Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

“Откуда есть пошла земля русская?”


Акашев Ю. Д. Имя твое — рос (историко­этнические корни русского народа). М., 2006.

 

Проблема происхождения Руси и её изначальной истории волнует как историков-профессионалов, так и любителей.

В отечественной исторической науке уже в период её зарождения рус­ский народ рассматривался как один из самых древнейших и имеющий изначально своё собственное имя. Однако, начиная с XVIII века, когда в российской науке и культуре тон стали задавать иностранцы, презирающие всё русское, постепенно утвердилось ложное представление о росах как о народе крайне отсталом, история которого начинается только со второй половины IX века, да и то благодаря норманнам, которые якобы дали рус­скому народу и государственность, и даже само название (этноним). Совет­ские учёные довольно убедительно доказали несостоятельность “норманн­ской теории”, однако чётких ответов на вопрос “Откуду есть пошла Земля Русская?”, поставленный ещё русскими летописцами, они так и не смогли дать. Зато за рубежом появляются очень близкие по духу к “норманнской те­ории” идеи хазарского происхождения Руси, иранского, египетского, ски­фо-сарматского и др., которые, несмотря на их абсурдность, находят, к со­жалению, поддержку у некоторых современных отечественных историков, упорно продолжающих отказывать русскому народу в праве на свои собст­венные историко-этнические корни и на свою древнейшую историю.

Недостаточная изученность проблемы происхождения русского народа предоставляет благодатную почву для любителей всякого рода сенсаций и домыслов, не имеющих ничего общего с наукой, но пользующихся попу­лярностью у определённой части читателей. Проблема используется теми ав­торами, которые в угоду определенным кругам стараются умалить значение исторической судьбы русского народа в его собственной и мировой истории.

Монография “Имя твое — рос (историко-этнические корни русского народа)” написана серьёзным учёным, доктором исторических наук, специ­алистом по древней истории русского народа. Ю.Д.Акашев в 2000 г. блес­тяще защитил по этой проблеме докторскую диссертацию, которая получила высокую оценку Экспертного совета по историческим наукам Высшей атте­стационной комиссии и была отмечена в числе наиболее удачных и интерес­ных научных исследований последних лет. Исследователь опирается на обширный круг самых разнообразных источников. Он по крупицам собрал свидетельства о древнейших росах, содержащиеся в священных книгах, ранне- и позднесредневековых источниках, включая русские летописи, со­чинения византийских, арабских, персидских, сирийских, польских, гол­ландских и других авторов. Их анализ произведён на высоком профессио­нальном уровне. Автор не только приводит соответствующие фрагменты из этих источников, но, где это необходимо, производит их текстологический и лингвистический анализ, комментирует трактовку этих фрагментов различ­ными учёными, всякий раз аргументируя своё согласие или несогласие с ними, и во многих случаях высказывает своё оригинальное суждение.

В качестве источника очень активно используются данные славяно-рус­ской мифологии, нашедшей воплощение в народных сказках, поверьях, об­рядах, загадках, вышивке, деревянной резьбе, во многих народных обыча­ях и традициях. Причём Ю. Д. Акашев продемонстрировал не только хоро­шее знание русской мифологии, но и умение проникнуть в её глубинный, сакральный смысл и обнаружить в ней следы древнейшей истории русского народа. Заслуживает внимания обращение к священным книгам: Библии, Авесте, Ригведе, Корану. Насколько нам известно, эти книги в качестве ис­точников по древнейшей истории русского народа в научных исследованиях используются впервые.

Ещё один очень важный вид источников, которому исследователь при­даёт огромное значение, — это данные языка. Для учёного, занимающегося проблемами этногенеза, очень важно знать историю языка, историческую грамматику, ориентироваться в теоретических проблемах языкознания и, главное, чувствовать язык. Ю. Д. Акашев, закончивший в своё время исто­рико-филологический факультет и имеющий хорошую лингвистическую под­готовку, на наш взгляд, всем этим владеет и умело пользуется.

Ю. Д. Акашев предложил новый подход к изучению Руси изначальной: образование этносов относится к начальным этапам истории человечества. Такой подход позволяет начинать историю русского народа с его историко­этнических корней, уходящих в глубины общеиндоевропейской эпохи. Ос­новополагающие признаки этноса складываются у росов задолго до распа­да индоевропейской семьи, в длительный период их близости к древним арьям. В то время начинается формирование самосознания предков рус­ского народа, которое определяет особенности русского стиля мышления и характера, того, что принято называть “загадочной русской душой”.

Данные компаративистики и палеолингвистики позволяют также ут­верждать, что и этноним росы является не заимствованным из других язы­ков, а древним самоназванием, закрепившимся за нашими предками предположительно во II тысячелетии до н. э. Это слово сохранилось не только в русском языке, но и в санскрите — одном из древнейших языков индоевропейской семьи. Но если в санскрите слово “гадГ сохранило значе­ние просто большого количества людей, то в языке росов уже после ухода арьев из Восточной Европы оно приобрело значение этнонима: росы — это “свои люди”, живущие на своей древней земле, это — “мы” (в отличие от “не мы”, “чужие”).

Глубокая древность росов подтверждается и удивительным сходством русского языка с санскритом, особенно древнейших слоев его лексики, от­носящейся к эпохе формирования семьи и рода, а также местоимений, слов, обозначающих действие или состояние, явления природы и т. д. По­скольку санскрит является языком древних арьев, отмеченное явление сви­детельствует о длительном соседстве этих двух народов, что могло иметь место в эпоху, предшествующую уходу последних из Восточной Европы, то есть до конца III - начала II тысячелетия до н. э.

Таким образом, можно утверждать, что этногенез древних росов про­текал одновременно с этногенезом древних арьев и историко-этнические корни русского народа уходят в глубь тысячелетий.

Проанализировав целый ряд письменных источников, в том числе и не­которые священные книги, автор пришёл к выводу, что древнейшие росы были известны среди других народов древнего мира и играли определённую роль в их истории. И именно поэтому их имя оказалось зафиксированным в этнографической таблице Книги Бытия — Первой книги Моисеевой из Ветхо­го завета. Текстологический анализ этой таблицы, наблюдения над особен­ностями древнееврейского письма позволяют утверждать, что имя народа Рос здесь употреблено по отношению к младшему сыну Иафета — третьего сына Ноя, в форме вирас (Тирас, Тирос), в которой начальный элемент ти- (ви-) является древнерусским указательным местоимением (по типу летописного “ти Словене”),сросшимся с этнонимом Рос (Рас). Имя народа Рос (в фор­ме Рош) называет и пророк Иезекииль, живший в VI в. до н. э., книга кото­рого также вошла в состав Библии. В том, что это слово в книге пророка оз­начает имя народа Рос (а не “голова” или “глава”, как оно переведено в Вульгате), убеждают те факты, что в переводе Библии на греческий язык, осуществлённом семью веками раньше Вульгаты, оно писалось как этноним РШ и в более поздних средневековых источниках ассоциировалось с рус­ским народом. Идентичным библейскому имени Рос (Тирас, Рош) является и этноним ар-Расс, упоминаемый в Коране среди древнейших народов, ко­торых жестоко покарал Аллах.

Сообщения о древнейших росах встречаются также и у позднеантичных и средневековых авторов (как европейских, так и восточных). Вполне воз­можно, что роксоланы (светлые аланы), которые упоминаются древними ис­точниками, были частью росов, увлечённых потоком арьев на юг и давших начало Приазовско-Причерноморской Руси. Византийские авторы, сооб­щавшие о нападении росов на Византию в V и IX вв., видели в этом осуще­ствление пророчества Иезекииля о народе Рос (Рош).

Древнейшие росы формировались из тех охотников, которые ещё в ка­менном веке медленно продвигались на север вслед за дикими животными, увлекаемые последним отступающим ледником. Трудности освоения новых территорий, изменившиеся методы охоты, новая природно-климатическая среда, столкновения с чужаками — всё это приводило к перестройке созна­ния первобытного человека, разграничению мира людей на своих и чужих, формированию этнически специфических символов. Санскрит донёс до нас древнее название этой территории — “газП ” (в русском варианте — “Роса”, “Росия”), которую древние росы считали своей материнской землёй.

Время проживания древних росов по соседству с предками арьев, вре­мя их наиболее тесных контактов и взаимовлияния совпадают с их рассе­лением по территории восточноевропейского Севера в период климатиче­ского оптимума (примерно с 4000 г. до н. э. до 2700 г. до н. э.).

По прошествии этого теплового периода и с наступлением резкого по­холодания начинается массовый отток индоевропейцев с Европейского Се­вера. И в это время происходит ещё более широкое расселение древней­ших росов по Восточной и Средней Европе. Расселение древнейших росов по обширной европейской территории, соприкосновение и столкновения с иноязычными народами, а зачастую и жизнь в иноязычном окружении обусловили появление этнического термина “словене”, образованного от лексемы “слово” и нёсшего в себе семантическую нагрузку со значением “единословники”, “говорящие на одном языке”, “понимающие друг друга”.

Своё более древнее видовое имя Росы/Русы, о своих русских корнях долгое время знали и помнили и остальные славяне. Этот факт, например, отражён в “Хронике” польского историка XVI в. М. Стрыйковского, который всех древних славян именовал “русацами”, или “русскими славянскими на­родами”. Это подтверждают и многочисленные данные топонимики и этно­нимики.

В монографии в самом общем виде представлена модель расселения древнейших росов, которая позволяет найти ключ к ответу на многие вопросы и, в частности, на такие, как причины разнообразия физических типов среди не только всех славян, но и конкретно русского народа; при­чины многообразия археологических культур, условно определяемых как славянские древности; существование Азовско-Причерноморской Руси, Руси Прибалтийской, Карпатской, Дунайской и др.

Внимательное прочтение русских летописей (Лаврентьевской, Густинской, Иоакимовской, Псковской 1-й, Софийской 1-й, Воскресенской и др.), изучение легенд, данных ономастики, геральдики, антропологии, сравнительного языкознания позволяют с твёрдой уверенностью заявить, что “варяги-русь”, о которых идёт речь в русских летописях, — это славяно-росы, жившие вдоль южного побережья Балтийского моря; что рассказ о при­звании на княжение в Новгородскую землю в 862 г. Рюрика и его братьев не есть выдумка летописца, а он основан на вполне реальных исторических со­бытиях; что имена Синеуса и Трувора вовсе не следствие неверного перево­да летописцем шведских слов, но они являются русскими эпитетными име­нами. Ю. Д. Акашев экспериментальным путём подтвердил идею о сущест­вовании у древних росов своей оригинальной древнейшей письменности.

Содержащийся в монографии Ю. Д. Акашева теоретический и конкрет­но-исторический материал, выводы учёного отодвигают хронологические рамки традиционных научных описаний древнейшей русской истории в глубь тысячелетий, открывая новую область исследования.

Разумеется, настоящее исследование ни в коей мере не претендует на исчерпывающие ответы на многие вопросы, возникающие в связи с про­блемой происхождения русского народа. Но хотелось бы, чтобы оно помог­ло изменить отношение исторической науки к началу Руси, её истокам и ут­вердить мнение о русском народе как одном из древнейших, имеющем право не только на свою историю раннего средневековья, но и историю древнего мира.

Думается, что монография “Имя твоё — рос (историко-этнические кор­ни русского народа)” будет с интересом встречена и специалистами, и все­ми любителями русской истории.

 

Юрий Огородников, доктор филологических наук

 

Впервые опубликовано в журнале «Наш современник»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru