Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

"Народ, у которого такие сыновья, победить нельзя". Письма с фронта


 

Письма наших воинов взяты из книги “Письма отцовского наказа”. Она была издана в Кемерове в 1987 году.  Еe составители — А. Б. Берлин и Л. Г. Чухонцева, бережно собравшие воедино солдатские “треугольники” и другие военные документы, хранящиеся в семьях. Сегодня эти музейные реликвии — самая честная характеристика патриотических настроений, с которыми солдаты и офицеры Красной Армии шли в бой и погибали во имя Родины.

 

Письма Константина Журавлeва

 

10 октября 1941 года.

Здравствуй, дорогая Клавочка!

Сегодня я хочу поговорить с тобой по очень важному вопросу. В последние дни у нас было очень много разговоров в связи с увольнением недоучившихся студентов из нашего Томского артиллерийского училища, чтобы они закончили институт. Я также чуть-чуть не поддался этому настроению. Давай, Клава, обсудим вопрос по-серьeзному. Институт закончить надо. Приобрести законченное инженерное образование неплохо, затем устроиться на работу, получить бронь, т. е. закрепиться на заводе на время войны и прожить в сравнительном спокойствии в это трудное из трудных для страны время. Всe это неплохо. Но когда я читаю или слушаю по радио сводки о военных действиях, о том, как занимают города и сeла фашистские гады, как они издеваются над женщинами и детьми, совершенно другое желание охватывает меня. А если представить, что на месте тех, кто остаeтся в занятых районах, была бы ты, были наши дети и их постигла такая же участь, разве можно думать о чeм-нибудь другом, кроме как стремиться пойти на фронт, уничтожать, стирать с лица земли этих гадов?

Побывать на фронте, который не тыл, суждено нашему поколению. Нам надо оправдать свою роль, чтобы прямо смотреть в глаза нашим детям, когда они будут спрашивать: “Расскажи, папа, как ты воевал против фашистов?” Обдумай, Клавочка, трезво.

Весь до конца твой Костя

 

 

15 июня 1942 года.

Здравствуй, дорогой сынок Толя!

22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь.

Крепко целую тебя, твой папа

 

Гвардии старший лейтенант Журавлeв погиб на Курской дуге в июле 1943 года. Похоронен в деревне Ожигово Орловской области. Его жена Клавдия Андреевна после войны закончила Сибирский металлургический институт, работала на Кузнецком металлургическом комбинате. Сыновья Анатолий и Борис тоже получили высшее образование, в 1987 году — оба кандидаты технических наук.

 

Письма братьев-близнецов Дмитрия и Андрея Гадёновых

 

16 июля 1941 года.

Мама, здоровье моe пока хорошее. Только с Андреем нас разлучил вражеский осколок — его ранило в грудь. Отправили в госпиталь.

Папа, ты знаешь, что значит попадать под артиллерийский обстрел, перекрeстный пулемeтный огонь. Но я должен сказать, что буду бить врага беспощадно, до победы.

Ваш Дмитрий

 

 25 августа 1941 года.

Письмо из госпиталя.

Если получите это письмо, то по указанному адресу не пишите. Раны мои заживают, возможно, скоро отправлюсь на фронт.

Андрей Гадёнов

 

 10 ноября 1942 года.

Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение лeгкое — уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро всe заживeт и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные.

Ваш сын гвардии сержант Андрей Гадёнов

 

Ирине Егоровне Гадёновой.

“Ваш сын Андрей Леонтьевич Гадёнов, верный воинской присяге, погиб смертью храбрых в бою за социалистическую Родину. Похоронен с воинскими почестями 12 января 1943 года”.

Через два дня погиб лейтенант Дмитрий Леонтьевич Гадёнов. Оба похоронены в деревне Цыбинка под Сталинградом. В большой семье Гадёновых было двенадцать детей. Четыре сына ушли на войну, вернулся один. Братья-близнецы до войны работали на шахте “Байдаевская”.

 

Письмо школьников своему учителю Александру Беневоленскому на фронт

 

Без даты.

В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни защищаете каждый метр советской территории, мы клянeмся учиться на “хорошо” и “отлично”, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага. Пусть он знает, что в наших пионерских сердцах горит великий костeр ненависти к нему.

 

Ответ учителя.

1943 год, март.

Здравствуйте, дорогие и навсегда любимые мною ребята! Час назад вспоминал в землянке боевые итоги, своих родных и близких. Открылась дверь — и вместе с клубами холодного воздуха в землянку входит почтальон. Подаeт мне письмо, написанное детским почерком, с волнением вскрываю конверт. Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тeплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас. Вот уже четыре месяца, как я со своими товарищами нахожусь на этом участке фронта. Мы прибыли сюда в дни, когда враг, собрав все силы, пытался захватить город. Сотни самолeтов летали над нами, они ежедневно сбрасывали сотни тонн бомб. Город был затянут дымом пожарищ, горели дома, заводы, штабеля леса, бензобаки, горело то, что создавалось многолетним трудом народов нашей Родины.

Враг не жалел ничего. Но мы сумели выполнить приказ Сталина и веление Родины: “Назад ни шагу!” Мы выстояли, хотя порой было очень тяжело, особенно в дни, когда по Волге шeл густой лeд и людям под артиллерийским и миномeтным огнeм приходилось на лодках доставлять нам продукты и боеприпасы.

В том, что Сталинград отстояли, заслуга не только воинов, но и всего советского народа, это заслуга тыла, который бесперебойно ковал нам оружие, посылал технику, боеприпасы. Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник...

Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, географию и историю, военное дело и немецкий язык. Мы же обещаем вам выполнить наши задачи, а вы справьтесь на “отлично” со своими задачами. Если мы выполним это, то победим врага.

С фронтовым приветом

А. Беневоленский

 

А. К. Беневоленский — потомственный учитель.

После окончания пединститута работал на станции Тутальская Кемеровской области в железнодорожной школе № 26.

Погиб 6 мая 1943 года под Харьковом.

 

Письмо Героя Советского Союза сержанта Михаила Власова

 

5 октября 1943 года.

Здравствуйте, мамаша, братишка Ваня, сестрeнки Анфиса и Верочка!

Я жив, здоров, чего и вам желаю. Я был ранен в правую ногу осколком. Награждeн медалью “За отвагу”. И скоро вновь вступаю в бой. Должен получить орден Красного Знамени. Если умру за Родину, то буду орденоносцем. На днях около меня взорвалась мина, убила моих товарищей, а я остался жив. Живу хорошо, всего у меня достаточно. Мы гоним немцев так, что они бегут и всe бросают. Я одного немца захватил в окопе, замотал в одеяло и привeз к своим. Пишите чаще.

Ваш сын М. Власов

 

Михаил Максимович Власов из-под Мариинска. Закончил школу-семилетку, работал трактористом в Берикульской МТС. Пулеметчик. Героя получил за форсирование Днепра. На фронте воевали также отец и брат Героя.

Погиб 19 октября 1943 года под Гомелем.

 

Письма лейтенанта-танкиста Ивана Сорокина

 

28 апреля 1943 года.

Дорогой, любимый друг дядя Петя!

Как тяжело становится жить, когда не получаешь писем от родных, любимых тобой людей. Вспоминаю тебя, и хочется громко крикнуть в голубую даль, что у меня есть любимый друг дядя Петя, который никогда не забудет меня и в трудную минуту жизни протянет мне руку и скажет: “Я с тобой, мой дорогой Ваня!” С такой верой и надеждой я живу и жду лучших дней.

Прогремели весенние грозы, кругом стало зелено, вся природа ожила, всe от мала до велика в природе живeт своей жизнью, хочется в такую жизнь окунуться с головой, забыть настоящее. Дядя Петя, наступила весна, я впервые слушаю пение соловья. Бывают такие вечера, когда не обращаешь внимания на артиллерийский обстрел, а слушаешь соловьиную песню. Мысли текут и улетают далеко, так быстро, как будто стараются забежать вперeд смерти. А как соловьи поют! Бывает такой момент, когда их двое или трое, тогда они стараются друг перед другом лучше просвистать свою песенку. Вот в такую минуту никакой охоты нет идти в блиндаж.

 

 

 

3 ноября 1944 года.

Дорогой дядя Петя!

Вчера получил от Нюры письмо. Пишет, что живeт плохо. Много приходится работать, кроме начальника связи, она помощница командира взвода. Молодец дивчина! Я рад за неe. Пишет, как она была рада, когда получила от тебя письмо. Радостно на душе, когда слушаешь по радио об успехах Ленинградского фронта. Слава нашим героям! Вечная память погибшим за счастье народа! Ты спрашиваешь, дядя Петя, когда эта заваруха кончится? На это трудно, очень трудно ответить, но по всем приметам не дальше весны 1945 года. Верно, финны заговорили крепко о мире, но немцы —  это не финны, и им нужно всыпать гораздо крепче, чем финнам. Но, возможно, всe кончится быстрее, чем мы предполагаем.

 

Иван Сорокин погиб у польского города Малагош в январе 1945 года.

 

Письмо Анны Сорокиной (Нюры) Петру Семeновичу Сорокину

 

Дорогой, милый дядя Петя!

Погиб наш Ваня, мой дорогой братец. Сроду мне не забыть его, а как жаль, дядя Петя, почти рядом были и ничего не знала, пока не получила письмо от сестры, она получила похоронную. Тeтя Шура пишет, что она страшно переживает, заболела и лежит в больнице. Ещe бы, ведь на еe руках ещe трое. Я не нахожу себе места. Ведь почти рядом были! Я тоже в Польше, в городе Познани, а сейчас идeм на Берлин. Как страшно умирать, а ещe страшнее, когда кого-то теряешь…

Ушла в этот день после смены в лес, легла, в небо смотрю. И чувствую, что-то со мной происходит. Не знаю, как объяснить что. Юность моя кончилась, поняла, что такое война, наверное. Или жизнь поняла? Как больно, когда кто-то уходит. А тут родной брат. И где, хоть бы на своей земле, хоть бы могилку посетить, а ведь там, на чужбине, и могилы даже не увидишь.

Ну всe, дядя Петя. Спешу на смену.

Крепко обнимаю тебя, твоя Нюра

 

Анна Сорокина в 1942 году после окончания школы в г. Сталинске добровольцем ушла на фронт и закончила войну в Берлине. Участвовала в войне с Японией. В 1987 году —  пенсионерка.

 

Письма Алексея Павловского

 

5 января 1943 года.

Дорогая моя жена! Милая дочурка!

То, чего я добивался в течение полутора лет, свершилось. Я на фронте. Мне как коммунисту, гражданину своей страны выпала великая честь защищать свою Родину с оружием в руках. Знайте, дорогие мои, пока у меня глаза видят, пока руки и ноги мои могут управлять самолeтом, я буду защищать свою Родину до последнего дыхания, до последней капли крови.

Человека убить можно. Но народ, у которого такие сыновья, победить нельзя. Родина будет жить.

 

Начало апреля 1943 года.

Я сейчас гвардии старший лейтенант. Получил знак гвардейца. Уходил в глубокий тыл врага. Если что-либо прочтeшь про части генерал-лейтенанта Толбухина —  это мы. До свиданья, мои дорогие. Главное —  не беспокойтесь. Крепко обнимаю и целую моих единственных и дорогих. Никогда не забывайте. Не хочется и думать, что это письмо, возможно, последнее. Ещe писать продолжайте, т. к. хотя и не ясно, но, возможно, письма будут доставлять. Доверие партии на новой работе оправдаю так же, как оправдывал до сих пор. В боях за Советскую Родину от рядового за три месяца я дошeл до гвардии старшего лейтенанта.

Всегда ваш Алексей

 

3 июня 1943 года.

Письмо из госпиталя.

Дорогая Зинуля!

…Завтра комиссия скажет, буду ли я вновь водить самолeт или останусь бойцом Красной Армии на земле. По-моему, я прекрасно здоров и буду непременно в воздухе. О результатах сообщу сразу же. На это письмо ответ сюда не пиши, в это время я буду уже там, где гремят орудия, трещат пулемeты, рвутся снаряды, где смерть над человеком витает каждую минуту, каждая секунда опять будет решать вопрос: жить или не жить, быть или не быть нашей Родине свободной. И я снова отвечаю: жизни и свободе — быть. На то мы и коммунисты-гвардейцы. А драться с врагом — в воздухе или на земле — не всe ли равно? Привет.

Ваш Алексей

 

 25 июля 1943 года.

…Теперь ясно, что русские отразили натиск врага. И выстояли! А сейчас гонят врага на запад. Сегодня мы уже уверены, что вот-вот Орeл снова будет советским. А это приближает час окончательной победы, час встречи, той встречи, о которой ты пишешь в своих письмах.

Алексей

 

Командир батальона 19-го воздушно-десантного гвардейского полка 10-й воздушно-десантной гвардейской дивизии гвардии капитан Алексей Андреевич Павловский участвовал в боях на Сталинградском, Северо-Западном и Степном фронтах. 8 октября 1943 года был контужен и захвачен немцами вместе с группой раненых товарищей. Их зверски замучили — сожгли живьeм.

В честь Героя Советского Союза Алексея Павловского названы улицы и пионерские дружины в Новокузнецке и Хабаровске, шоссе в Комсомольске-на-Амуре, в его честь установлена мемориальная доска на главном здании Сибирского металлургического института в г. Новокузнецке, в котором он учился.

 

Письма старшего сержанта Ивана Гаврика

 

5 июня 1943 года.

Дорогие папа, мама! У меня полный порядок. Жив и здоров. Много работы задал нам немец. Однако скоро ему придeт конец, мы отомстим за сожжeнные города и сeла, за убитых стариков, детей, жен...

За выдающиеся заслуги перед Родиной нашей дивизии присвоено звание гвардейской. Так что прошу любить и жаловать.

Иван

 

13 сентября 1943 года.

Извините, родные. Писать некогда. Нужно добивать фашистов.

Ваш сын Иван

 

Гвардии старший сержант Гаврик похоронен в селе Каменка, что на Украине, рядом с г. Каменец-Подольским. В 1987 году пионерские дружины на Украине и в г. Уссурийске, где учился Иван Петрович Гаврик, носили его имя.

 

Письма разведчика Александра Поливанова.

 

16 декабря 1943 года.

Привет в далeкую Сибирь, на родину, папаше, мамаше, брату Ване!

Я получил от вас письмо. Спешу сообщить, что пока жив, здоров, продолжаю со своими товарищами бить озверелых фашистов в том же духе, с той же силой. Что я делаю на фронте? Нахожусь в разведподразделении. Я разведчик, а это значит лазить по немецкой обороне, узнавать замыслы противника. Иногда ставится задача — взять паленого “языка”. Мы и берeм. За одного пленного фрица я получил орден Красной Звезды. Работа очень интересная, хотя порой и опасная. Я подал заявление в кандидаты партии. Думаю, что скоро примут. Обо мне не горюйте. Скоро кончится война, тогда заживeм хорошо.

Ваш сын Александр

 

 16 января 1944 года.

С гвардейским фронтовым приветом папаше, маме и брату Ване!

Я получил письмо, из которого узнал, что вы живeте хорошо.

Это меня успокаивает.

Сегодня, т. е. 16 января 1944 года, я лишился двух своих земляков-кемеровчан, с которыми прошeл все огни и воды. Всю тяжесть войны мы делили между собой. И вот сегодня их убил паскуда-немец. За то, что мы защищаем независимость нашей Родины, за то, что мы не хотим жить под игом немцев. За это они уничтожают нас. Но не уничтожат. За них — друзей своих — буду мстить втройне. Пусть убьют меня, но на моe место придут новые поколения, которые будут мстить и за меня. Не горюйте обо мне. На то и война, чтобы решить вопрос: мы их или они нас.

Но мы фашистов гоним. Они сейчас отступают, не в силах сдержать натиск наших войск. Скоро им капут. Скоро заживeм лучше, чем жили до войны. Я воюю так, что вступил кандидатом в члены ВКП(б). Правительство наградило меня двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, медалью “За отвагу”. Конечно, папаша, воюю я не за ордена, а за освобождение нашей Родины.

Ваш сын Александр.

 

14 февраля 1944 года разведчик Александр Поливанов погиб в бою.

 

Сестре Героя Советского Союза А. П. Максименко от фронтовых друзей еe брата

 

26 февраля 1945 года.

Здравствуйте, многоуважаемая Граня Петровна!

Примите наш пламенный фронтовой привет и наилучшие пожелания в Вашей жизни. Ваш любимый брат и наш боевой товарищ погиб смертью храбрых в жестоком бою с врагами за свою Великую Родину, за честь и свободу нашего народа. Наш боевой друг и командир Герой Советского Союза майор Максименко пал от руки заклятого врага 16 июля 1944 г. в 4 часа дня под Луковцем, недалеко от Тернополя. Хоронили его с воинскими почестями на городском кладбище г. Тернополя. Очень больно было расставаться с боевым другом и Героем.

Офицеры, сержанты и бойцы поклялись над гробом Героя жестоко отомстить врагу за смерть друга, за слeзы его родителей. С тех пор сотни фашистов отправлены на тот свет. Сейчас идeм вперeд в фашистскую берлогу, чтобы раз и навсегда отучить подлого врага от нападения на нашу Родину!

Будьте здоровы и счастливы.

 

Александр Петрович Максименко из г. Юрга Кемеровской области начал войну 10 сентября 1941 года. В 21 год стал командиром пехотного полка. Член ВКП(б) с апреля 1943 года. Звание Героя получил за форсирование Днепра. Награждeн двумя орденами Красного Знамени, орденами Ленина, Красной Звезды, Александра Невского, Александра Суворова.

Родные Героя живут в Юрге.

           

 Подготовил к печати Василий Попок

 Впервые опубликовано в журнале "РФ сегодня"

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru