,

И человека ты Создал, нам Весть принёс Благую,

И правду жизни показал нам новую, другую.

О Человеколюбче, мир народу ты даруй, Всещедрый,

Царей на троне сохрани, коль правят милосердно.

И безмятежным стадо сохрани и свет высоких истин:

 Неплодная родит нам Богородицу, Питательницу Жизни!

КОНДАК 44

I.

Как дождь небесный в засуху земля сухая ждёт,

Так ждал Адам в аду Спасителя приход.

Он сатане и бесам говорил: «Чем вам гордиться?

Ты подожди немного, скоро мир освободится,

Сейчас меня и род мой крепко ты связал,

Но царство твоё бездна ждёт, услышь, что я сказал.

А я же в небо вознесусь и вместе со Христом.

Ведь он пришёл ради меня и всех спасёт потом

От тления, страданий, мрака адовой могилы.

Страшись, он власть твою разрушит воскресенья силой!

II.

«Нет в мире никого, кто моей силой обладает, –

Ответил ад Адаму, – сила всё на свете оправдает.

Я царь над всеми и несокрушимо моё царство.

Кто превзойдёт меня и мощью, и коварством?

Держу во власти всех пророков я, не одного Адама –

Иакова, Иосифа, Исаака, Авраама.*

Тобою властвую, из них ты самый первый.

И кто ещё придёт, кто вдруг меня повергнет»?

III.

Услышав Сатану и Ада восхваленье,

Ему ответил первый смертный из существ Творенья:

«Не возносись напрасно, ведь не долго мне терпеть,

Меня в плену ты держишь, но душой тебе не овладеть.

Лишился рая сладкого из-за тебя, лгуна,

К тебе я прислан не навечно, но на время, Сатана.

Ты мой охранник, сторож, но тебе не погубить

Меня, и мою душу не дано тебе убить.

Есть Царь, он мой Владыка, твоё царство сокрушит,

К нему я в войско записался, он судьбу мою решит.

Людей помощник, он меня на небо вознесёт

И силой воскресения от тления спасёт».

IV.

«Порви свой договор, никто не защитит,

Я Царь, ты мне слуга и твой Помощник тоже.

И не спасёт его ни меч, ни лук, не щит.

Нет никого нигде сильней меня, похоже.

Его возьму я в плен, как остальных людей

Беру и властвую над ними безраздельно.

Тебя я погребу, и род твой, и детей,

И ждёт всех полный крах и приговор смертельный.

Заступник твой распят, мной будет поглощён,

Тебе же от меня не стоит ждать спасенья.

Не должен род людской быть кем-нибудь прощён.

Я должен править всем с отменой воскресенья».

V.

Второй Адам от ран не дрогнет ради всех,**

Чтоб мир спасти от зла Спасителем родится,

Претерпит муки он, на плечи мира грех

Возьмёт и понесёт и к людям обратится.

За это бок его большим копьём пронзят,

И истечёт вода из чистой его плоти.

Как человек тобой легко он будет взят,

Но никогда его как Бога не поглотишь.

Три дня пройдут всего и более никак.

Не сможешь перенесть ты адского мученья,

Которые в ответ получишь ты как враг

Высокого огня Христова воскресенья.

VI.

Узнаем наконец, что ж делает Господь!

Вкусивши уксус, желчь и муки при распятье,

Он победил свою истерзанную плоть

И отдал душу Богу, мои братья.

И солнце, звёзды и луна в тот миг

Померкли, надругательства не вынеся людского,

И вся природа захотела скрыть свой лик.

Завеса храма разорвалась после ужаса такого.

И тут Адам из глубины воззвал: «Даруй спасенье!

О Боже, извлеки меня из ада силой воскресенья!»

VII.

Пришёл Христос и Жизнь в наш ад принёс,

Но ад Христа не смог принять всерьёз.

Он как приманку проглотил Небесный хлеб,

Но на крючок попался к Богу и ослеп.

И боль в утробе ощутил и закричал:

«Я не могу переварить тебя, хотя ты замолчал.

Мне непривычна эта пища, признаюсь,

И я тебя и эту боль, скажу, боюсь.

Из тех, кого я раньше поглощал, никто

Меня не беспокоил, мол, за что?

Мне про тебя Адам сказал, наверно, это тот,

Кто наказать тебя чрез воскресение придёт».

VIII.

И рек Адам: «Наверно, вспомнишь ты теперь

Слова мои, что Царь сильней, чем Зверь.

Ты думал, что слова мои совсем пусты,

Но опыт показал, что ошибался ты.

Лишишься не меня, но всех приспешников своих,

Один останешься, ни мёртвых, ни живых.

Христа на древе видел ты повешенным, ну что ж.

Теперь тебя он свяжет, и прервутся зло и ложь.

Ликуя, не могу тебя я, диавол, не спросить:

Где ад твой и держава, что хотели победить?

Ты силу зла в себе тысячелетьями копил.

Бог силой воскресения её навек разбил.

IX.

Рыдая, ад сказал: «Иону кит извергнул,***

Я ж изблюю Христа и христиан сейчас.

Словам Адамовым я вовсе не поверил,

Хоть он меня предупреждал не раз,

Что буду сам Христом я свергнут с трона.

Я ж говорил надменно: “Никогда!”

Но вот слетела вниз моя корона,

Угасла моя прежде яркая звезда.

И все, кто верил и служил во славу

Тьме, аду, мне, кто суд земной вершил,

Теперь кричат: “Не сохранил державу.

Бог воскресением твоё царство сокрушил!”»

X.

Христос, придя, унизил твою силу,

Он образ мой всецелый воспринял,

Он веру укрепил и, Господи, помилуй,

Тебя он в бегство обратил и спас меня.

Я драгоценной кровью весь искуплен,

Тот, кто нетленен, силу дал не тлеть.

Вокруг тебя же мир угрюм, насуплен,

Гробы пусты, а ты посажен в клеть.

Где, жалкий, твоя мощь и где засовы,

Победа, ад, держава, сила слова?

Не ждёт тебя ни утешенье, не спасенье.

Иисус разрушил твою силу воскресеньем.

XI.

Вознёс на небо меня Тот, кто в бездну

Тебя, диавол, сбросил без труда.

Ты побеждён, а я освобождён от бедствий.

Ему теперь я сопрестолен навсегда.

Он принял, своей мощью обновил мне тело,

Его нетленным и бессмертным сделал.

Никто, кроме Всевышнего, наверно,

Не смог бы миром овладеть мгновенно.

Меня же крепко ослепила красота

И простота благословенного Христа.

С ним вместе вечно буду царствовать теперь я.

Ты не владеешь мной, и ад твой заперт дверью.

Где твоё царство, что убить хотело наши души?

Бог твою силу воскресением разрушил.

Юрий Ключников

Стихи по мотивам творчества Романа Сладкопевца

ГИМН БОГОРОДИЦЕ

(Вольное переложение)

Венценосная Дева пречистая,

Не отвергни простого раба.

Этих слов моих суть неречистая,

Каюсь, тщетна, мала и слаба.

Ты прощаешь грехи наши злейшие,

Милосердная, всем дорога.

Твои взгляды, улыбки малейшие

Остановят любого врага.

О Голубка от Духа лечебная,

По природе добра и светла,

Ты защита от злобы волшебная,

Ты апостолов честь и хвала.

Замуж старцу блаженному выдана.

Сына зачал всемирный Творец.

Много тайн Твоя башня Давидова*

Бережёт как телесный дворец.

Почитаем Тебя благодатную,

Славословлю Двоих Рождество.

Призываете в даль незакатную.

Наших духов и тел естество.

Боже, в судные дни не отринь меня,

Пожалей, изыми из дурного огня.

Да не сгину как древние римляне

На забытых языческих землях гния.

Я прожил свою жизнь в беззаконии.

Осквернил свою душу и плоть.

Не желаю бесплодной агонии.

И свой грех я хочу обороть.

* * *

Поднимите сердца – Иисус воскрешён!

Предадимся веселью весеннему!

Величайшая радость супругов и жён,

Счастья нашего с вами спасения!

Появилась мечта у горюющих нас

На святое своё воскресенье,

На любовь, на весну, на ликующий глас,

Объявивший Христово спасенье.

Радуйтесь! Радуйтесь! Радуйтесь!

* * *

Так воспоём Творца распятье на кресте,

Он счастье указал как путь страданий.

Отныне все мы братья во Христе.

И сам Господь участник высшей дани.

С очей людских ниспала пелена.

И гром ударил, и дожди проснулись,

И звёзды вспыхнули, и солнце, и луна

По-новому земному миру улыбнулись.

* * *

Спаситель мира жизнь закончил на кресте.

Сказал: «Завершены последние страданья.

Теперь Я ожидаю с Господом свиданья,

Которого со страхом люди ждут везде».

Что Он имел в виду? Триумф освобожденья

От длительного в людях заблужденья,

Что корень всяких бед в проклятии труда.

Но всё как раз наоборот – спасает нас беда,

Точней, умение её перенести достойно.

И Сам с задачей справился без стона.

* * *

Нас в Небо вознесёт Христос, который в бегство

Отправил сатану и всех его подручных слуг.

Выходит, каждый должен притерпеться

К избытку обступивших Богочеловека мук.

Бог дал бессмертие и сопрестольность людям,

Преобразив Адаму человеческую плоть.

И мы сей Истиной владеть когда-то будем,

Как ею одаряет всех подвижников Господь.

* * *

Где, ад, твоя победа над Божественной державой,

Где смерть-старуха с нас пугающим серпом?!

Где гвоздь, в ладонь Христа забитый, ржавый?

Сегодня Иисус – наш неизменный Дом.

Хотя кругом людских страданий море,

Слепые океаны человеческого сна.

Внесён задаток – человеческое горе,

За коим следует великая Весна…

Примечания

Кондак на Рождество Богородицы

*В саду родился Он от той молитвы горней. – Автор осознаёт, что по преданию зачатие Пресвятой Богородицы произошло после молитвы Иоакима и Анны и их встречи в Иерусалиме у Золотых ворот, но в данном случае он стремился подчеркнуть силу высокой молитвы, которая помогла осуществиться долгожданному зачатию.

**К Создателю, родившись, так Анна обратилась. – Анна – мать пророка Самуила, которая долго была бесплодной и страстно молилась о рождении сына, которого она обещала воспитать в духе служения Богу и сделать его назореем (человеком, принявшим обет).

***Владыко мой меня услышал, аки раньше Анну, что упрекал священник Илий, мол, бывала пьяной. – Предание утверждает, что Господь услышал молитвы Анны раньше, чем первосвященник и судья Израиля Илий, принявший молитвенную страстность Анны за опьянение.

****Но родила она тогда родного Самуила. – Самуил – сын Анны, ставший впоследствии библейским пророком и знаменитым судьёй, помазавшим на царство Саула.

iВедь Сарра верная родити тоже пожелала… – Сарра – жена Авраама, считавшаяся первой из четырёх прародительниц еврейского народа. Долго была бесплодной, но по интенсивным молитвам и заключении с ней Завета она родила Исаака и прожила долгую жизнь.

iiВедь Исаак родился по молитвам чистой Девы. – Исаак – библейский персонаж, считающийся вторым из патриархов Израиля и наследником завета Авраама с Богом, сын Авраама и Сарры, в свою очередь отец Исава и Иакова, считающегося прародителем двенадцати колен Израилевых.

iiiА ныне Мариам всем временам сияет… – сестра Моисея; арамейская форма библейского имени Мириам (видоизменённое имя Марии, матери Иисуса Христа).

iiiiИ сам Захария, взирая на её взросленье… – Захария – один из двенадцати ветхозаветных малых пророков. Сделал многое для возвращения народа Израиля из вавилонского плена.

†Ей избирает Жениха по жребию и жезла откровенью… – Одна из священных принадлежностей Скинии (походного храма евреев, места жертвоприношений и хранения Ковчега Завета ещё до постройки Иерусалимского Храма). Жезл откровения, или Ааронов жезл, по преданию расцвёл миндальным деревом. Хранится как священная реликвия перед Ковчегом Завета.

††От Духа Всесвятого и Иосифа, что с Девой обручён… – Иосиф (Иосиф Плотник, Иосиф Обручник) – обручённый муж Пресвятой Богородицы)

44 кондак

*Иакова, Иосифа, Исаака, Авраама. – Иаков – персонаж Ветхого Завета в эпоху после Великого Потопа. Считался Третьим библейским патриархом после Авраама и Иакова и родоначальником всех Двенадцати колен Израилевых. Иосиф – сын библейского праотца Иакова от Рахили, упомянутый в Пятикнижии, имел конфликт со своими братьями и был чудесным образом спасён от смерти. Впоследствии – наместник египетского фараона и визирь Египта, много сделавший для израильского народа. Исаак – уже упоминавшийся здесь второй патриарх Израиля. Авраам – родоначальник семитических народов, первый из трёх еврейских патриархов и первый человек, который в Библии называется евреем.

**Второй Адам от ран не дрогнет ради всех… – Второй Адам – Иисус Христос

***Рыдая, ад сказал: «Иону кит извергнул…» – Иона – библейский пророк Северного Царства, книга которого содержит ряд пророчеств о судьбах израильского народа, христианской истории и постепенном разрушении Иерусалима. Согласно Преданию, был проглочен китом, находясь во чреве молился о прощении своих грехов и спасении души, и в результате Божественной помощи кит изверг его из своего чрева. Считается, что трёхдневное пребывание пророка Ионы в чреве кита является прообразом трёхдневного пребывания Христа в земле.

Опубликовано: 29.03.2023

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru