православный молодежный журнал |
История и мыО жизни, о службе, о флотеРодился 26 сентября 1936 года в посёлке Ефимовский Ефимовского района (ныне Бокситогорского) Ленинградской области. С детства мечтал о море, к тому же родной брат служил в ВМФ, поэтому, с выбором профессии вопрос был решён ещё в младших классах – буду морским офицером. Закончив в 1954 году 10 классов средней школы, поступал в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского. Сдал экзамены, но не прошёл по конкурсу. Вернулся домой и сразу отправился в военкомат с просьбой направить меня служить в ВМФ. Военком объяснил, что служить мне ещё рано, а на будущий год с удовольствием выполнит мою просьбу. Подумал и пошёл работать грузчиком в Леспромхоз. Труд оказался очень тяжёлым, но надо было помочь матери (отец умер, мать – на пенсии). На следующий год 20 августа 1955 года был призван на 5 лет службы в Военно-морской флот. После медицинской и мандатной комиссий, учитывая моё желание, меня направили в школу мотористов-дизелистов в 14-й Объединённый Учебный отряд Краснознамённого Балтийского флота г. Палдиски Эстонской ССР. В отряде была строгая дисциплина: подъём в 6 утра, зарядка на плацу в любое время года, серьёзные занятия по специальности, бесконечная строевая подготовка. Учиться было интересно и легко. Я с отличием (по первому разряду) окончил обучение. По моему желанию меня направили служить в 163 Бригаду торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота г. Болдерая Латвийской ССР. Шёл третий год моей срочной службы. В части был очень строгий контроль за личным составом. В казарме постоянно находился либо дежурный, либо помощник дежурного. Дневальный обязан был докладывать дежурному по роте (экипажу) о любых возможных нарушениях распорядка дня. Для меня военная служба никогда не была в тягость. Я был дисциплинированным и исполнительным матросом. Когда мне оставалось служить чуть больше года, произошло событие, изменившее мою жизнь. На техническом складе бригады за беспорядок, нераспорядительность и другие провинности уволили мичмана, заведовавшего хозяйством. Меня – матроса – вызвали к Начальнику штаба бригады и поставили задачу: навести порядок на техническом складе. Когда технический склад был приведён в порядок, он остался доволен. Наступил апрель 1958 года. Меня снова вызвали в штаб бригады, где начальник штаба предложил мне поступать в Военно-морское училище. Получив отпуск на 10 суток и предложение явиться 10 июня в училище для подготовки и сдачи экзаменов, я покинул свою часть. Подготовка и сдача экзаменов проходила в Михайловском замке. Все шесть экзаменов я сдал на четвёрки и был зачислен курсантом на специальный факультет ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, где готовили военных инженеров для атомного подводного флота. Это был второй набор в училище по данной специальности. Когда я надел курсантскую форму, атомного подводного флота в стране ещё не было, а первые субмарины с ядерными установками на борту ещё находились на стапелях. После окончания училища меня назначили командиром турбинной группы на АПЛ «К-21», когда кораблём командовал А.И. Павлов, а затем В.А. Каширский – известные подводники в военно-морском флоте, уважаемые командиры. Лодка считалась одной из лучших в составе 3-й дивизии. Первый командир «К-21» В.Н. Чернавин стал первым из подводников Главнокомандующим Военно-морским флотом страны и Адмиралом флота. Не многие знают, что путь к Северному полюсу для АПЛ «К-3» проторила в 1962 году «К-21». Специалисты, с которыми мне довелось служить на АПЛ «К-21», были мастерами своего дела, беззаветно преданными Родине и флоту. Служба на АПЛ – тяжелейшее и сложнейшее испытание для людей и техники. Я прослужил на «К-21» с августа 1963 по декабрь 1969 года. С должности командира дивизиона живучести был назначен помощником начальника ЭМС по живучести 3-й дивизии. Шло освоение новой техники. На смену первому поколению АПЛ в дивизию стали поступать АПЛ 2-го поколения проекта 671. Освоение новой техники – это очень сложный и напряжённый процесс. На этой должности в дивизии я прослужил почти 5 лет. В июле 1974 года я был назначен военным представителем в 1202 ВПМО СССР при ЦКБ «Малахит» в г. Ленинграде, где осуществлял наблюдение за разработкой общекорабельных систем и устройств АПЛ проектов 671 РТ, 671 РТМ и 705. В 1976 году ЦКБ «Малахит» приступило к созданию многоцелевых АПЛ III поколения. В сентябре 1977 года был утверждён технический проект на разработку многоцелевой АПЛ проекта 971 «Барс». Головная АПЛ этого проекта была сдана флоту в 1984. Лодка зав. № 501 строилась на заводе «Ленинского комсомола» в г. Комсомольск-на-Амуре. На этом заводе было построено семь кораблей. Столько же единиц этого проекта было построено в г. Северодвинске на СМП. До настоящего времени – это самые малошумные АПЛ III поколения, строительство которых было завершено в 2001 году сдачей флоту последнего корабля зав. № 835 в г. Северодвинске. В 1988 году СПМБМ «Малахит» приступило к разработке проектной документации АПЛ 4-го поколения. Головная АПЛ проекта 885 заложена на СМП в 1993 году, и строительство корабля пока продолжается до настоящего времени. В 1202 ВПМО за 37 лет я прошёл все должности от военпреда до начальника военного представительства, и от инженера до ведущего специалиста. После увольнения в запас с января 1989 года продолжаю трудиться в ВП. С 90-х годов кораблестроительная программа значительно сократилась, а строительство единичных атомных подводных лодок на судостроительных заводах превратилось в «долгострой». Восстановить былую мощь атомного подводного флота России, в обозримом будущем, уже невозможно. Впрочем, такая задача в государстве и не ставится. В этом году исполняется 56 лет моей службы в Военно-морском флоте. Великая благодарность моим командирам всех рангов, они «делали» из меня специалиста по обслуживанию материальной части и корабля в целом. Подходя к своему 75-летию, могу сказать, что я счастливый человек. Жил честно, всегда любил службу и работу, свою семью. В 2010 году отметил «Золотую свадьбу». За разработку и создание новой техники в 1996 году был удостоен звания «Лауреата премии Правительства Российской Федерации» в области науки и техники.
Автор: Кибиткин Виктор Максимович, командир дивизиона живучести ПЛА «К-21» Впервые опубликовано в журнале «Аврора» ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |