Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Белая память

Там белые церкви…

Там строгая память…

Анна Ахматова.

 

«Белая» и «Красная» - так в революционное лихолетье в селе Елань-Колено называли не только враждующие армии, но и действующие здесь церкви.

Повелось это еще с начала 20-го века, когда в Елань-Колено был выстроен второй  храм (освящен в 1914 году).  Новый храм возвели  из красного кирпича.  А уже имеющаяся в селе церковь была  из белого кирпича. Так их и стали  называть – красная и белая.   Красный храм – Воскресенский - благополучно пережил все лихолетья  и действует в селе и  поныне.  Белая церковь, посвященная Казанской иконе Божией Матери  - осталась только в  народной памяти.

А ведь под защитой Казанского храма село  Елань-Колено начиналось и развивалось. Как свидетельствуют Воронежские Епархиальные Ведомости от 1867 года, Казанская церковь в селе была построена еще в 1712 году, в 1713 освящена Игнатием, епископом Коломенским.  Была та церковь деревянной. В 1732 году служил в ней священник Игнатий, а в 1756 году - Тимофей Павлов.  В 1787 году  деревянное здание церкви быль продано в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор. На месте бывшего деревянного  храма поставили небольшую  каменную кампличку, а рядом  начали возводить храм из белого кирпича.  

Белый каменный четвероугольный  Казанский храм построен в 1788 году старанием священников Косьмы Абрамова и Павла Тимофеева.  В 1780 году была построена и соединена с церковью открытой галереей колокольня.  В 1850 году священник Федор Абрамов убедил прихожан сделать пристройки к северной и южной сторонам придела. Открытая галерея была заменена скрытою трапезою, алтарный выступ значительно удлинен и расширен и церковь приняла крестообразную форму. В Казанской церкви был освящен придел Святителя Николая.  Имелось 3 десятины усадебной  земли,  пахотной и сенокосной  - 30 десятин. Два штата. Прихожан - 2800 душ.

Старожилы Елань-Колено  хорошо помнят белую церковь. Рассказывает Анна Харитоновна Никитина (85 лет):  «Белая и красная церкви стояли недалеко друг от  друга. Стоит перед глазами, как на праздник Крещения Господня  выходили с хоругвями  из  обеих церквей и с молитвами  шли навстречу. Потом соединялись и вместе спускались к реке Елани, где начиналась большая служба».

У родителей А.Х. Никитиной ребятишек была куча. Всю эту кучу отец регулярно сажал на повозку  и на лошади вез в церковь.  Каждому давал с собой  по мешочку с сухариками и кусочком сахара.  «В детстве я много раз бывала в белой церкви, - вспоминает об этих поездках Анна Харитоновна. -   усаживали на скамью недалеко от входа, я грызла сухарики из своего мешочка и рассматривала иконы».

Казанскую церковь начали уничтожать еще до войны. Ломали ее страшно.  Белые стены взрывали, а потом растаскивали тракторами.  Когда  с купола сбросили большой колокол,  удар о землю был такой силы, что из протекающей недалеко  от церкви Елани на берег хлынула вода.

Одна из свидетельниц  разрушения храма вспоминает: «Не знаю, как так получилось, что один из тракторов  повис нам храме.  Это было так страшно!  Стоявшие вокруг люди плакали и просили: «Не трогайте церковь. Видите, Бог наказывает!»

Белый  кирпич - намоленный за полтора века жизни храма – возили в соседний поселок Елань-Коленовский.  Принимавшая в этом участие Анна Петровна Колягина (88 лет) рассказывает: «Колхоз дал задание: вывозить кирпич. Возили на быках и лошадях. Из этого кирпича на сахарном заводе строили ограду». Церковный кирпич пошел также на строительство Елань-Коленовского райкома партии.

Говорят – ломать не строить. Но с Казанским храмом вышло иначе.  Разрушить церковь до основания смогли только за несколько лет. Старожилы села вспоминают, как долго не поддавалась крушителям последняя – высокая-высокая стена.

Подцерковные дома не тронули. В одном из них в войну размещался детский дом для  эвакуированных малышей.

Зато сравняли с землей церковное кладбище.  Могилы священнослужителей и  достойных прихожан были поруганы и осквернены.  Меж тем, в  одной из церковных книг Казанского храма,  нам попался листочек с прошением следующего содержания:

«Его высокопреосвященству Преосвященейшему Анастасию, Епископу Воронежскому и Задонскому прошение крестьянина Никифора Михайлова Павлова.

1901 года 14 сентября Волею Божьей умерла моя жена Ксения. Желание мое и детей похоронить ее в ограде при церкви Казанской Божией Матери. Жертвую на устройство нового иконостаса 75 рублей и покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить местному причту похоронить мою жену при церкви».

Знал бы просивший, какая участь постигнет кладбище при храме да и сам храм…

Кстати,  архив  обеих коленовских  церквей хорошо сохранился. Метрические книги  Воскресенского храма  (красного) ведут свой отсчет  с 1911 года. Архив Казанской церкви  (белой)  -  с 1868  по 1917 год.  В  книге о браке мы нашли еще один интересный документ.  Это аналог современного свидетельства о разводе (единственный случай за время нашей работы с церковными архивами).  Вот что представляет собой этот документ:

«Указ его императорского Величества самодержца Всероссийского  из Воронежской духовной консистории архивариусу  оной.

По определению Епархиального начальства,  утвержденного указом Святого Синода…, брак крестьянина села Елань-Колено Архипа Поликарпова Ходыкина, совершенный Причтом Казанской церкви села Елань-Колено 12 февраля 1888 года, расторгнуть по прелюбодеянию жены его Ульяны Никитиной  с дозволением истцу вступить в новый брак и с преданием ответчицы семилетней епитимии в понесении коей предоставлено и ей вступить в новый брак».

Кстати, согласно переписи населения 1897 года, в России на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин – 2 разведенные.

Церковные книги открыли и имена батюшек, служивших в Казанском храме: Дмитрий Иосифов, Петр Васильев, Николай Боголюбский…

…Казанская церковь стояла рядом с современным  узлом  электрической связи. Сейчас на ее месте – магазин, жилые постройки и заброшенный пустырь.   А еще дом, отличающийся от всех  старинными резными наличниками. Это одно из подцерковных зданий Казанского храма. А самой Белой церкви –  древней хранительницы  села -  как будто и не было.

 

Видно, дни золотые  прошли,

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

 

Она близка. Но не видна…

 

Светлана Еремеева

Воронежская область, Новохоперский район

Рассказ о Николаевском храме в Каменка-Садовке

 

Из старых словарей:

 

 Село Еланск. Колено на красив. изгибе (колене) р. Елани, впадающей въ Савалу; отсюда произошло название села коленомъ. Заселение Елани началось въ половине XVI века. Въ пору заселения эта местность была притономъ разбойничьихъ шаекъ. Устное предание и самая местность сохранили о нихъ память. Главн. притоны разбонниковъ были въ Максиномъ яру и Люсине кургане. Въ немъ сохранилось и доселе обширное подземелье. Замечательныхъ кургановъ; семь; на безыменномъ кургане и доселе стоить каменная баба. По поясъ она въ земле, руки по швамъ. видны груди и лице; на голове проборъ и коса спускается тремя рядами. Такая же баба была и на «бабьемъ кургане» Жителей въ Елани более 7000 д.: выходцы они изъ Ефремова и Ельца… св. Тимофеева № № 13—15).

 

Село основано в конце 17 столетия. Дворов – 986, жителей 6749, почти все великороссы, занятие из хлебопашество и скотоводство. Церковно-приходская и земская школы, 4 ярмарки.

Церковь (прав. Богоотец Иакима и Анны) въ с. Еланскомъ Колене, Новохопер. уезда, съ приделомъ св. Николая, каменная съ колокольнею.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru