Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Преображение в Преображенском храме

Была в селе Подосиновка церковь. Белоснежная, с высокими зелеными куполами. С росписями на стенах. С каменной оградой. Два престола были освящены в храме. Один - главный - Преображения Господня, поэтому и назывался храм Преображенским. А второй престол – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Стоит в селе эта церковь и поныне. Без куполов и крестов. Выкрашенная в мутно-желтый цвет. С прорубленной в алтаре дверью. И называют ее теперь Подосиновским Домом культуры.

 

Что написано пером…

 

Из Указателя храмовых празднеств Воронежской епархии: «Преображенская церковь в слободе Подосиновка, каменная, без колокольни, построена в 1870 году. Земли – 33 десятины, из них 3 – сенокосные, подцерковно-деревянный дом. Причту положено в год 700 рублей от прихожан, коих 860 душ». (Прим. авт.: Колокольня храма будет построена позже).

Во времена постройки храма  Подосиновка принадлежала фрейлине высочайшего двора Анне Михайловне Бороздиной (в замужестве Раевской). До отмены крепостного права была здесь церковь деревянная. Потом она сгорела, и начали строить новую. В новохоперском отделе ЗАГС сохранились архивы  обеих церквей. Всего - 19 книг, с 1866 по 1917 год.

Кроме метрических – о рождении, о браке и о смерти - сохранилась и довольно редкая книга  «Обыскъ брачный».  Ее страницы представляют собой бланки с гербовой печатью, в которых вписаны фамилии подосиновских парней и девушек, собирающихся вступать в брак. Брачный обыск  таковых и производился. О том, что он собой представлял, можно судить по содержанию бланков: «По указу Его Императорского Величества священнослужители производили обыск желающих вступить в брак и оказалось следующее (указывались возраст, местожительство жениха с невестой). Возраст к супружеству имеют совершенный,  оба находятся в здравом уме. Родства между ними духовного или плотского и свойства, возбраняющего по установлению святого церковного брака, никакого нет. К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению. Производили обыск священник и псаломщик (указывались фамилии). По троекратному соглашению, сделанному  в  назначенной церкви, препятствий к браку никем не выявлено».

Как это не удивительно, но весьма любопытное упоминание о Подосиновском храме можно найти и в Интернете. На одном из сайтов опубликовано содержание журнала «Гражданин», выходившем в Санкт-Петербурге до революции.  12 марта 1874 года одна из заметок в нем гласила: «В редакцiю "Гражданина" поступило пожертвованiй въ пользу самарцевъ: отъ В. Комягина - 5 р.; отъ священника и прихожанъ Новохоперскаго уезда слободы Подосиновки - 30 р.; всего 35 р., а съ прежде поступившими 702 р.». Здесь потребуются некоторые разъяснения: в 1873-1874 годах в Самарской губернии была страшная засуха, неурожай и, как следствие, голод. По всей России собирались средства в пользу голодающих самарцев.  Редактором  журнала «Гражданин» был в то время  Федор Михайлович Достоевский.  Журнал пользовался славой флагмана общественной политической мысли и не мог остаться в стороне от сбора пожертвований для спасения людей. Как видим, приход подосиновской церкви не только  был хорошо знаком с передовой столичной прессой, но и откликнулся на призыв о помощи. Кстати, на 30 рублей, которые отправили подосиновцы в редакцию журнала, в 1874 году  можно было купить восемь коров.

 

Как рубили топором

 

Преображенскую церковь закрыли в 1936 году. Перво-наперво полезли сбрасывать колокола (в Подосиновке их называют «звоны»). Самый большой звон вызвался сбросить местный парень. И упал с высоты. Когда его принесли домой, мать в слезах повинилась: «Я ведь проклинала того, кто на колокольню полез, а не знала, что это ты, сынок…». Парень выжил. Но на всю жизнь остался калекой.

Купола ломали с помощью приспособления с ветряной мельницы. Когда упал большой купол, окрест  задрожала  земля…

Этот наполненный страшной силой гром поверженного церковного купола  до сих пор помнит житель села, ветеран Великой Отечественной войны Петр Максимович Белоусов. Видели бы вы с какой охотой и радостью он вступил в беседу, когда узнал, что мы собираем материал о церкви! С каким волнением он вспоминал, с какой надеждой показывал сохранившиеся из храма иконы… 

В детстве огромной радостью для него было, если  церковный звонарь разрешал ему позвонить с колокольни. Яркое воспоминание – он с высоты смотрит, как на его перезвон со всех сторон текут вереницы людей на вечерню… А в руках у них белые  вербы. Полная церковь вербочек. Утром их разбирали и сажали около дворов… 

Петр Максимович рассказывает так живо, что ясно представляешь, как «на службе по правую сторону стояли мужчины, по левую - женщины. При входе - свечной ящик, свечи продавал  дед Андрей Соколов, дальше поминальный столик и Леонтьевна около него…» Хорошо помнит он и церковный хор.

Так получилось, что в последние для церкви мирные годы священниками в ней  были два Александра Лебедева. Один служил здесь с 1911 года, в 1935-м вместе с семьей был выслан в Сибирь. Второго Александра Лебедева прислали в Подосиновку почти что перед самым закрытием храма. О его дальнейшей судьбе никто не знает. А вот первого Александра Лебедева в селе помнят хорошо.

Рассказывает жительница Подосиновки, краевед Александра Прокофьевна Будкова:

- Я много слышала о священнике Александре Ивановиче Лебедеве. Мой дедушка дружил с ним и часто батюшку вспоминал. Он был высокий, красивый, очень добрый человек. Было у него двое детей – сын Николай и дочка Анна. В семье, да и в селе, ее называли Люлюшка. Моя тетя Ефросинья работала у Лебедева няней. Отец Александр помогал бедным, а моему дяде Петру Ковалеву помог поступить учиться. Дядя стал хирургом, всю жизнь трудился в Ленинграде. Перед отъездом в Сибирь батюшка подарил моему дедушке красивую  фаянсовую пепельницу. Теперь она хранится у меня. На обратной стороне ее двуглавый орел и клеймо Кузнецовых – знаменитых в России производителей фарфора и фаянса.

Жена ветерана Белоусова - Клавдия Никитична - знала батюшку лично. Во время войны она встречала сына подосиновского священника Николая Лебедева. Было это на станции Бороздиновка. Он окликнул ее мать, рассказал, что работает дежурным по станции Абрамовка. Сообщил, что матушка в Сибири умерла, отец жив, а Люлюшка вышла замуж за милиционера. Пока мать говорила с сыном священника, Клавдия полезла под поезд, чтобы перейти на другую сторону, она спешила на работу. В этот момент состав тронулся. Мать неистово закричала. А когда прошли вагоны, Клавдия встала целехонькой: она лежала между рельсами, прижавшись к шпалам.

В доме Белоусовых хранятся несколько старинных икон из подосиновской церкви. Их спасла  от уничтожения во время погрома в храме мать  Петра  Максимовича - Мария Дмитриевна. Самую большую из них «Неопалимую Купину» она передала в Покровский храм села Троицкого, когда тот восстанавливали после пожара.

Боролись в Подосиновке не только с храмом, а и со святыми источниками. Самые известные из них – Пантелеймоновский и Вознесенский – пытались засыпать шлаком. Источники живы до сих пор.

 

«Вперед» и с песней…

 

В растерзанном храме устроили склад. Потом церковь долгие годы простояла заброшенной, пока в начале 60-х годов не было решено реконструировать здание под Дом культуры. Как это не удивительно, но и тогда, в разгар атеизма, найти бригаду мастеров для превращения храма в клуб, оказалось более чем сложно. Узнавая о характере предстоящей работы, строители отказывались от нее.  Все же реконструкция была проведена. Стены немного достроили, сделали перекрытия, в результате чего образовалось два этажа, поставили новую  крышу. Росписи на стенах забелили, причем пришлось делать это неоднократно – лики проступали сквозь побелку. С наружной стороны алтаря прорубили дверь.

В 1964 году Дом культуры был открыт. С помпезностью. С кумачовыми стягами. С приветственными речами. Было устроено торжественное собрание, на которое пришли и стар и млад. Правда, местные старушки, входя в клуб, по-прежнему крестились и ни за что не хотели подходить к сцене, где раньше был алтарь. На втором этаже разместилось правление колхоза, над алтарем сидел сам председатель колхоза «Вперед». Впрочем, далеко вперед  колхоз не ушел: развалился одним из первых в районе.

Сейчас  второй этаж пустует, Дом культуры также временно на зимнее время переехал в сельсовет. А в этом здании два раза в неделю проходят дискотеки.

 

Преображение души и храма

 

Вместе с директором СДК Ириной Николаевной Соколовой мы входим под своды  старинного  храма  с вывеской Дома культуры, и рука машинально тянется перекреститься. Огромный зрительный зал с черными стульями. Сцена, окаймленная тяжелым багровым  бархатом.  Высокие, в церковном стиле, окна. Старинная, полукруглая арка над дверью. Кинобудка на месте главного входа в храм.  И почему-то – несмотря на обилие окон – полумрак, полусумрак. Все это вызывает непреодолимое  чувство  смятения. Кажется, что время здесь остановилось и чего-то ждет.  Тревога затаилась в зале, где горели свечи и произносились молитвы, она сгущается в распахнутом, обнаженном алтаре, течет  по стенам, на которых скрываются святые лики.  Здесь одна сила наложилась на другую.  Но эта вторая так непрочна по сравнению с Той, во славу Которой было возведено это здание, что, несмотря на  свое внешнее преимущество, при пристальном взгляде – взгляде души -  тает, как ночная мгла от света солнца.

«И взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую. И преобразился пред ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея 17.2)

Как же нужно преобразить  свою душу, чтобы увидеть здесь сияющий Преображенский храм. А, воссоздав в душе, – сделать его таковым на самом деле.

Рассказ про Успенский храм в селе Русаново

Светлана Еремеева

Воронежская область

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru