Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Как памятник поставила газета

пароход Гаситель Вячеслав Щепоткин

У памятников, как у людей, разные судьбы. Одни обелиски - лелеют и берегут благодарные потомки. Другие - норовят снести беспамятные потомки когда – то спасённых народов. О третьих на словах вроде помнят – своя ведь страна осталась живой! однако на деле отношение к ним, особенно у властей, отчуждённое.

Примером последнего является памятник волжским речникам, погибшим во время ожесточённой Сталинградской битвы. На берегу Волги, в самом центре города – героя Волгограда, на бетонном постаменте стоит пожарный пароход «Гаситель». Его судьба – это история страны. Построенный в 1903 году в Нижнем Новгороде и получивший название «Царёв», он участвовал в Гражданской войне, затем, переименованный в «Гаситель», спасал от огня лесозаводы, жилые и административные дома на берегах Волги и первым встретил начало Сталинградской битвы. 27 июля 1942 года немецкие самолёты подожгли буксир, который тянул караван барж с горючим. Возникла опасность взрыва всех судов. Матросы и пожарные «Гасителя», рискуя жизнями, отцепили караван и отвели его в один из волжских затонов. Спасённым горючим потом в течение всей Сталинградской битвы заправлялись катера Волжской военной флотилии и гражданские суда, которые, как и «Гаситель», стали военными кораблями.

Переоценить роль этого разношёрстного флота, состоящего из бронекатеров, речных трамвайчиков, мирных прогулочных посудин, невозможно. Только благодаря им прижатые к Волге советские войска (кое где до воды оставалось несколько десятков метров), имели единственную возможность получать подкрепление и боеприпасы с другого берега, а туда отправлять раненых и остатки мирных жителей. В осаждённый Сталинград, под непрерывными бомбёжками и прицельным огнём из орудий - после захвата немцами Мамаева кургана вся Волга оказалась на виду, было доставлено около ста тысяч бойцов, 13 тысяч тонн военной техники, вооружения и боеприпасов. А на противоположный, левый берег, было эвакуировано 52 тысячи человек. От бомб, снарядов и мин погибли 335 судов. Но они, как и оставшиеся в «живых», значительно помогли выиграть решающую битву на Волге, приблизили окончание Второй мировой войны. Ведь Турция и Япония ждали падения Сталинграда, чтобы вступить в боевые действия.

Особые задачи выпали на долю «Гасителя». Он не только перевозил людей и вооружение. Главное предназначение – бороться с огнём. После начала варварских бомбардировок, когда город по всему многокилометровому берегу превратился в пылающий ад, пожарный корабль направляли на самые опасные места. Во время тушения пожара на прибрежной станции Сарепта, где от огня могли взорваться эшелоны с боеприпасами, «Гаситель» получил 3435 пробоин.

До окончания Сталинградской битвы он не дожил. В октябре 1942 года затонул.

Но сразу после неё пароход подняли, и он служил до 1966 года. После чего был списан и специально затоплен на другой стороне Волги, напротив города, чтобы беречь от размыва левый берег.

А дальше его история связана с газетой «Волгоградская правда». В 1974 в редакцию написали письмо ветераны – речники, в котором рассказали о делах «Гасителя». Письмо привлекло внимание руководителей отряда судоподъёмных работ Минречфлота. Водолазы решили поднять затопленный корабль и сообщили об этом в газету.

Следить за ходом работ взялся журналист Вячеслав Щепоткин, подготовивший до этого оба письма в «Волгоградскую правду». Он писал о людях отряда, спускался в водолазном костюме на дно Волги, разыскивал оставшихся в живых членов команды «Гасителя». Но чем больше появлялось в газете его репортажей и корреспонденций, а они порой выходили по два раза в неделю, тем чаще вставал вопрос: а что дальше? Поднять из – под трёхметрового слоя песка железную коробку и на этом остановиться?

Вячеслав Щепоткин журналист Гаситель Сталинград

На фото: Журналист меняет профессию. Вячеслав Щепоткин в костюме водолаза в ходе подъёма «Гасителя»

Разговоры с ветеранами войны, изучение материалов Сталинградской битвы приводили к мысли: корабль надо сделать памятником. Высказанная в газете идея стал обретать сторонников.

- Сначала все публикации уходили словно в пустоту, - вспоминает Щепоткин. – Пока не появилась заметка о возможном памятнике и о том, что на его создание потребуются немалые деньги. И вот тут народ заговорил.

В газету пошли письма удивительного содержания. Школьники писали, что собрали металлолом и все деньги сдают «на восстановление «Гасителя». На разных заводах рабочие объявляли о готовности, «отработать смену в счёт «Гасителя». Шли письма от пенсионеров, готовых перечислить часть пенсии на будущий памятник. Зашевелилось село…

Пока шёл подъём корабля – ветерана, газета объявила конкурс на лучший проект и стала публиковать предложения архитекторов. В итоге победил народный архитектор СССР Вадим Масляев.

Но это было уже потом. После организованной журналистом торжественной встречи поднятого со дна Волги бывшего парохода двумя современными пожарными кораблями. После оркестров и слёз ветеранов. После восторга сотен жителей города, специально приехавших на противоположный берег реки, чтобы увидать необычное зрелище.

Через три года, восстановленный на судостроительном заводе «Гаситель», был поднят на бетонную «волну» и стал памятником всем судам, сыгравшим такую огромную роль в Сталинградской битве.

Он пережил мрачное лихолетье горбачёвщины и ельцинизма. По – прежнему стоит у самой воды, на набережной Волгограда. Один из памятников Отечественной войне и героизму народа, о котором здесь напоминают даже названия улиц и площадей с непременным словом «гвардейская». Не зря тот же Вячеслав Щепоткин когда-то назвал в газете Волгоград: «городом гвардейских улиц».

Сейчас вроде всё явственней начинается поворот к патриотизму. В том числе, у тех же волгоградских руководителей. Но вот недавно блогеры сообщили в интернете о том, как выглядит памятник героям – речникам. И не только рассказали, но и показали в ютубе.

Неприглядная картина. Корпус тронула ржавчина. Облицовка «бассейна», в котором стоит корабль, отвалилась. Рядом – кучи мусора. И даже надпись, обещающая, что народ не забудет подвига героев, оказалась без буквы. А ведь памятники мёртвым делаются для живых…

Сергей Косыгин

← Вернуться к списку

Комментарии


Владимир
27.12.2014 20:46
Здравствуйте .

предлагаю для ВПК , морских кадетских классов, детских воскресных школ , проект создания в клубах базы учебного парусного флота. построенного руками ребят..

а опробовал данную методику в воскресных школах с Парфентьево .Коломенское Благочинье. . с Рожново. Зарайское Благочинье....в историко -патриотическом клубе " Корабелы Прионежья." База МЧС г. .Вытегра . Вологодская область. ......

Из четырех листов 8 -ми миллиметровой фанеры за 21 день ребята строят парусный швертбот типа " Оптимист.". дети получают навыки работы с чертежом. с деревом. с клеями и красками.

в результате клуб получает построенные руками ребят плавсредства .. на которых в летний сезон ребята осваивают навыки управления парусным судном и приобщаются к морскому делу.

посмотрите в поисковике Яндекс фото отчет о строительстве трех швертботов в клубе Корабелы Прионежья..

нужно набрать в поисковике текст...

...историко - патриотический клуб Корабелы Прионежья в контакте....

там фото отчет..

Я могу выехать в любую организацию и построить с ребятами необходимое количество швертботов..

это в любом случае дешевле для тех клубов ...что не могут купить дорогостоящие плавсредства..



C уважением Владимир Благодатских

Bvafe@mail.ru +7 915 312 76 39

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru