Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Путь к Богу


Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий

 

 

Божий мир

 

Мы живем в Божией милостью изменяющемся мире. Есть мистическое предчувствие, что мир, который мы понимаем как окружающую действительность и как внутреннее устроение людей, должен измениться в лучшую сторону. Это случится, если будем ориентироваться на наши исторические ценности, если обратимся к нашим святыням и если каждый начнет устраивать жизнь по евангельским заповедям. Тогда мир Божий коснется всякого человека, и это уже происходит, но, к сожалению, не так быстро и не так широко, как хотелось бы.

Насколько человек будет нравственно совершенен, настолько и окружающий нас мир преобразится. По Исааку Сирину, мир, природа страдают от человеческих нестроений, оттого, что человек ввергает себя во зло. Когда же человек обращается к Богу, живет в Церкви, он возрождается, идет действие Божественной благодати на его внутренний мир. А через освящение человека происходит освящение и окружающего мира.

 

Родина

 

Чувство Родины — глубокое, высокое, оно пробуждается только православной верой. По сути, это осознание своей ответственности за наш народ, за наше государство, которое сложилось в определенных геополитических границах и имеет свои исторические традиции. Нужно жить по евангельскому принципу: веруй, а остальное все приложится. И это действительно так. Из летописных источников мы знаем, как поражались красотой Православной Руси, ее богатством, высокой нравственностью ее народа иноземные гости. “Блаженна на земле Отчизна, которая доставляет своим гражданам средства достигать Отечества Небесного”, — говорил святитель Филарет Московский о России. И такое положение воссоздастся, если восстановится русский народ, а для этого необходимо прежде всего духовное просвещение. Если мы сблизим Церковь и школу, сможем давать полноценное образование детям, то они станут морально устойчивыми, начнут различать добро и зло, будут противостоять безнравственности и обретут правильные духовно-жизненные ориентиры.

 

Вера

 

Вера — это не мировоззрение и не идеология, а сама жизнь, она охватывает все существо человека и позволяет ему в реальности пережить единение с Богом на земле. У каждого народа, даже самого неразвитого, есть представление о вере. В коммунистические времена людей отторгали от истинной веры, подавляли религиозное чувство; вместе с тем партия обожествляла своих вождей и “верила” в них. Православная вера, с которой мы живем уже тысячу с лишним лет, служит основанием для нашего государства, нашей духовности, определяет весь образ мыслей, нашу самобытность, наши традиции. Она прокладывает земной путь человеку, направляет к тем идеалам, которые присущи евангельской проповеди. На нее мы должны ориентироваться и жить по ней, чтобы приблизиться к Богу уже здесь, на земле, и обустроить свой внутренний мир через доброделание. Это будет залогом встречи с Богом в вечности.

 

Надежда

 

Наша надежда, “которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Евр. 6, 19), прежде всего связана с верой. Мы верим в то, что за добродетельную жизнь, за исполнение христианских заповедей, за то благопристойное, что должен каждый человек исполнить в земной жизни, за стремление отобразить в себе образ Божий во всей его полноте человек достигнет, по слову святителя Филарета Московского, “вечности воздаяния и славы”.

 

Любовь

 

Любовь по имени и по существу — это Бог. Человек, переживший состояние Божественной любви, может уже отчасти свидетельствовать о благодати Святаго Духа, когда даруется желание всех обнять и всех любить. Тогда в душе нет зла, она наполнена высочайшим чувством гармонии.

 

Счастье

 

Почему святые отцы уходили в пустыни? Чтобы показать образ совершенный. Необходимо было самим восстановиться, устояться в своем внутреннем борении. “Кто видит грехи свои, тот узрит мир”, — говорил авва Исайя. Победить свою самость — наибольшее достоинство. Человек святой уже знает, как бороться с внутренним, другим, эгоистическим человеком, со злом, кото-рое противостоит ему в добрых устремлениях. Он знает это на своем опыте и идет в мир помогать другим людям, объясняя, как необходимо бороться с различными искушениями зла. Зло — это реальная сила, но люди, далекие от Церкви, не всегда это понимают и не знают, что такое подлинный идеал, не догадываются, что их страдания и стрессы — проявление живущего в них духа, который противоборствует Божественному. Людям надо объяснить, что состояние благодатного покоя возможно тогда, когда человек имеет глубокую веру, когда он внутренне борется, когда он полнокровно живет в Церкви. Только при этих условиях он может восстановиться, очиститься и пережить радость Богообщения. Главное — установить свой внутренний миропорядок по Божественным законам, по заповедям Христовым. Тогда и достигается подлинное счастье — счастье встречи с Богом.

 

Ответственность

 

Если человек имеет веру, то, преображаясь духовно, он начинает сознавать свою ответственность перед Богом и перед людьми, перед своей совестью. Встречая различные коллизии на своем жизненном пути, он старается разрешать их путем покаяния, чтобы восстановить Божественный мир в душе, который был им утрачен. Обобщая опыт духовной жизни, святые отцы учат: “Ближнего не обижай, но и не обожай, себя не боготвори, Бога же люби всем сердцем”.

Очень многие беды происходят оттого, что человек стал эгоистичен. Из религиозного чувства рождается сострадание, потому что верующий человек пронизан Божественной любовью. Насколько он приближен к Богу, уязвлен, как выражались святые отцы, Божественной любовью, настолько открывается чувство сострадания и к ближнему, и ко всему окружающему миру. Об этом свидетельствовали многие святые отцы, и, в частности, преподобный Исаак Сирин, который говорил, что человек должен изменить себя, и когда будет препобеждаться эгоизм, тогда начнет восстанавливаться Богом установленный миропорядок, в котором один из главных принципов — любовь к ближнему.

 

Благодарность

 

Высочайшее Таинство Божественной литургии именуется хвалебно-благодарственной службой. И самая содержательная, глубокая молитва — не просительная, а благодарственная. Человек в Таинстве Евхаристии, по свидетельству Патриарха Константинопольского Иеремии, “получает более, чем просит, и даже не остается ничего совершенно, чего не даровал бы нам здесь Бог”.

Всякий, неся свой жизненный крест, должен помнить постоянно, что Бог как любящий Отец его не оставит. В одной из молитв Божественной литургии говорится: “Господи, Ты призвал меня из небытия к бытию”. Независимо от своего желания человек как личность должен состояться в этом мире и, естественно, кроме своих родителей, должен помнить о Небесном Отце и Небес-ном Отечестве. Если человек живет по христианским идеалам, по православным принципам, то он от чистоты сердечной переживает красоту духовного мира и внешнего, окружающего, поражаясь тому, насколько этот мир красив и благоприятен для жизни, и начинает благодарить Бога за все и особенно за то, что Спаситель искупил нас Голгофским подвигом. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы воссоединяемся с Творцом и Создателем. В этом сора- ботании, в этой встрече с Богом — высочайшая радость обретения того, что мы потеряли в результате грехопадения наших прародителей.

 

Государство

 

Все основные вероучительные догматы православного христианина выражены в нашем Символе веры. Однако, готовясь войти в Царство Небесное, человек живет на земле. Поэтому, разумеется, его земная плотская жизнь очень важна. Земной путь человека может и должен быть пройден достойно, а это значит, что человек должен вести нравственную жизнь, совершать достойные поступки, иметь достойные мысли и побуждения. Во многом это зависит от государства, общества, в которых живет человек. Государство, требуя от человека выполнения определенных обязательств, само должно проявлять заботу о нем, его доме и семье. Должны быть жесткие, но справедливые законы, которые нужно неукоснительно выполнять. Если государство имеет армию и полицию, они должны получать достойное содержание, так же, как и государственные люди — учителя, врачи, инженеры и рабочие. Крестьяне, владея землей, как кормильцы народа должны пользоваться поддержкой государства и правителей. Это очень простые истины и требования. Надо, чтобы помнили об этом руководители России.

 

Культура

 

Что есть культура? Это не мертвые памятники, а живой опыт, передаваемый людьми из поколения в поколение: опыт жизни, опыт труда, опыт веры. Для России и россиян это и опыт религиозный. Я полагаю, что Русская Православная Церковь для многих народов и людей является хранительницей такого опыта. Без этого мы не могли бы возродить старые храмы и строить новые. Тяжела дорога к этому опыту, но его не смогли истребить годы страшных репрессий. И в этом — наша надежда.

 

Прогресс

 

Если говорить о духовной культуре, просвещении, нравственности, налицо очевидный регресс. Главная беда в том, что в обществе есть силы, которые пытаются закрепить этот регресс и сделать его необратимым. Учитель в школе говорит, что лучше быть бедным, но честным, а с экрана телевизора школьнику показывают шикарную жизнь воров и блудниц. Мало того, в школу постоянно пытаются забрасывать сомнительного свойства “пособия”, которые должны сексуально “просветить” наших школьников. Этим мы уничтожаем патриархальную семью, а взамен ничего не даем. Любое государство, прежде всего, должно быть обеспокоено проблемой семьи, ибо то, что семья является основой любого государства, любого нормального строя, — прописная истина.

 

Наука

 

Являясь ректором Самарской Духовной семинарии, по должности, а это соответствует моим убеждениям и склонностям, я просто обязан интересоваться не только специфическими дисциплинами религиозного цикла, которые преподают нашим студентам, но и развитием науки. Многое в этом развитии впечатляет — открытия в генетике, физике, химии, информатике.

Да, благодаря науке человек может полнее раскрыть свой потенциал, глубже познать мир Божий, получить более совершенную технику и технологии.

Однако, как пастырь, не могу не обратить внимание и на опасности, связанные с развитием науки. И первое здесь не то, что человек получает оружие и технологии, которые легко могут уничтожить род человеческий, хотя и это очень тревожно. Первое здесь — гордыня. Грех гордыни — один из самых тяжелых, по православному учению. Когда ученый начинает воображать себя Богом, вершителем жизней и судеб людей, он, на мой взгляд, совершает самую большую и непростительную ошибку. Спесивая вера во всесилие науки очень легко может быть поколеблена. Как говаривали наши предки, на всякого мудреца довольно простоты. И не только потому, что нельзя буквально либо произвольно трактовать Слово Божие, но и потому, что в любой современной науке столько неясностей и “белых пятен”, что без помощи религии ей просто не обойтись. Здесь много искушений для изощренного ума, который не видит, как попадает в ловушки псевдознаний.

Я убежден, что истинная наука в союзе с Православием помогает человеку стать лучше, добрее, сильнее, активно противостоять злу и насилию.

 

Душа

 

Все, о чем я говорил, является естественной необходимостью для душевного здоровья. Миссия Церкви — вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее Богу, то есть борьба за человека. Но эта миссия не может быть исполнена без усилий самой личности, без того, чтобы она сама пыталась становиться лучше, добрее, человечнее.

Уверен, что настоящего человека должна страшить перспектива вечного пребывания во тьме и превращения в ничто, как это происходит с заблудшими, нераскаявшимися, потерянными душами. Убежден также, что самый закоренелый грешник может и должен это понять. Поэтому-то, как в притче о блудном сыне, Православная Церковь сегодня больше внимания обращает не на тех, кто уже встал на спасительный путь, а на тех, кого еще можно спасти, — наркоманов, алкоголиков, преступников. Медленно, но эта работа дает плоды: из наших наркологических центров уже выходят излеченные люди, бывшие заключенные твердо убеждены, что можно и надо жить честно. Пока таких людей мало, но будут сотни и тысячи. Сама Церковь при этом играет роль гигантского лечебно-профилактического центра. Я этому рад, но это и печалит: мы лечим болезни, а не их причины.

“Новое поколение выбирает “Пепси”!” — уверяют нас с телеэкрана. Я бы посоветовал вам прийти в большой праздник к нам, в православную церковь. Вы увидите немало молодых лиц — умных, добрых, одухотворенных. Я не считаю новые поколения россиян потерянными, потому что уверен: Русская Православная Церковь дает им цель жизни и может объяснить смысл бытия каждому, кто способен и хочет слушать и понимать.

Но остаются боль и тревога за тех, кто, оболваненный нашими средствами массовой информации, по большей степени полуграмотными, а то и вовсе неграмотными в вопросах веры, духовной жизни, морали и этики, избирает либо нероссийские идеалы, либо ориентируется на самые низкопробные образцы масс-культуры. Еще страшнее и разрушительнее воздействие чуждой России прессы и аудиовизуальных средств. Результаты? Культ секса, наркотиков. Это вполне сознательные воздействия на психику и душевное здоровье россиян.

Разумеется, не все средства массовой информации таковы. Есть духовные программы, и не только религиозные, есть высококвалифицированная работа по разъяснению людям сущности происходящего в России, но таких программ и людей слишком мало — они теряются на общем фоне разгула и проповеди беззакония.

 

Одиночество

 

Одиночество существует для того, кто замкнут сам на себе. Спрашивают: “Вы — монах, не чувствуете ли вы одиночества?” Нет, не чувствую. Во-первых, сама жизнь с Богом в душе — это уже не одиночество, во-вторых, как архиепископ, я постоянно с людьми, и на мне лежит большой груз ответственности за образование и управление верующим народом.

Да, принимая монашество, человек накладывает на себя определенные обязательства и в чем-то себя постоянно ограничивает. Я думаю, что уединение необходимо любому человеку, надо порой побыть одному, со своими думами наедине. Кроме того, уединение помогает человеку духовно определиться в поставленной цели.

 

Россия

 

Какой же русский не думает о России? Наша великая страна — третий Рим. Как известно, четвертому Риму не бывать. Тяжелые испытания послал Господь нашей Родине, и наши в основе своей православные люди, я уверен, с честью их выдержат.

 

Самое главное

 

Доверяйте Божественному началу в человеке, голосу своей христианской совести, которая побуждает нас творить добро и милосердие бескорыстно для всех. Считаю это одним из важнейших заветов, данных нам Всевышним.

 

Впервые опубликовано в журнале «Наш современник»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru