Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Весенний сев


Обычно жизнь казака-хлебороба протекала между его домом в станице и кошем в степи, где производились полевые работы. Если первый был его основной базой, крепостью, то второй можно назвать трудовой дачей. Здесь он с первыми лучами весеннего солнца и до глубокой осени трудился, пахал землю, сеял, косил, молотил и убирал плоды матери-земли. Глинобитная хатка, покрытая соломой, навес для лошадей, баз для скота и колодезь — вот и все хозяйственные постройки для тех, кто имел на кошах временное пребывание. Прошла зима... Снег окончательно растаял, земля напилась влагой и от тёплого весеннего солнца набухла — она готова к весеннему севу. От станицы по просохшим дорогам потянулись на коши арбы, груженные букарями, боронами, мешками с зерном, сзади привязанными сеялками. Спавшая степь оживает, закурились дымки в отсыревших за зиму хатках, задвигались журавли над колодезями, раздались человеческие голоса, перемешанные с криком животных — запахло жильём. Там собаки подняли зайца и, захлебываясь в истерическом лае, гон т его до следующего этапа, где, передав его своим сородичам, сами с высунутыми зыками возвращаются на хвою ниву. Трудно в это время приходится зайцу — везде его гонят, а укрыться некуда. Озимые только начинают всходить, а травка ещё не покрыла земли. Бодро тянут букаря и бороны отдохнувшие за зиму лошади и быки. Весело шагает за букарем хозяин, помахивая «истыком» (держак с лопаткой) на упряжки и прочищая налипшую землю на лемеши. Стараются из всех сил погонычи, дабы держать правильную борозду и не делать огрехов, и строго следят, чтобы в упряжках не было «ловчил». Известно, что ловчилы бывают не только среди людей, но и среди животных. Вслед за букарем по свежепроложенной борозде передвигаются, то взлетая, то подпрыгивая, стаи грачей и галок, охотясь на червей и личинок. Посев зерна производился или сеялкой, или вручную. Я помню ещё такого «сеятеля» с мешком через плечо, шагающего по ниве и разбрасывающего веером зёрна. Но эти зёрна падали на добрую почву кубанского чернозёма и ни «тернии» его не заглушали, ни птицы не расхищали.

Но вот солнце подошло к своему зениту — полдень. Выпрягаются упряжки — люди и животные спешат к кошу, дабы едой подкрепить свои силы. Жирно перемешанная полова с дертью (ячменная мука) на первое, ячмень или овёс на второе кажутся особенно вкусными для проголодавшихся лошадей, а быки счастливы и одной мякиной — с вечера на ночь им заложат хорошую порцию сена или овсяной соломы. Сами хозяева, усевшись вокруг «сырна» (низкий круглый стол) с аппетитом едят постный борщ или суп, сваренный на сушеной рыбе (весенний сев падает на Великий пост). Пообедав и отдохнув, вновь потянулись на пашню. К вечеру уже обозначилась чёрная полоса вспаханной земли вокруг початой нивы, а через неделю-две степь покрывается сплошными латками яровых посевов. Сеяли «гарновку» (особый сорт пшеницы на продажу — хозяйки не любили печь из неё хлеб: недостаточно пышный и с синим оттенком), ячмень, овёс, просо, подсолнухи, коноплю, фасоль, горох и прочее. Баштаны и овощи оставляли под конец. Смотря по погоде и местным приметам, их сеяли и сажали или до Пасхи, или после Пасхи. На эту заключитель-ную работу выезжала сама главная хозяйка с мешочками, кулёчками и оклунками сем н и зёрен. Она их собирала, сушила, паковала, а потому ей и первое слово.

Чего только не посадит и не посеет она: и кавунов (арбузы), и всяких сортов дынь, огурцов, гарбузов (тыквы). Посадит цыбулю (лук), чеснок, баклажаны (помидоры) и всюду разбросает укроп и мак. Разберись потом при полотьбе!.. Мало, того, вокруг баштана она не забудет посадить веничье просо для веников. Тут сказывается общая черта казаков в сельском хозяйстве: погоня за количеством в ущерб качеству. На это были особые причины, вызываемые порядком землепользования и переделами паевых наделов. Это вопрос специальный, и я его касаться не буду. Наша же казачка-хозяйка рассуждала проще: посеять побольше всего, а там что Бог даст и Илья Пророк Громовержец. Кроме того, в резерве были болгары огородники, которые арендовали землю у реки, устраивали искусственное орошение и в изобилии, снабжали станицу капустой, перцем, помидорами и другими овощами. Итак, к концу Великого поста все полевые работы в главном заканчивались. Наступал перерыв до сенокосов и созревания хлебов. Большинство хозяев возвращалось в станицу, где встречало светлый праздник Пасхи и готовилось к «страдной поре». Дымки на кошах временно потухали, степь затихала. Но в этой тишине нарождалась новая жизнь — природа совершала своё великое таинство.

 

Из очерка Федора ГОЛОВКО «Нет ничего милее»

Впервые опубликовано в журнале «Родная Кубань»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru