православный молодежный журнал |
Культура«Тайная Вечеря»
На исходе дня 28 мая 1936 года к подъезду особняка Горки-10 подкатил “газик” с пропылённым брезентовым верхом. Из него вышли три молодых человека и быстро направились к вестибюлю, где их встретил секретарь Горького Крючков и, минуя охрану, проводил на второй этаж. У кабинета они остановились, а секретарь бесшумно скрылся за дверью. Алексей Максимович дремал за письменным столом. Пётр Петрович с минуту стоял над ним, потом, оглянувшись на дверь, тронул Горького за плечо и сказал вполголоса: “Комсомол”. Горький не сразу, но понимающе кивнул, стянул со спинки кресла, на котором сидел, светло-серый пиджак, накинул его на плечи и направился к выходу. Крючков вразвалку последовал за ним. Перед порогом писатель остановился, тронул галстук, улыбнулся в усы, а Крючков лёгким нажатием ладони распахнул высокие двустворчатые двери. Перед писателем в полувоенной, ладно подогнанной форме стояли секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев, редактор “Комсомольской правды” Бубекин и еще один курчавый молодой человек в штатском, которого хозяин не знал или забыл, как звать. Алексей Максимович посветлел лицом, широко шагнул навстречу гостям и сердечно пожал руку Косареву, потом — Бубекину, приговаривая густым волжским баском: — Очень рад... Очень рад... Когда же он повернулся к молодому человеку, чтобы поприветствовать и его, тот по-военному отрекомендовался: — Файнберг, член Президиума. Алексей Максимович задержал взгляд на молодом человеке, дав понять, что заинтересован знакомством, и обратился к Петру Петровичу с просьбой проводить гостей в кабинет, помочь им освоиться, а сам извинился, что покинет их на некоторое время. В сущности, никакой особой надобности в том, чтобы отлучаться от гостей, у хозяина не было, если не считать распоряжения об ужине. Просто у него с давних пор выработалась привычка вновь прибывших на какое-то время предоставлять самим себе, чтобы они могли вжиться в обстановку, да и самому нужно было свыкнуться с их присутствием. Обычно Горький оставлял с гостями кого-нибудь из своих. В последние годы эту заботу добровольно взял на себя Максим и неплохо с нею справлялся. Он хвастался, что ему ничего не стоит принять хоть шведского короля. Случалось, и не раз, когда здесь или на Никитской Максим вместе с Крючковым за каких-нибудь полчаса встречали и размещали до полусотни шумливых братьев-писателей и готовили их к беседе с Горьким. Иногда на встречах присутствовал И. В. Сталин и два-три члена Политбюро. В принципе, их присутствие ничего не меняло, но придавало событию особую остроту. Сталин вёл себя тогда достаточно демократично, вступал в разговоры, шутил, смеялся. Основная цель всех этих неофициальных собраний и встреч сводилась к тому, чтобы покончить с разногласиями между писателями, превратить их в единую монолитную силу, ратующую за советскую власть, за социализм. Казалось, что с созданием Союза писателей СССР во главе с Горьким эта проблема будет решена самым основательным образом. Так думали многие, в том числе и вожди, но Горький скоро понял, что и при Союзе в жизни писателей мало что изменилось. К старой расхлябанности, неорганизованности, небрежности и лени добавились социальная апатия, вялость, безразличие, боязнь острых дискуссионных тем. Бесконечные пленумы и совещания Правления Союза писателей по большей части, как казалось Алексею Максимовичу, носили показной, казённый характер. Качество произведений не улучшалось, связь литераторов с жизнью, с народом ослабевала. Столичные писатели уже не стремились на стройки, а больше хлопотали о дележе и об устройстве подмосковных переделкинских дач. Всё это очень тревожило Алексея Максимовича. Особенно же озадачивало и смущало его то обстоятельство, что даже близкие к нему художники не во всем разделяли его опасения и неохотно говорили на эту тему. Сам И. В. Сталин после съезда, похоже, потерял интерес к писательским делам, перестал бывать у Горького и не всегда отзывался на его просьбы. Естественно, в этих условиях Горький чувствовал себя неуютно, одиноко и как бы в стороне от дел, так как всем заправлял аппарат под бдительным присмотром Щербакова. Помощь пришла с неожиданной стороны — от лидеров комсомола. Удивительно, но Косарев и Бубекин почувствовали недомогание советской литературы почти так же, как чувствовал его он, и даже диагноз обозначили тем же словом: “ожирение”. Они установили с Горьким, жившим в Тессели, контакт, подняли вопрос о состоянии литературы в “Комсомольской правде”, включили его в повестку дня Х съезда комсомола и познакомили его с текстами своих докладов. Горький внёс в доклады Косарева и Бубекина незначительные поправки и в целом остался ими доволен. Правда, Алексей Максимович не знал, насколько Косарев и Бубекин были самостоятельны в своих инициативах, согласовывали ли они свои действия со Сталиным или хотя бы со Ждановым или Щербаковым. Не знал он и того, по чьему почину оказались на съезде А. Н.Толстой, Чуковский и Павленко. Последний от имени Секретариата Правления союза писателей произнёс тусклую и бессодержательную речь, а Толстой и Чуковский в своих ярких и остроумных выступлениях во многом сгладили полемическую остроту докладов комсомольских вожаков и этим огорчили Горького. Сможет ли он, Горький, считающийся главой советских писателей, объяснить своим гостям, что происходит сейчас в литературе и что ему самому, говоря по совести, не всё ясно? Проблуждав с четверть часа по пустынным коридорам особняка, некогда принадлежавшего вдове Саввы Морозова, который он, к слову, до сих пор не удосужился обойти целиком, переговорив с Надеждой Алексеевной об ужине, Горький решил, наконец, вернуться к гостям. Их он нашёл чинно сидящими вокруг его письменного стола. Они тихо переговаривались между собой, поджидая Алексея Максимовича. За хозяином оставалось его рабочее кресло, возвышающееся на добрую четверть над остальными благодаря специальной подставке. Взобравшись на сидение и глянув сверху на свою притихшую немногочисленную дружину, Горький, к удовлетворению своему, почувствовал прилив властных сил, и им овладело радостное ощущение, что не сирота он на этом свете. Глаза Алексея Максимовича, помимо его воли, пытливо вглядывались в лица гостей. Смотрелись они хорошо. В их обществе даже привычный Крючков казался добрее, человечнее и моложе своих лет. Косарева и Бубекина Горький встречал не раз, но Файнберга видел впервые. Зная свою слабость к людям семитского происхождения, он внимательнее взглянул на новичка и остался доволен: современный тип молодого еврея, хоть картину пиши. Похоже, Файнберг вполне освоился в новой для него обстановке. На его красивом смуглом лице всё яснее и отчётливее проступала характерная ироническая усмешка. Бубекин был, как всегда, сосредоточен и серьёзен, зато Косарев сошёл бы за рубаху-парня, если бы не узкие, цепкие и умные глаза. Его стройная, тонкая и гибкая фигура источала энергию и силу, а за простотой и добродушием скрывалась железная воля. Он был моложе Максима на пять- шесть лет, но успел постоять у станка, побывать добровольцем на гражданской войне, повоевать с Юденичем, получить ранение. Имея за плечами всего два класса образования, он вот уже более десяти лет занимал высший пост в комсомоле, пользуясь доверием и расположением Сталина и заслуженной любовью молодежи. Он управляет, и управляет хорошо, четырёхмиллионной армией комсомола, и её ряды непрерывно пополняются. Ласковое летнее солнце уже скрылось за вековыми деревьями парка, но тёплый свет ещё щедро вливался через огромные незашторенные окна кабинета, отражался от высокого белоснежного лепного потолка, серебрился в седых волосах хозяина. Но лёгкие синеватые тени накладывали еле заметный отпечаток на его лицо, делали его усы гуще, сглаживали очертания вещей, скапливались в углах, сжимали пространство вокруг письменного стола, придавая кабинетной обстановке оттенок таинственности и интимности. Ждали слова Алексея Максимовича, но тишину неожиданно разорвал картавый голос Файнберга: — Как на Тайной Вечере... — Но без Иуды, — поправил Крючков. — Ну, Иуда всегда найдётся, — заметил Бубекин. — Только не среди нас, — по-секретарски уверенно возразил Косарев. Повернувшись к Горькому, он участливо спросил: — Как доехали, Алексей Максимович? — Замечательно, замечательно доехал, Александр Васильевич, — поспешно ответил Горький. На вопрос о том, какие дороги, Алексей Максимович, тряхнув головой, передёрнулся, глянул в сторону члена Президиума и ответил: — Дороги? Какие дороги! Каганович преобразил их. Чистота. На вокзалах ремонт. Никогда у нас таких дорог не было, никогда. Я-то знаю старые российские дороги... Он долго ещё говорил в этом духе, вдруг, что-то вспомнив (а вспомнил он толпы безбилетников на перронах, тесноту и духоту переполненного вагона, куда случайно заглянул), оборвал себя, посуровел, сердито забарабанил пальцами по столу и, обращаясь к Косареву и Бубекину, сказал: — А ловко вы писателей на своём съезде пропесочили! Камень, который вы бросили в болото, именуемое Союзом советских писателей, должен вызвать хорошее, здоровое волнение среди писателей. Должен вызвать и — вызовет, если “Комсомольская правда” последовательно, упрямо, неустанно начнёт всестороннюю серьёзнейшую драку за оживление литературы, за активизацию литераторов, за воспитание в их душонках социабельных настроений, за разжигание огоньков в их близоруких глазах... Крючков давно не видел своего патрона в столь воинственном возбуждении. Как Зевс Громовержец, метал он громы и молнии в бедных советских писателей. Чтобы не встречаться взглядом с хозяином, Крючков склонился над столом, смяв пухлые щёки толстыми волосатыми пальцами. “Неужели опять война с литераторами?” — с тоской подумал он и скосил глаза на соседа. Член Президиума растерянно смотрел на своих товарищей, переводя взгляд с одного на другого. Комсомольские лидеры сидели спокойно. Косарев внимательно слушал Алексея Максимовича, машинально разглаживая и без того туго натянутое настольное сукно. Бубекин, грудью навалившись на край стола, смотрел в одну точку и вслушивался в слова хозяина с таким напряжённым вниманием, точно хотел не только услышать, но и увидеть, что скрывалось за его словами. Алексей Максимович помолчал немного и добавил более спокойно, но жёстко: — Да, да, через “Комсомольскую правду” надо сталкивать писателей лбами друг с другом и вышибать искры из глаз. Это будет полезно для расширения поля зрения и для развития дальнозоркости. — Совершенно изумительно, — продолжал Горький, — наше короткоумие, самодовольство, индивидуалистическая скаредность в трате сил на хорошую, честную работу по изданию книг. Изумительно отсутствие коллективного начала, обилие личных трений среди литераторов, пустяковина, наполняющая их жизнь. И боязнь ответственности изумительна... Высказав всё это, Алексей Максимович вдруг умолк и опустил голову на грудь, словно впав в забытье. Бубекин и Косарев понимающе посмотрели друг на друга, но не произнесли ни слова и не сдвинулись с места. Замерли Файнберг и Крючков. Между тем время шло. Сумерки сгущались, вытесняя дневной свет. Вещи в кабинете точно плавали в темнеющей синеве. Плыл и стол, за которым шла беседа, расслабляя и убаюкивая слушателей, слегка ошеломлённых напористой и страстной речью Алексея Максимовича. — Вот вы, Владимир Михайлович, — вдруг вновь заговорил Горький, — в своём прекрасном боевом докладе на съезде, между прочим, сказали, что Авдеенко написал “Судьбу”, по-видимому, без достаточной помощи. Но это не совсем так. Я читал рукопись этой книги в первой редакции, где автор изображал заседание ЦК Промпартии, суровую Бретань, как райский сад. В этом виде рукопись целиком была забракована мной. Через несколько месяцев Авдеенко прислал второй текст, вполовину первого, выкинув Бретань, Промпар- тию и всё прочее, о чём он не имеет ни малейшего представления. Раньше, чем я успел прочесть этот текст, он уже появился в “Октябре”. Я написал автору письмо, осуждая его за поспешность, указал на недостатки “Судьбы”. Мне говорили, что, прочитав моё письмо, он согласился с указаниями моими, но через месяц после того сообщил мне, что я оболгал и его, и героя “Судьбы”. Вот так это было. “Я люблю” тоже читано мною в рукописи, затем её дважды правил Всеволод Иванов. Сделав это сообщение, Алексей Максимович вновь замолчал. Он намеренно не сказал, что в создании “Судьбы” принимал участие и Ягода, и тоже остался недоволен и автором, и его произведением. Молчали и его слушатели, осмысливая и переваривая каждый по-своему будничные подробности литературного быта, участие в них Алексея Максимовича, странное поведение Авдеенко. Все испытывали какую-то неловкость. Особенно не по себе было Бубекину. Владимир Михайлович собирался с мыслями, чтобы что-то пояснить по этому поводу, но его опередил сам Горький. Как бы подводя итог своим размышлениям, он сказал: — Вообще-то мы несколько поторопились фабриковать гениев. В этом виноват и я. Эти слова Горького вызвали небольшой переполох. Все, кроме Бубекина, вскочили со своих мест, окружили Алексея Максимовича, пытаясь внушить ему, что он нисколько не виноват, что писатели сами строят из себя гениев. Горький, должно быть, не ожидал столь бурной реакции на его простодушное признание и даже немного растерялся. Но тут Бубекин попросил слова, шум сам собою угас, и все вернулись на свои места. Владимир Михайлович не стал ни подтверждать, ни отрицать вину Горького в фабрикации гениев, но подчеркнул, что писатели постоянно жалуются на критику, которая якобы только то и делает, что незаслуженно нападает на них. — “Я люблю” Авдеенко, — говорил Бубекин, — так расхваливали, так задаривали и издатели, и критики, и писательские руководители, что он потерял голову и написал плохую книгу “Судьба”. Владимир Михайлович выразил сожаление, что невольно ввёл делегатов съезда в заблуждение, высказав предположение, что Авдеенко не помогли при создании “Судьбы”. Оказывается, помощь была, да ещё со стороны самого Алексея Максимовича! — Помочь писателю надо, — продолжал редактор “Комсомольской правды”, — но делать из него гения, да ещё из такого, как Александр Авдеенко, безнравственно. Ну, какой из него “инженер человеческих душ”, если у него вместо души — пустота, заполненная смесью зависти и тщеславия. У писателя душа должна быть добрая, широкая и совестливая. Во время выступления Бубекина Горький не проронил ни слова, сидел, опустив голову, и было неясно, слушал ли он. Сумерки сгущались, стало почти темно. Крючков включил люстру, вполсилы осветившую кабинет, но настольную лампу зажигать не стал. Молчание продолжалось ещё некоторое время. Вдруг Горький заговорил. Он поблагодарил комсомол за своевременную поддержку литературы и сказал: — Я не паникёр, но, на мой взгляд, положение у нас хуже того, как оно было освещено на съезде комсомола. Все насторожились, ожидая комментариев, но их не последовало. Вместо этого Горький поделился со слушателями своими ощущениями от чтения “одного документа”, как он выразился: — Я вот только что ознакомился со стенограммой заседания по работе над книгой “Две пятилетки”. Уныние и скорбь, восходящие до бешенства, — вот впечатление. Люди совершенно не отдают себе отчёта в необходимости художественного итога замечательной работы партии под руководством Сталина, которая во всех других областях человеческой деятельности блестяще опровергает старую философию и утверждает философию новую... Что это за люди, и по какой такой причине они не отдают себе отчёта в необходимости подвести художественный итог 25-летней работы партии, Алексей Максимович уточнять не стал и предложил спуститься вниз, поужинать. За ужином хозяин был любезен, мил, много шутил, рассказывал забавные истории о глупостях все тех же литераторов, о том, что один из них спутал Николая Добролюбова, критика, с Александром Добролюбовым, сектантом и мракобесом. Другой литератор насчитал у осьминога десять ног. Горький много фантазировал, строил разные проекты о приватизации большевиками Марса, Венеры и других планет, об изготовлении искусственного человеческого тела, в котором бы все органы двигались и работали так же, как они работают в живом человеке. Чтобы грудную клетку можно было раскрыть, как шкаф, и сразу увидеть, что там есть. Вот работает сердце, от него идут артерии, по ним бежит кровь. Лёгкие вдыхают и выдыхают воздух... Кстати, говорил он, лёгкие можно сделать из той же резины, из которой делают губки. Ведь достаточно будет, — утверждал он, — несколько раз посмотреть этого искусственного человека, чтобы наглядно познакомиться с такой сложной штукой, как человеческий организм. Горький предлагал приспособить муляж в качестве учебного пособия для студентов, и его слушатели отнеслись к этой идее вполне серьёзно. После смерти писателя они в своей статье, посвящённой этой встрече, напишут, что Наркомздраву “следовало бы подумать над тем, как осуществить горьковскую мысль в медицинских институтах” (“Правда”, 1936, 12 августа). Много о чём говорил тогда неугомонный старик: и о хороших детских игрушках, которых недостаёт, и об отрядах юных крестоносцев, которые создавались в Средние века для борьбы за Крест Господень, и об изменении крестьянских законов со времён “Русской правды” и до наших дней, и о философских проблемах, связанных с выяснением сущности жизни, и многом другом. Один из проектов: взять 20-40 студентов, советских интеллигентов, наших людей, прикрепить их, к примеру, к Наркомпросу, связать с этим учреждением — пусть готовятся будущие наркомпросовские работники! Другой проект — создание нового журнала для молодёжи, который расширял бы круг её знаний в самых разных областях. Прослушав передачу радио о подготовке фашистов к войне, он сказал: — Воевать хотят. Сколько молодых талантов погибнет! Гитлер — вот сволочь-то! Своими руками задушил бы. Надо молодёжи нашей больше читать о фашистах, об этих зверях. Не раз он возвращался и к литературе. Особенно негодовал на то, что писатели свои материальные интересы ставят выше творческих. — Слишком торопятся сами себя в гении производить. Надо бы освободить Союз писателей от всего негодного, от всех этих людишек, которые только мешают настоящим писателям работать и портят дело. Не три тысячи иметь, а, скажем, триста? Но не всё у нас плохо. Не всё плохо. Вот “Тихий дон” — это уже настоящая вещь. Словно предчувствуя, что это его последняя встреча со своей дружиной, Горький говорил и говорил, выдвигая проекты о детской литературе, о создании специальных полос в газетах, посвящённых литературе и искусству, об организации отзывов на книги, о новых темах, включая и тему русской лени. Но близилась полночь. Гостям пора было уезжать. Условились о ближайшей встрече, посвящённой детской литературе. Простились дружески. Крючков пошёл проводить гостей, а Горький поднялся к себе, чтобы по свежей памяти сделать наброски к программе будущего детского журнала и составить план издания книг для детей старшего и среднего возраста. Алексей Максимович сел за свой рабочий стол и... заснул.
Глава из документальной повести Ивана Кузьмичёва «Последние дни М. Горького». Впервые опубликовано в журнале «Наш современник» Продолжение следует ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |