Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

«О передаваемом в трастовое управление имуществе»


(и немного — об общественном порядке в период передачи)

 

Чтобы представить весь масштаб чешско-гитлеровского со­трудничества, уместно дать общее представление о мощи хотя бы одного-двух чешских предприятий.

История концерна «Шкода» началась в 1859 году: граф Валленштейн-Варгенберк основал в городе Пльзень литейные и машиностроительные фабрики, выпускающие оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых двигателей и котлов, элементы металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869-м владельцем фабрики стал инженер и предприниматель Эмиль Шкода (Emil Skoda ), фамилия кото­рого стала торговой маркой.

В 1880-х годах «Шкода» — передовое в Европе литейное и металлообрабатывающее предприятие, чья продукция шла на самые «знаковые» объекты XIX века: электростанции на Ниа­гарском водопаде, шлюзы в районе Суэцкого канала. В Первую ми­ровую войну «Шкода», крупнейший производитель оружия в Австро-Венгрии, поставляет тяжелые пушки и боеприпасы для армии и флота.

В 1917 году на одних только заводах Пльзеня было 35 000 ра­ботников. «Шкода», одна из фирм, обеспечивших Чехословакии 1-е место в мире по экспорту вооружений, поставляет их в Юж­ную Америку и Азию, в дальневосточные страны.

В 1925 году в состав «Шкоды» вошла автомобильная компа­ния Laurin&Klemen, о которой надо сказать следующее. В 1895 году Лаурин (Vaclav Laurin) и Клемент (Vaclav Klement) основали производство по выпуску велосипедов «Славия» (Slavia). А спустя 4 года, в 1899 году, компания Laurin&Klement приняла решение перейти от выпуска велосипедов к производ­ству мотоциклов, мгновенно завоевавших популярность. Это ре­шение быстро принесло компании известность, благодаря выс­туплению новых мотоциклов в различных международных со­ревнованиях. В 1905 году сошел первый автомобиль «Voiturette A», как и первые мотоциклы, имевший огромный успех. Имен­но «Voiturette A»завоевала для Laurin&Klement стабильное положение на развивающемся международном рынке автомобилей. А в 1907 году, благодаря постепенно расширяющемуся производ­ству, вышедшему за рамки семейного бизнеса, Laurin&Klement основали акционерное общество. В 1911 году в производство был запущен автомобиль модели «S» с двигателем мощностью 14 л.с. Он стал самой популярной моделью фирмы перед Первой ми­ровой войной не только в стране, но и за рубежом. Были созда­ны филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве и Ростове. Крупные партии автомобилей продавались в Японию, Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.

Но кроме легковых и грузовых автомобилей компания в разное время производила авиационные двигатели и самоле­ты, гоночные авто, стационарные генераторы электричества, дорожные катки и многое другое, что поистине является нео­бычным явлением для автомобильных компаний.

В годы Первой мировой войны деятельность компании была направлена на производство военной техники.

Дальнейшее развитие автомобилестроения: модель «Шко­да Монте Карло» (1935) получила свое название в честь побе­ды на ралли в Монте-Карло.

В 1939 году компания АSАР Skoda становится частью немец­кой промышленной группы Goering- Hermann Werke (Герман Ге­ринг Верке) и переключается на выпуск военной продукции. На базе «Шкода Суперб», «Шкода 900» выпускались внедорожни­ки для армии. Газогенераторные грузовики, тяжелые гусенич­ные тягачи (RSO — Raupenschlepper Ost, «ползающий трактор «Восток»). В августе 1940 года с разрешения немецких властей «Шкода» продала Венгрии лицензию на производство T-22.

Правда… пвторное вхождение «Шкоды» в 1991 году в германский концерн имело совершенно мирный характер. И был это уже не Goering- Hermann Werke, а Volkswagen Group.

Неправы будут те, кто заподозрит шкодовцев в полной бе­зответственности и моральном безразличии к последствиям их «работы». Вот фрагмент из официальной истории завода.

- В феврале 1934 года «Шкода» представила военному руко­водству страны макет легкого танка SU, а весной изготовила его прототип. Танк имел броню от 8 до 15 мм и развивал ско­рость до 30 км в час, запас хода составлял 150 км.

К окончанию испытаний первой модели «Шкода» разрабо­тала улучшенный образец S-II-a (S — Skoda, II — легкий танк, а — предназначенный для кавалерии) с увеличенной до 25 мм толщиной брони, корпуса и башни. На танки устанавливались 37-мм пушки, которые производила та же «Шкода». До 1939 года заводом «Шкода» было выпушено 295 танков…

К несчастью, после оккупации Чехословакии ее танки были включены в состав немецко-фашистских частей и участвовали в захвате Польши, Франции, в войне против Советского Союза. Последний танк чешского производства был уничтожен 10 декабря 1941 года при освобождении подмосковного города Клин.

Некоторые танки со снятыми башнями использовались как артиллерийские тягачи береговой обороны в Дании...

 

Что тут можно добавить? Моральная ответственность у шко­довцев есть, но она, все же легче, чем их танки — «легкие и средние». Вот, они пишут, — выпустили 295 танков, к несчастью, они попали Гит­леру, но уже к 10 декабря 1941 года с ними было покончено, и документально запротоколировано, что дальше подмосковного города Клин они не пошли. То есть признается ответственность за танки, наклепанные в 30-е годы. А шесть лет бесперебойного производства новых танков, джипов, грузовиков и прочего во­енного имущества — это, в общем, история не наша, а концер­на Hermann- Goering-Werke… Но то, что старый «запас танков кончился к 10 декабря 1941 года» — это же самая обычная прак­тика, реальность той войны. «Расход» и собственно немецких Т-II бы примерно такой же, и нет причин считать 10 декабря праздником —Днем окончания ответственности за танки...

В войну «Шкода» выпускала немецкий легкий танк Pz Kpfw135.

Все специальные энциклопедии называют лучшим, среди легких и средних танков вермахта другую модель — Pz Kpfw-38, изготовитель — концерн ВММ. Этот ВММ — бывший (до 1939 г.) другой знаменитый завод «ЧКД-Прага». А танк Pz Kpfw-38 x (действительно очень удачная модель) — это чешский танк TNHP-S, экспортировавшийся в Иран, Швецию, Швейцарию, Румынию. Сразу же после присоединения Чехии последовал заказ вермахта на 350 машин, а всего их было из­готовлено 1411 штук (по другим данным — 1300).

И кратко об истории и потенциале самого завода «ЧКД». Полное его название — «Чешско-моравская Колбен Данек», появился он в 1927 году в результате слияния фирм «Первая чешско-моравская машиностроительная фабрика», «Колбен и компаньоны», «Данек и компаньоны».

«Первая чешско-моравская машиностроительная фабрика» основана в 1870-х годах Оборудование для пищеварительных и химических цехов и конструкций из стали, паровозы, ваго­ны. В 1907 году создает вместе с фирмой «Рингхоффер» фир­му «ПРАГА» по производство легковых и грузовых автомоби­лей.

Фирма «Колбен и компаньоны» основана в 1896 году Эми­лем Колбеном, сотрудником самого Эдисона, главным инже­нером фирмы Edison GE Co. Производит гидротурбины, обо­рудование для гидроэлектростанций.

При образовании «ЧКД» штат — 12 000 чел. В 1930-е годы постоянно растет выпуск военной продукции. Во время окку­пации была большая часть производства переведена для поста­вок немецкой армии.

 Вследствие воздушного нападения союз­ников в марте 1945 года повреждено около 70 % зданий и 50 % машинного оборудования.

Все вышеперечисленное — лишь малая часть и только бро­нетанкового чешско-моравского реестра. Копнуть далее и ни­куда не деться от упоминания удивительного чешского танка LТ-38, на базе которого инженеры МВБ (бывшие заводы «Пра­га») и «Шкоды» разработали самоходное орудие «Мердер», и, как признается специалистами, лучшую противотанковую самоходку той вой­ны «Хертцер». Ее тираж 2584 штук — «превосходный резуль­тат» для этого жанра.

Что еще важно сказать о характере отношений в той «Объе­диненной Европе» 1938—1945 годов? Уровень гитлеровского насилия — возможно, еще будет масса попыток его даже пре­увеличить, чтобы спрятаться за ним, спрятать долю, дольку вполне рыночных отношений. Это в Освенциме и Майданеке звенели кандалы, а в «Объединенной Европе» звенели и моне­ты. В Данию, Норвегию, Чехию, Францию шли не только при­казы, но и заказы. А перспективу, «Великий План», Гитлер так обрисовывает своим ближайшим единомышленникам:

«Застольные беседы фюрера. 13 октября 1941 г.:

Те страны, которые мы пригласим к участию в нашей эконо­мической системе, будут иметь свою долю природных богатств российских регионов. На экономическом уровне Америка никогда не станет партнером европейских стран. Дунай река будуще­го. Мы соединим его с Днепром и Доном. Европа, а не Америка станет страной неограниченных возможностей... А украинский марганец важен и для Америки.

То есть фюрер, говоря по-современному, все же «был ры­ночником». Даже самым ничтожным своим контрагентам он показывал не только кнут, но и пряник.

Косвенные свидетельства, да еще взятые из каких-нибудь нео­жиданных сфер, тем и хороши, что принципиально нефальсифицируемы. Они как бы ненароком дают картину, точнее, самый краешек картины, но привычный глаз дорисует и остальное.

Примерно то же имеет в виду и Плутарх, в своих бессмерт­ных «Сравнительных жизнеописаниях», во вступлении к «Александру Македонскому»:

- ... и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добро­детель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный по­ступок, слово или шутка лучше обнаружат характер человека, чем битвы, где гибнут десятки тысяч...

Вот и моя иллюстрация того, что насилие в Гитлеровской Европе было - не Абсолютное, но ус­ловное, осторожно нащупывающее свои допустимые уровни.

Фюрер выпустил серию антиеврейских законов, инструк­ций, требующих, в частности, убрать в рейхе все памятники евреям. В Лейпциге стоял памятник композитору Мендельсо­ну—и бургомистр Гердерлео запретил его убирать. Он, бурго­мистр, пользовался в городе огромным уважением, так что на­цисты уволить его не решались. И памятник стоял. Но однаж­ды Гердерлео ушел в отпуск и ненадолго покинул Лейпциг. А его заместитель тут же приказал убрать Мендельсона.

Вернувшись, бургомистр приказал вновь установить памят­ник. И вот тогда уже последовало: смещение Гердерлео с по­ста, отправка его в концлагерь, а потом и казнь. (Ну а памят­ник, разумеется, вновь сбросили в первый же день.) Вот они, разные степени насилия. Насилия пробно определяющего, ищущего свои границы: бургомистр, поддержанный всем со­вокупным авторитетом города Лейпцига, мог не убирать памят­ник еврею. Но воздвигать уже не мог.

Второй пример — о немецкой вежливости. Конкретнее, о приветствии, гитлеровском салюте.

Если кто заглянет в «Директиву о гитлеровском привет­ствии», то узнает, что, оказывается, было два разных «Хайля!»:

«При встрече лиц, относящихся к одной и той же обществен­ной группе, рекомендуется поднять вытянутую правую руку под таким углом, чтобы лицо было видно из-под ладони. Этот жест должен сопровождаться словами "Хайль Гитлер!" или по крайней мере "Хайль!". Если кто-то приветствует знакомого с большего расстояния, достаточно поднять руку описываемым образом.

Если встречается лицо, стоящее с общественной или иной (выделено мной - И.Ш.) точки зрения ниже, следует поднять правую руку вертикально на уровне глаз и одновременно сказать: "Хайль Гитлер!"

Вот это «стоящее с общественной или иной точки зрения ниже» очень интересно. Иной, не общественной — это имеет­ся в виду с расовой «точки зрения ниже». То есть - это была предус­мотрена и отдельная форма отдания приветствий французам, голландцам, чехам и т.д.

И ведь это проявление немецкой вежливости и педантичности в отношении нижестоящих сотрудников - тоже косвенное свидетельство о наличии modus Vivendi в Третьем рейхе.

 

 

Из книги Игоря Шумейко "Вторая мировая. Перезагрузка"

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru