Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Здесь знают, как сохранить память


Человек смертен, но бессмертен народ, имеющий память

 

Когда говорят о народной памяти, то часто возникают вопросы: что это конкретно? Как это передается? По-моему, я нашел один из ответов на этот вопрос.

Я в Еткульском районном краеведческом музее. Разговариваю с директором Еленой Ильиничной Вайсенбург. Мне кажется, что она знает о районе всё. Какое море плескалось здесь миллионы лет назад, где проходил ледник, где бродили покрытые шерстью мамонты и носороги. Где залегает мрамор, где попадается золото, а где можно найти нефть. Сколько жило казаков в станице Еткульской, какие поселки входили в станицу и кто были атаманы.

Вот чучела птиц и зверей, которые водятся в округе, вот образцы горных пород. Вот фотографии станичников. А вот подлинная булава станичного атамана.

Мы подошли к экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. В витринах размещены подлинные вещи той эпохи: фотоаппарат «Фотокор», керосиновая лампа. Награды, документы, фотографии. Особенно меня поразила витрина, где рядом разместились облигации военного заёма  и отзывы современных школьников, написанные в виде «треугольников» – фронтовых писем. Здесь я позволю себе небольшое отступление и поясню, что такое облигации военного заёма. Это не просто ценная бумага. Нуждавшееся в деньгах для ведения войны советское государство занимало деньги у населения, выдавая взамен облигации. При этом обещало вернуть с процентами. В Советском Союзе обычной была практика, когда проценты по облигациям выплачивались в виде выигрышей. Я видел эти облигации у своих бабушки с дедушкой. По каким-то причинам они, судя по всему, как и многие в СССР, не обменяли их на рубли. Бабушка тогда обмолвилась, что бывали случаи, когда всю зарплату такими облигациями выдавали. Тогда я не придал этому значения. Познакомившись с безденежьем 90-х, когда зарплату на заводе выдавали не рублями, а талонами, я примерно понял, что такое получить зарплату облигациями. Каково это вымотанному и усталому идти домой к голодным жене и детям, имея в кармане бумаги, на которые купить ничего нельзя. Если облигации оказались в музее, значит, кто-то не обменял их на деньги. Те облигации, что лежат в витрине – это чьи-то неполученные деньги, чей-то некупленный хлеб, молоко… Что греха таить, брали такие облигации не всегда добровольно. Однако брали. И дело не только в страхе перед законами военного времени. Понимали, что эти облигации оборачиваются снарядами, минами, танками, самолетами, которые били по врагу. Облигации, что лежат в витрине – это памятник стойкости народа, отдавшего для Победы последнее. Когда я увидел эти облигации в одной витрине с написанными детскими руками «треугольничками», я понял: вот он мост между поколениями. Еще меня поразил портрет пожилой женщины, выполненный в 2005 году еткульской школьницей Марией Меньшениной. Чтобы создать  это, нужно быть не просто отличным мастером. Нужно прочувствовать, пропустить через себя душевный настрой, переживания того, кого изображаешь из этого поколения. Видимо, здесь нашли подход, нашли слова, интонации, чтобы передать, вложить в душу и руки школьницы.

Елена Ильинична рассказывает о музее. Сама она вот уже 10 лет живет музеем. Когда видишь её увлеченность, то язык не поворачивается сказать, что она ходит сюда на работу. А ей передал музей, а вместе с ним и дело жизни Владимир Иванович Сосенков. Он вместе с детьми начинал собирать коллекцию. Сначала это был отдельный шкаф, потом школьный музей. В 2007-м муниципалитет, который возглавляет В.Н. Головчинский, выделил здание, в 2008-м заехали, в 2009-м провели устройство. С органами власти вообще сложились хорошие взаимоотношения. Помимо муниципалитета помогают местное отделение «Единой России», депутат ЗСО В.Ф. Галлеев. Недавно выиграли грант президента «Лучший муниципальный музей». На данный момент «Еткульский краеведческий музей имени В.И. Сосенкова» – единственный муниципальный музейный комплекс, который включает в себя историко-краеведческий музей; музей камня; выставочный зал. Здесь реализуются все формы музейной деятельности. О росте музея говорят цифры: в 2008-м музейный фонд насчитывал 1603 единицы хранения, а в 2013-м уже 16 000 (в 10 раз!)

Основная тематика – история Еткуля, главным образом казачества. Ведь поселение возникло как казачья крепость, а дальше развивалось как казачья станица. В музее занимаются изучением казачьих фамилий. Недавно был курьезный случай, когда один крупный чиновник обратился с просьбой исследовать его казачьих предков, но так, чтобы получилось дворянское происхождение. А ведь казаки – это совсем не дворяне. Сама Елена Ильинична специализируется на старообрядчестве. Чего только не было на территории Еткульского района… Поповцы, беспоповцы, разные толки. Оказывается «австрияки» – это не только австрийцы, но и один из старообрядческих толков, приверженцы которого жили в Таяндах.

Много внимания уделяется подрастающему поколению, школьникам. Почти ежедневно проходят экскурсии. В музее работает школа молодого историка. Современные подростки очень интересны. С одной стороны, благодаря интернету и телевизору, они обладают большим количеством информации. С другой – сохраняют свойственную детям непосредственность и открытость.

Самым главным достижением Елена Ильинична считает доверие и авторитет у людей. В музей понесли вещи, документы, награды, которые хранились дома. Здесь музей выиграл конкуренцию с «черными» коллекционерами, которые предлагали деньги. Люди предпочитают отдать в музей, чтобы видели все, чем продать и получить деньги, которые всё равно потратятся. По сути, музей создается всем миром.

В ближайших планах – построить «Поляну сказок» – уголок деревянного зодчества. Музей развивается как научное учреждение. Сюда уже едут из Санкт-Петербурга исследовать вопросы ассимиляции народов Урала. Нужен эксперт по агропромышленному комплексу, всё-таки район был и остается преимущественно сельскохозяйственным. И это не просто. Специалиста в принципе найти не просто, еще сложнее – человека, энтузиаста, преданного делу.

В заключение Елена Ильинична познакомила меня с фотовыставкой «Казачьему роду нет переводу». Создание этой выставки – отдельная интересная история, в которой помимо музейных работников активно участвовали и представители власти. С фотографий на нас глядят труженики-воины, привыкшие обрабатывать и защищать свою землю. Мы видим дома, дворы, повседневную жизнь… Что это? С одного из снимков на меня взглянули знакомые глаза… Точно также смотрела моя бабушка по отцу, Агафья Ивановна Болдырева (Феоктистова). Это, конечно, исключено. Тогда, когда делались эти снимки, она была еще девочкой (родилась в 1909-м), да и жили они в районе Верхнеуральска. Но сходство между ней и той казачкой несомненно.

Всего в одной статье не расскажешь. Самое лучшее - это прийти в музей и приобщиться к своему прошлому, своей памяти.

 

Андрей БОЛДЫРЕВ

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru