Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Вдали от Родины


 

Памяти Героя Советского Союза Василия Порика

 

Военнопленный

 

…Василий Порик, избравший одну из самых мирных, самых нужных родной земле профессий – агронома, не думал, в какой бурный, кровавый водоворот событий попадет в годы военного лихолетья. В 1939 году его, 19-летнего парня, уроженца небольшого украинского села Соломирка Винницкой области, окончившего семилетку и сельхозучилище, призвали в ряды Красной Армии. Военная служба складывалась удачно. Командование части не обошло вниманием худощавого, неприметного, но вместе с тем безупречно исполнительного, сноровистого молодого солдата и направило его в военно-пехотное училище.

Выпуск молодых пехотных командиров совпал по времени с началом Великой Отечественной войны, и, едва надевший новенькую военную форму младший лейтенант Василий Порик, кандидат в члены ВКП(б), сразу же попал в огонь оборонительных боев. Пережил горечь отступления, окружения, прорыв, снова окружение – на этот раз под Уманью, где впервые попал в плен. Сумел бежать и добраться до родных мест, надеясь выйти к партизанам. Но, казалось, враг был везде. Шел июль 1941 года; 21 июля фашисты овладели Винницей, а Порик, хорошо ориентирующийся в этих местах, все же попал в облаву, которая и решила его дальнейшую судьбу.

Партию военнопленных красноармейцев поместили в товарный вагон с решетками на окнах и повезли на запад. Рядом с Василием сидели на грязном полу печальные попутчики – такие же как и он воины Красной Армии, в силу роковых обстоятельств оказавшиеся в фашистском плену. Мучила неизвестность: куда везут, что ожидает впереди? На коротких остановках слышалась польская, затем немецкая, а на пятые сутки – французская речь. Вагон с узниками прибыл во Францию, великую державу, поверженную гитлеровцами за 44 дня боев.

 

Подневольный шахтер, подпольный вожак

 

Прибывших военнопленных заключили в немецко-фашистский концлагерь Бомон в промышленном районе Артуа на севере Франции. Здесь располагались крупные шахты и рудники, нуждавшиеся в дешевой рабочей силе. Василий Порик влился в ряды подневольных тружеников-шахтеров. Затоптанной фашистскими сапогами Франции отводилась роль провинции, которая давала бы Германии уголь, продовольствие, вино. Трудовой народ свободолюбивой Франции ненавидел оккупантов, советские военнопленные среди которых Василий Порико заслужил авторитет вожака, чувствовали это и решили встать на путь борьбы с гитлеровцами.

Началу действий послужил пример на соседней шахте: кем-то из французских патриотов был взорван шахтный подъемник. Порик решил установить связь с французским подпольем, бежать из концлагеря и войти в ряды национального сопротивления. Вначале он организовал и возглавил группу надежных людей, в которую вошли Степан Кондратюк, Александр Ткаченко, Василий Колесник и другие.

С ними он разработал и осуществил план первых простых диверсий в шахте: насыпали песок в шахтные машины, в вагонетки вместо угля подкладывали пустую породу, затем с помощью двух французских рабочих Василий изготовил самодельную мину замедленного действия и подорвал подъездной путь к шахте. Фашистская администрация усилила контроль за военнопленными. В бригады были подосланы лазутчики, продававшиеся за лишнюю миску овсяной баланды.

В ответ Порик со своими людьми провел под землей открытый беспощадный суд над разоблаченными предателями. А вскоре еще двух предателей нашли заваленными «обвалом». После этого Пориком заинтересовалась тайная государственная фашистская полиция – гестапо, действовавшая как в самой Германии, так и в оккупированных странах. Однако с помощью и по настоянию французских друзей он совершил побег.

 

Командир партизанского отряда

 

Через несколько дней после успешного побега в условленном месте Порика нашли бежавшие следом надежные товарищи. А в июле 1943 года в департаменте Па-де-Кале на севере Франции начал боевые действия небольшой партизанский отряд из советских военнопленных, руководимый Василием Пориком.

К этому времени по соседству уже действовали несколько отрядов местных патриотов. Ими руководила французская компартия. Отряд Порика вошел с ними в контакт и все свои боевые действия согласовывал с общими планами операций. Прошло немало лет, прежде чем затерявшаяся в бурных событиях Второй мировой войны история антифашистской борьбы партизанского отряда Василия Порика стала известной в нашей стране, после того как о ней в 1964 году рассказали газеты «Известия» за 21 апреля и «Красная Звезда» за 22 апреля и 22 июня.

Короткая биографическая справка о Василии Порике помещена также в кратком военном справочнике «Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» под редакцией доктора исторических наук О.А. Ржешевского (Москва, издательство «Республика», 1995 г., стр. 203).

Но, пожалуй, одним из самых ценных сведений о партизанской жизни Василия Порика является его большое письмо, адресованное соратникам по борьбе. Оно помещено в сборнике «Говорят погибшие герои» среди предсмертных писем советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945 гг.). (Москва, изадательство политической литературы, 1973 год, стр. 409–414). Письмо помечено датами май – 14 июля 1944 г. После изложенных в письме драматических событий командир отряда прожил еще неделю. Дошедшие до нас документальные материалы и письмо самого Порика дают ясное представление о личности партизанского командира и результатах проведенных его отрядом боевых операций. В оперативной справке указывается: «…отряд Василия Порика начал свои действия в июле 1943 года. Уничтожено около 300 гитлеровцев, пущено под откос с разными войсковыми грузами и солдатами 11 фашистских поездов, взорвано 2 железнодорожных моста, сожжено 14 автомашин. Захвачено большое количество оружия и боеприпасов…» Имя Порика стало широко известным не только среди жителей департамента, к нему потянулись люди, не желающие мириться с фашистским рабством. 

 

Бой в департаменте Нор

 

Прошло около года успешных действий партизанского отряда. Каждая операция готовилась тщательно с отработкой всех возможных осложнений. Но риск оставался постоянным спутником всех дел. В  начале мая 1944 года партизанская группа во главе с Пориком, возвращаясь с очередной операции, была окружена фашистами и вступила в неравный бой, вновь круто изменивший судьбу командира.

Гитлеровцы плотно окружили квартал и стали прочесывать дом за домом. Пришлось рассредоточиться и прорываться по несколько человек. Василий Порик с двумя товарищами отстреливался пока были патроны. Автоматными очередями он уложил 5-6 врагов. Двоих уложил из пистолета верный Василий Колесник и последним патроном покончил с собой, не желая сдаваться врагу.

Третий партизан сдался в плен. В ходе боя Порик получил несколько пулевых ранений и распластанный на земле, теряющий сознание, был взят фашистами и доставлен в военный госпиталь. Здесь отчаянного «русского бандита» обследовали через рентген и были довольны, как пишет Порик, обнаружив в теле несколько пуль – одну в левой ноге, одну в левой руке и две в плечах. Его и не думали лечить, а пристегнув наручниками к койке, начали избивать, добиваясь признания. Он молча перенес допрос, подтвердив лишь, что он коммунист и советский патриот.

На следующий день его подвергли такому же допросу с избиением, но ничего не добились. Фашисты теперь располагали полным досье на него, начиная с подпольной работы в концлагере и кончая боевыми действиями во главе партизанского отряда. Через день его перевели в тюрьму Сен-Нисез, откуда живым никто не выходил.

 

Невероятный побег

 

Прошла неделя его заточения в одиночной камере – 2 метра в длину, около 1,5 метра в ширину. Немного соломы на койке, вшивое одеяло. В зарешеченном окне больше железа чем стекла. Снаружи у двери камеры – постоянный охранник. Болели и начали гноиться раны. Впрочем, старший охранник сказал, что жизни ему осталось на пару дней. Уже перестали давать ничтожно малый рацион пищи (морковь). Василий Порик понял, что близок конец и решил попытаться бежать. Тюрьма была обнесена двумя заборами – внутренним и наружным, высотой около 8 метров каждый. «Колючки» не было, что облегчало в случае удачи замысел. Интервалы обхода караулом с собаками он вычислил.

В ночь на 9-й день пребывания в камере Порик приступил к осуществлению задуманного. Начало сулило удачу. Правой здоровой рукой он вытащил из оконного крепления гвоздь длиной около 9 см, при помощи которого освободил от наручника правую руку, затем лег на койку и начал кричать, чтобы дали воды и осмотрели раненную ногу. Когда здоровенному охраннику, вооруженному карабином и кинжалом на поясе надоели несмолкаемые крики, он вошел в камеру и наклонился над узником. Этого мгновения дожидался Порик, гвоздем, зажатым в правой руке, он нанес охраннику удар по голове, левой, немного действующей рукой, зажал ему рот, правой извлек кинжал и с силой полоснул врага по горлу.

С охранником было покончено. В следующее мгновение Порик положил его на свое место, накрыл одеялом, забрал ключи и вышел из камеры, закрыв ее и перейдя в пустующую камеру напротив. В глазок он видел, что охранники, проходившие по коридору, не всполошились, обнаружив отсутствие постового, полагая, что арестант спит. Далее гвоздем и кинжалом с неимоверными усилиями Порик продолбил в стене камеры щель для побега. «Где та сила и воля брались, не могу представить себе, – рассказал он в письме, – но за две-три минуты я оторвал железо, загнул крючок, порвал рубаху, кальсоны, одеяло, посвязывал все это, и вот был инструмент готов».

Шаг за шагом, Порик выползал из узкой и длинной щели, вся кожа на нем была содрана, кровь струилась ручейками, но он все же сумел протиснуться наружу. С помощью самодельной веревки с крючком на конце он преодолел первый забор, забрался на второй, но когда спускался с него, веревочное одеяло порвалось, он полетел вниз и непременно разбился бы, ударившись о камни, но в эту ночь ему решительно везло – он упал в широкую и длинную яму с телами расстрелянных людей, еще не засыпанную землей.

Понял, что означали услышанные по ночам выстрелы и вскрики. Мертвые единомышленники невольно оказали ему последнюю помощь в завершении отчаянного побега. Собрав остатки сил, он осторожно двинулся вперед и сумел добраться до дома расстрелянного гитлеровцами коммуниста Гостона Офра, чья семья приютила его. Чуть залечив раны, он вновь возглавил партизанский отряд.  

 

Обреченный на смерть и бессмертие

 

14 июля 1944 года, в памятный день взятия Бастилии Василий Порик принял участие в тайном собрании французских коммунистов. В форме лейтенанта Красной Армии, со шрамами от ран на лице, он обратился к соратникам по оружию с небольшой речью, которая впоследствии была размножена среди французских патриотов. Вот небольшой отрывок из его выступления: «Мы, советские патриоты, не стоим в стороне от битвы, которую ведет наша Родина, и по примеру Красной Армии вместе с французскими патриотами мы бьем и будем бить фашистов до конца. Да здравствует свободная Франция! Да здравствуют французские и советские патриоты!»

Порик подготовил новые диверсии и операции против оккупантов. Но гестапо теперь развернуло настоящую охоту на партизанского командира, после того как досье на него пополнилось небывалым по дерзости побегом. 22 июля 1944 года при выполнении боевого задания Порик попал в засаду. Схватив, фашисты били его смертным боем, изувечив все тело. Не потому ли так бесновались палачи, что уже ощутили неизбежность грядущего поражения и близость возмездия?!

И полумертвый Василий Порик был им страшен, когда израсходовав весь запас бессильной злобы, они пристрелили его. После того как весть о гибели Василия Порика разнеслась среди патриотических сил, он сделался национальным героем Франции. В двадцатую годовщину его гибели 21 июля 1964 года в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: «За героизм и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков во Франции в период Второй мировой войны, присвоить лейтенанту Советской Армии Порику Василию Васильевичу звание Героя Советского Союза (посмертно)».

Василий Порик прожил всего 24 года, выйдя вдали от любимой Родины на дорогу подвига без тайного расчета на воздаяние и славу…

 

Яков ШАЦ  

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru