Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал Контакты| Карта сайта

История и мы

Английские сердца Люфтваффе

Пикирующий бомбардировщик Ju-87

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца - пламенный мотор.

Авиамарш

«Мотор-сердце самолета», – неизвестно, кто и когда придумал эту метафору, но она достаточно точна. Именно мотор дает самолету жизнь, движение. Без него это в лучшем случае планер, способный только парить, выискивая восходящие потоки воздуха. Двигатель определяет основные характеристики самолета. Это скорость, скороподъемность, высота полета. Это дальность, объем топливных баков и многое-многое еще.

Я интересуюсь авиацией и, когда углубился в историю немецких самолетов, бросилась в глаза интересная деталь. Большинство самолетов Люфтваффе, которые станут знаменитыми во Второй мировой войне, будут символами агрессии, имеют английский след в своей биографии. Опытные образцы этих машин оснащались английскими двигателями «Роллс-ройс»:

Истребитель Bf-109 компании «Мессершмитт» оснащался двигателем «Роллс-ройс» «Кестрел» (Англия). Наряду с Fw-190, основной истребитель Люфтваффе во Второй мировой войне. В России и СССР больше известен как Ме-109.

Истребитель компании Не-112 «Хейнкель» оснащался двигателем «Роллс-ройс» «Кестрел» (Англия). Состоял на вооружении Германии, Румынии, Венгрии, Японии. Однако не был таким массовым, как Bf-109.

Истребитель Ar-80 компании «Арадо» оснащался двигателем «Роллс-ройс» «Кестрел-V» (Англия). На вооружение не принят.

Разведчик Hs-122 компании «Хеншель» оснащался двигателем «Роллс-ройс» «Кестрел-ХI» (Англия). На вооружение не принят, но на его базе разработан Hs-126, хорошо показавшего себя в Европе и Северной Африке. Был основным разведчиком Люфтваффе до появления Fw-189 (Рама).

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 компании «Юнкерс» оснащался двигателем «Роллс-ройс» «Кестрел» (Англия). Знаменитый пикировщик, прославился исключительной точностью бомбометания. В нашей стране был известен как «лаптежник».

Пикирующий бомбардировщик He-118 компании «Хейнкель» оснащался двигателем «Роллс-ройс» «Баззард» (Англия). На вооружение не принят.

Пикирующий бомбардировщик Ha-137 компании «Блом унд Фосс» оснащался двигателем «Роллс-Ройс» «Кестрел-V» (Англия). На вооружение не принят.

Обратите внимание, англичане поставляли двигатели для опытных самолетов нескольких фирм. Но об этом ниже.

Двигатель дает самолету движение и жизнь. Без двигателя разработка не продвинется дальше чертежей на кульмане, максимум полноразмерного макета, на котором можно проверить разве что собираемость основных узлов и систем. Испытать самолет на управляемость, устойчивость, проверить, как открываются шасси в условиях набегающего потока воздуха, достаточна ли прочность силового каркаса при выполнении фигур высшего пилотажа и т.п. можно только в воздухе. В то время, когда уже были понятны основные решения по самолетам, немецкие двигателестроители – BMW, «Юнкерс», «Аргус», «Сименс» и др., – не могли предложить готовые двигатели требуемых параметров. Поэтому самолетчики устанавливали подходящие иностранные двигатели и доводили машины в условиях реальных полетов. Да, установка другого двигателя – это дополнительная работа. (Впоследствии все серийные машины оснащались немецкими моторами.) Зато с другим двигателем можно отработать планер, интерьер кабины, системы управления, установку вооружения и много чего еще, к чему двигатель не имеет прямого отношения. Германия создавала мощные ВВС и не могла терять время. Получается, «Роллс-ройс» ускорял развитие Люфтваффе, компенсируя отставание немцев в области двигателей.

Даже человеку, далекому от техники, понятно, что оснащать военную технику импортными комплектующими опасно. В случае войны можно легко остаться как без самих комплектующих, так и запчастей к ним. Даже если война не со страной-поставщиком. Кто знает, какие отношения связывают поставщика с противником? Немцы не стали исключением. Все серийные машины оснащались немецкими моторами. Вопрос, почему англичане поставляли немцам двигатели, заранее зная, что серийных поставок не будет. Ради прибыли? Но прибыль в промышленности появляется там, где серийное производство и массовые поставки. Сомнительно, что 2-3 мотора для опытных машин, – скорее всего по индивидуальному заказу, – заметно повлияли бы на прибыль такой компании как «Роллс-ройс». Немцы выигрывали время, а что выигрывали англичане?

Далее, если вы когда-нибудь заказывали технику, то обязательно заполняли спецификации, где описывали условия работы техники, «опции», ваши пожелания. Это делается для того, чтобы изготовитель мог подобрать для вас нужную комплектацию или даже изготовить по специальному заказу. Скорее всего, компания «Роллс-ройс» не была исключением. Специалист «Роллс-ройса» прочитает спецификацию, заполненную, например компанией «Юнкерс». Уверен, что для него не составит труда понять, что двигатель будет устанавливаться на военный самолет. Кроме того, двигатель Роллс-ройс «Кестрел» устанавливался на многие военные самолеты того времени,  в том числе английские. Сам факт заказа такого двигателя должен заставить задуматься. Получается, что англичане вооружали Люфтваффе наравне со своими ВВС. Неужели никто не додумался сообщить «куда следует»? А может быть сообщил, но «там где следует» имелись свои инструкции на этот счет?

В 1933 году Гитлер прекратил выплаты репараций по Версальскому договору. Воссоздание немецких бронетанковых войск и ВВС становились «секретом Полишинеля». Агрессивность Германии была очевидной. Почему правительство не наложило запрет на поставку стратегических товаров, какими являются авиационные двигатели? Известен случай, когда британский бизнесмен получил реальный тюремный срок за поставку радиоэлектронного оборудования Ираку, которое могло быть использовано в системах ПВО. Чем Ирак нынешний отличается от Германии тогдашней? Германия точно могла производить химическое оружие. Производственные мощности, опыт разработок и применения имелись.

Итак, англичане поставляли свои двигатели практически всем ведущим авиационным фирмам нацистов. Готов допустить, что например, Эрнст Хейнкель мог воспользоваться своими связями и потихоньку, контрабандой, приобрести двигатели для своих машин. Неужели такие связи были у всех?

Напрашивается вывод: Британские власти и промышленники сознательно, вопреки букве Версальского договора, способствовали становлению гитлеровских ВВС.

Мы затронули только английские двигатели. Эта страна сильно пострадала от немецкой авиации. Они явно вырастили агрессора против самих себя. Но есть еще и США – другая страна, подписавшая Версальский договор, как победительница. Их двигатели «Пратт энд Уитни» – «Хорнет» и «Райт-Циклон» ставились на уже упомянутые пикировщики Hа-137 фирмы «Блом унд Фосс». Двигатели «Пратт энд Уитни» – на опытные Fw-200. Эта машина начиналась как пассажирская, но стала успешным дальним бомбардировщиком гитлеровцев. За высочайшую эффективность в действиях против конвоев союзников её прозвали «Бичом Атлантики». Морские суда гибли не столько от бомб, сколько от подводных лодок, которых наводили летчики.

Ситуация становится еще интереснее. Победители Первой мировой и будущие участники антигитлеровской коалиции совместными усилиями поднимали Люфтваффе. Зачем? Явно не для того, чтобы потом с ними бороться.

 

Андрей БОЛДЫРЕВ

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru