православный молодежный журнал |
Давайте обсудимПочему мы не уходим?Монолог немолодого учителя В апреле 84-го я впервые встал перед классом в качестве учителя. И в этом сентябре снова. Порою сам поражаюсь: «Как это? Тридцать лет?! Неужели не надоело? Почему не ушел?» Надоело! Ох, как надоело! Но не ушел. Пытался. Не смог. Есть такая «народная мудрость». «Если что-то умеешь – иди работать, если ничего не умеешь – иди учить». Может, не ушел, потому что работать не умею? Вроде бы нет, умею. И не только как учитель. В 90-х подрабатывал в репетиторском кооперативе, за пару-тройку дней зарабатывал школьный месячный оклад, мог туда уйти совсем, но – остался в школе. В то время когда увлёкся публицистикой, звали работать в Учительскую Газету – не пошел. Приятель мой, учитель русского, торговал в 90-х книгами, за свой методический день зарабатывал, как за месяц в школе. Встал перед выбором: или торговать – или школа. Выбрал школу. До сих пор работаем вместе. Ворчит, ругается, но – работает, не уходит. Сегодня видел его в коридоре на перемене – вокруг человек 15 мелюзги, класс 5 – 6, так и вьются. Он их ругает, прогоняет, а они не уходят…. Что же в ней хорошего, в этой учительской профессии, что и мы с ним, с Георгием Ивановичем, и тысячи других учителей, всё работам, ругаем её, эту профессию, грозимся уволиться – и не увольняемся, не уходим, даже школы-то меняем редко, только по необходимости? Может работа лёгкая, много свободного времени? А действительно, у учителя, ставка - 18 уроков в неделю. А у всех нормальных служащих-трудящихся рабочая неделя 41 час, как минимум. А тут три шестичасовых дня отработал и гуляй – не хочу. Отпуск у всех 4 недели, а у учителя – 8. Лафа. М-да, помню, когда я начинал работать вставал в 5 утра, чтобы к урокам подготовиться, вечером не успевал, вечером проверять работы надо было, да и дочка маленькая плакала – не подготовишься. А с неподготовленным уроком перед классом встать – не урок, а 45 минут позора получается. Сам себе противен будешь. Вот так, с 5 утра, до ночи … . Да и сейчас, когда я любой урок могу навскидку провести, работаю я в неделю часов по 60, то есть, почти всё время, кроме сна, впрочем и во сне частенько провожу уроки. Летом первые две недели всё порываюсь работой заняться, потом действительно остываю, отхожу…. А за две недели до конца отпуска школа сниться начинает, что-то начинаю просматривать, обдумывать…. А некоторые весь отпуск так с детьми и проводят: лагеря, поездки, спорт…. А, может, тем и затягивала меня работа в школе, что расслабиться не позволяла, держала в напряжении, давала ощущение полноты и осмысленности жизни? Ну, ладно, год-два-три отработал, все уроки подготовил, написал, запомнил, а дальше работай себе, не напрягаясь особо? Чего тут хитрого, урок провести: «Здравствуйте дети! Садитесь!…» Ну, и дальше по написанному тексту. Ан, нет. Чтобы урок нормально прошел нужно, не только чтобы ты сам готов был, но и чтобы эти обормоты, что за партами сидят, тебя слушаться начали, повиноваться тебе начали, да так, как оркестр движениям дирижёрской палочки повинуется. Ты их сначала одолеть должен, победить, покорить и подчинить. Хороший урок – это как песня, как концерт, только его без репетиций проводят и чтобы все слаженно спели, ох как много сил положить надо! Где-то я читал, что артист за концерт может 2-3 килограмма веса потерять за счет нервного напряжения. А сколько мы таких концертов проводим?! И аудитория у нас если и не самая искушенная, то и не самая простая – дети. А дети они разные бывают, очень разные. Помню, в конце 80-х попал я в школу, где детдомовские классы были. Приходит ко мне такой класс на первый урок. Химию я у них вести должен был. Класс тогда 8-й был, как нынешний 9-й. Детдомовских после него в ПТУ отправляли, но 8 классов они закончить должны были. По списку в нем 25, а приходит человек 7, кажется. Начинаю перекличку, где мол, такой-то и такая-то…. А в ответ: «Этот под следствием сидит, этот в бегах, а эта недавно второго ребёнка родила, какая ей школа…» Такой вот класс … детишки…. А тут ещё кто-то из девушек матом вдруг…, да так, знаете, сочно. Я уж давно не мальчик был, и в армии отслужил, и поработал, а всё равно опешил. Как я тогда отреагировал, рассказывать не стану, непедагогично это, сколько я потом сил на них угробил…. Но и матом они при мне больше не ругались, и учили мы с ними весь год что-то. И пускай знаний у них на тройку не было, но отработали они эту тройку в аттестате честно. Не знаю, кто кого тогда победил, я ли их, они ли меня. Это, конечно, был крайний случай, но с другими классами не особенно легче было. Прежде чем учить, ты их должен победить, нет, не силой, не кулаком, не руганью или угрозами, а волей своей, внутренним превосходством, снисходительностью взрослого к ребёнку, честностью в отношениях, ясностью требований, готовностью понять, готовностью простить, способностью наказать. Когда надо, пошутить должен уметь, повеселить, расслабить, когда надо – высокие эмоциональные струны затронуть, чтобы они переживать начали. На любой их вопрос должен уметь ответ дать, даже если не знаешь ответа этого. И врать им нельзя, лучше промолчать. Но победить ты их должен, и не для того, чтобы унизить, чтобы показать их ничтожество, а для того, чтобы показать им, к чему нужно стремиться и потом вместе с ними начать в этом направлении двигаться. Любить их надо. Трудно это, себя ломать приходится. А ещё эта чиновничья братия, которая нами руководит, совсем к другому подталкивает. Ей показатели давай, циферки, баллы, рейтинги. Чтобы ученики твои на ЕГЭ 100 баллов получали, чтобы в олимпиадах побеждали, чтобы на проверках «какчество» высокое показывали. Тогда тебе, учителю, честь и хвала, звания и высшие категории, и повышение зарплаты, конечно. То есть, если учитель десять двоечников, не желающих учиться, расшевелил как-то, учиться заставил-таки, до честной тройки дотянул - хорошим учителем его не считают, а вот если он им липовые оценки «нарисовал» на проверках ответы подкинул, олимпиады разные за них написал – учитель высокой категории. Что там дети на ЕГЭ напишут – дело десятое. Во-первых, это только после 11 класса, во-вторых этот предмет они возможно и сдавать-то не станут, а в-третьих, если что – родители репетиторов наймут. А учителю – конкретная выгода. А то, что дети его уважать не будут, что научит он их только подленьким житейским «правдам» вроде: «не сжульничаешь – не проживёшь», это наплевать и забыть. Не дать себе скатиться до халтуры, иметь силы и мужество противостоять системе, труднее всего. Вы спросите, как после всего этого работа в школе доставлять радость мажет? Как-то у Золя мне фраза попалась: «Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека». …. Вот, наверное, из-за всего этого мы и не уходим из школы. От редакции: А в вашей жизни был случай, когда учитель сражался за вас? Напишите нам по этому адресу naslednick@naslednick.ru или оставьте комментарий после статьи. ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |