Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Пастырь православной Белоруссии


 

 

Александр Сергеевич Пушкин в первом же номере своего литературно-художественного журнала “Современник”, вышедшем менее чем за год до гибели поэта, опубликовал глубоко содержательный отклик на изданное в 1835 году протоиереем Иоанном Григоровичем “Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского”. Наш великий поэт и издатель журнала придавал, видимо, большое общественное значение этому литературному событию. Пушкин обширно цитирует на страницах своего журнала отрывки из “Истории Малороссии” (иначе “Истории руссов”), сочинения, автором которого является украинский общественный деятель Григорий Андреевич Полетика — ученик Георгия Кониского. Сам же Пушкин склонялся к мнению, что этот труд принадлежит перу самого святителя Георгия.

Кто же был этот незаурядный человек — архиепископ Георгий (Григорий Осипович Кониский — таково было его полное мирское имя)? Он родился в Нежине, на Украине, 20 ноября 1717 года в православной семье. Окончил Киевскую духовную академию, в 1744 году принял монашество в Киево-Печерской лавре. Потом он преподавал в Киевской академии, исполняя обязанности профессора философии, богословия, и наконец был назначен ректором этой академии с возведением в сан архимандрита.

В те годы политическая, общественная и религиозная ситуация на землях Западной Руси складывалась очень не просто. Если Киев и левобережная Украина уже вошли в состав России, то белорусские земли и правобережная Украина, в основном, оставались ещё под властью католической Польши. Православному населению Белоруссии и Украины тяжело жилось в условиях оголтелого насаждения католичества и униатства, чем занималось польское правительство, а также засилья иудеев, которые с разрешения польской администрации фактически узурпировали всю торговую и хозяйственную деятельность на исконно восточнославянских землях, безбожно притесняя, обирая и унижая украинцев и белорусов.

К середине XVIII века ситуация на подвластных Польше белорусских землях мало изменилась к лучшему. И вот в такой сложной обстановке и возведён был Георгий Кониский в сан епископа Могилёвского (Белорусского). Этому назначению очень долго сопротивлялось польское правительство, и лишь прямое дипломатическое давление, оказанное русским посланником в Польше на двор короля Августа III, заставило польские власти уступить.

Что же нашёл новый епископ в белорусских землях? “Подъезжая к Могилёву, он, прежде всего, кафедру узнал по безобразию между костёлами римскими и школами жидовскими, добре опрятными и снабденными” . Архиерейский дом находился в нищете, предосудительной для православного закона. Православие было гонимо католическим фанатизмом. Церкви наши стояли пусты или отданы были униатам. Католики насильно гнали народ в униатские костёлы, ругались над ослушниками, секли их, заключали в темницы, томили голодом, отнимали у них детей, уничтожали браки, совершённые по обрядам нашей церкви, оскверняли могилы православных. Георгий докладывал обо всём Священному Синоду и жаловался нашему посланнику, находившемуся в Варшаве.

Деятельность его озлобила католиков, особенно представителей воинствующих католических орденов. На него не раз совершались покушения. Когда в 1759 году Георгий, презирая опасности, поехал обозревать свою епархию, то доминиканец Овлинский и католические миссионеры возмутили в Орше шляхту и жолнеров. Они разогнали народ, вышедший с хоругвями навстречу своему архипастырю, остановили колокольный звон и с оружием ворвались в церковь в самый разгар богослужения. Господь уберёг преосвященного от их сабель в стенах Кутеенского монастыря. В другой раз изувер Зенович, предводительствуя иезуитскими воспитанниками, ночью в Могилёве напал на архиерейский дом. Буйные молодые иезуиты вломились в ворота, перебили окна, ранили нескольких монахов, семинаристов и слуг, но, к счастью, не нашли Георгия.

Во всех этих страданиях Георгия поддерживала только надежда на помощь России и уверенность, что “малая ладийца” белорусская “надлежит до великого корабля” России. Синод предполагал перевести Георгия на Псковскую кафедру, но императрица Екатерина II признала, что Георгий “нужен в Польше”. Вскоре события оправдали это мнение.

На престол Польши вступил новый король Станислав Понятовский — союзник России. В 1756 году Георгий перед троном Станислава заступился за православных подданных Польши. Король обещал своё покровительство, но кичливой шляхте и польским магнатам был не по нутру пророссийский курс его власти, и они при поддержке Франции подняли антироссийское восстание, объединившись в так называемую Барскую конфедерацию. В ходе ожесточённых сражений русские войска, предводительствуемые Суворовым, наголову разгромили силы конфедерации и их западных союзников. Семь исконно православных белорусских и украинских областей вернулись в лоно Отечества, и в 1773 году епископ Георгий явился перед Екатериной уже как подданный. С тех пор он мог спокойно заниматься благоустройством своей епархии и, прежде всего, посвятить себя заботам о чистоте веры паствы и просвещения пастырей.

Георгий Кониский был богато и разносторонне одарён природой. Талантливый преподаватель, внёсший новую, живую струю в преподавание, и в то же время поэт. Творческий философ, сумевший “вырваться из сетей аристоте- лизма”, и историк, глубоко знающий свой предмет. Но прославился Георгий, главным образом, как проповедник.

Его проповеди отличались резкостью тона, они, по выражению Пушкина, были похожи на “поучения старцев первоначальных”, увлекали искренностью. Они не потеряли своей актуальности и сегодня, а может, и более нужны сейчас, чем два века назад. Георгий смело обличал пороки, неправду, необузданный разврат. Он не боялся возвышать голос против застарелой язвы лихоимства. Не останавливался и перед вопросами социального неравенства, и особенно в отношениях между помещиками и крепостными.

Он громил помещиков, которые, как “Каины-братоубийцы”, изнуряют крестьян работами и разными озлоблениями равняют их с собаками. “В вечности  будет дело тебе, — грозил на проповедях Георгий таким помещикам, — не с собаками, но с подданными твоими, они будут тебе и судии и мстители. Ждите, ироды, червей вам уготованных, шипущих давно на съедение вас”. Само распространение пьянства среди крестьян Георгий объяснял “...отчаянием, поелику некоторые бессовестные владельцы всё у них отнимают”.

Во многом, согласитесь, всё это похоже и на наше время. И сейчас бедных людей обирают безбожно и грабят и власти, и нынешние богачи.

Обличал святитель в своих поучениях и противников православия — католиков, иудеев. Особенно масонов, которые в то время как раз появились в России. Подозрительной ему казалась таинственность масонства. Он писал: “Аще убо дела масонов непорочны, пачеже и полезны, не надобно крытися; аще же укрываются нощию, убо являют, яко дела их лукавы суть”, — рассуждал Георгий.

Велики заслуги Георгия Кониского. Как смелый и искусный кормчий, он привёл “малую ладийцу” белорусскую к великому общерусскому кораблю. Всю жизнь он отдал защите православия, и не было преувеличением, когда про него говорили, что он “за Церковь святую до крови подвизался”.

Виктор Часовников

Впервые опубликовано в журнале «Наш современник»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru