Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Жизнь без благовеста


Тем, кому приходилось ехать на  автомашине на юг знают, что перед тем как выехать на ростовскую трассу нужно будет проехать новохоперское село Пыховка. Дорога лежит прямо мимо пятиглавой красавицы-церкви, ныне хоть и заброшенной, но не разрушенной до основания. А вот о том, что  в Пыховке до 1937 года действовала еще одна церковь, помнят  разве только старожилы села. От нее не осталось ничего…

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы стояла на Краю, была деревянной, с одним куполом и колокольней. В архиве Воронежской духовной семинарии нам удалось разыскать упоминание об этом храме. В «Указателе храмовых торжеств Новохоперского уезда» читаем:  «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в слободе Пыховке, Новохоперского уезда, деревянная с такой же  колокольнею и каменною оградою, построена в 1762. Земли пахотной и сенокосной и кустарнику 60 десятин. Есть план  и межевая книга. Прихожан 2430 человек. Два штата». Для сравнения: в соседнем селе Бурляевка церковь имела всего 33 десятины земли и 1020 прихожан, в Ярках – 33 десятины и 840 прихожан, в Каменка-Садовке - 50 десятин земли и 750 прихожан.

В архиве ЗАГСА Новохоперского района хранятся три  метрические книги Рождество-Богородицкой церкви слободы Пыховка за 1884 – 1990, 1911, 1917-1918 годы. Голубые, с серебряными цветами переплеты бережно хранят имена  священнослужителей  и прихожан разрушенного храма. Светлая память священникам Николаю Иванову, Владимиру Иванухину, Алексею Саввину, Петру Орлову, Михаилу Андреевскому, псаломщикам Константину Капустину, Михаилу Поворинскому, Ивану Яблочкину...

Как странно и интересно листать  пожелтевшие страницы… Сделанные каллиграфическим почерком записи приоткрывают завесу времени и рассказывают о событиях более чем столетней давности. Вот, например, 1895 год. В книге записано 354 новорожденных (195 мужского пола и 159 женского), среди них незаконнорожденных – 1, близнецов – 8, у церкви подкидышей – 2 (мальчик и девочка). Бракосочетавшихся – 42 пары. Умерших - 196  мужчин и 195 женщин. В книге указаны причина смерти и возраст усопших. Так вот, поразительный для нашего времени факт: в графе «умершие от 35 до 40 лет»  стоит… прочерк.  За целый год ни одного, ушедшего в самом расцвете. Возраст умерших, не считая малолетних детей,  в  основном колеблется от 60 до 90 лет…

Получив документальные доказательства существования храма, мы отправились искать место, где он стоял, и людей, которые помнят церковь. Найти их на Краю не так-то просто – в этом микрорайоне Пыховки особенно заметно как пустынно и заброшенно село. На улице - высокий бурьян и неприглядные остатки хат. Глядя на эти умершие дома, саднит сердце: как страшно и просто травой-лебедой поросла чья-то жизнь. Большая жизнь – с радостями и слезами, с ранними вставаниями по утрам, с хлопотами у русской печи, с крестинами, свадьбами, похоронами… Все это вмещалось на маленьком пространстве, защищенном четырьмя стенами. Именно стены чаще всего остаются и подолгу стоят на брошенных, разрушенных усадьбах. И так тоскливо  смотреть на них, ободранных и изглоданных временем, продолжающих огораживать то, чего уже нет, и, возможно, не будет.

С  такими грустными размышлениями подъехали мы к одиноко сидящей на лавочке возле дома бабушке. Напротив ее хаты – также пустота и унылый остов жилья. С истории этих развалин и начался наш разговор. Анна Федоровна по паспорту, а по-уличному баба Галя Трухачева рассказала, что давным-давно в  разрушенном доме жила семья сапожника. Одного сына у них на фронте убили, а второй дезертировал и  прятался  у родителей, в подполе этой самой хаты. А когда в войну же умерла у уклониста невеста, он чердаками дошел до ее хаты, чтобы увидеть покойницу. После Победы сдался сапожников сын милиции, отсидел 10 лет, но в Пыховку больше не вернулся. А дом купили родители бабы Гали. Здесь прошла ее юность, здесь  жила вся их большая семья. Теперь, из всей родни, она осталась одна  и живет как раз напротив родимого дома, вернее, того, что от него осталось.

Церковь на Краю наша собеседница помнит очень хорошо. Даже пересказала нам предание об ее появлении, слышанное еще ее родителями от старых людей. Якобы жила в селе редкостной красоты девушка по имени Настя. Взял ее в жены  некий богач Михайлов и увез из Пыховки.  И попросила его Настя построить в  родном селе церковь. Видно, так по сердцу была мужу жена, что исполнил он ее просьбу и внес большой вклад в строительство храма. Можно предположить, что  позднее, в середине 19 века церковь была перестроена, так как именно в это время в слободу Пыховка было продано деревянное здание церкви из  казачьей станицы Добринской Урюпинского уезда.

- Церковь стояла тут рядышком, - баба Галя показывает вправо от своего разрушенного родового дома. -  Была она высокая, выкрашенная в синий цвет. Вокруг - кирпичная ограда и кованые ворота.  Крыльцо просторное, каменные ступени. По праздникам так прекрасно в колокола звонили, радость стояла над селом! А в престольный праздник – 21 сентября – неподалеку от храма открывалась ярмарка. Помню, наши родители на ней на целый год запасались горшками, их привозили из Клепово, что под Бутурлиновкой.  А нам доставались свистульки.  Но главное - устанавливали карусель: разноцветный шатер, а под ним лошадки по кругу бегают. Прокатиться на карусели стоило одно яичко. И мы с братом Петей (его потом на войне убили) наперегонки лезли тайком от матери в курник за яйцами.

- А в самой церкви вы бывали?

-  Меня, моих пятерых братьев и сестру в этом храме крестили. И потом с родителями ходила. Но больше всех запомнился такой случай. Однажды я играла на улице и увидела, как соседская бабушка (она была слепой) сидит на завалинке и плачет. Я подошла к ней с расспросом. Оказалось, что все ее домочадцы ушли в храм, а ее с собой не взяли. Я у нее спросила: «А зачем тебе,  бабушка, в церковь, ты же  все равно ничего там не увидишь». Она еще сильнее заплакала. Тогда я ей сказала: «Ходим, бабушка, я тебя отведу!». Воспоминание от того раза  у меня осталось на всю жизнь: росписи, иконы,  певчие до сих пор перед глазами стоят. И как раз после этого церковь стали закрывать. Было это перед войной. Когда снимали колокола, стояла толпа. Люди крестились, просили у Бога прощения,  плакали. А потом в эту церковь я ходила уже как в школу. Купола поломали, стены поштукатурили, в алтаре устроили спортзал.

- Не страшно было в такую школу ходить?

 - Моя старшая сестра работала в  этой школе уборщицей и сторожем. Здесь же ей выделили комнату. Иногда я ночевала в школе вместо нее. Однажды ночью приснилось мне как с неба красивая и нарядная, спускается Божья Мать. Я сильно испугалась, а она мне говорит: не бойся меня, ты еще невинная. Больше я в школе не ночевала. А сон этот навсегда запомнила…

Позже сломали и школу. Материал пошел на клуб в центре села и начальную школу (потом развалили и ее).  На месте церкви долгое время находилась совхозная мастерская, которую в свое время тоже сравняли с землей. Сейчас о церкви на Краю напоминает только местное название  улицы  - «Попов проулочек» (кстати, дом, где жил священник, стоит и поныне). А еще остался в памяти тех, кто его слышал, светлый благовест, плывший над селом и заставляющий людей обмякать сердцем и радоваться. Радоваться небу, солнцу, земле  и кресту на синем церковном куполе. Есть ли светлее и сладостнее радость на белом свете? И как без нее жить?..

 

Светлана Еремеева

 

Воронежская область, Новохоперский район

 

← Вернуться к списку

Комментарии


Ольга
21.09.2016 15:34
Моя бабушка,мама и дедушка родились в Пыховке и я много теплого и доброго слышала об этом селе, где жили трудолюбивые и добрые люди.Село утопало в садах и там было очень много боярышника.До сих пор есть колодец,который был у моего прадеда Семидотского Алексея во дворе.Все соседи ходили к нему за водой.

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru