Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

О “Праве Ведущих Большую войну” и о подвернувшихся под руку

А “тот самый пакт?”, «тот самый вкус»: «Молотов-Риббентроп?», «агрессия СССР в Прибалтике?». —Исследованию природы этих обвинений, собственно, и посвящена вся эта книга. Решившийся на Большую Войну имеет право и на Большой маневр. Но что это за термин: “Большая Война” и правомерно ли его введение?

Ответ будет подробный, с привлечением некоторых предыдущих моих публикаций, в том числе и по Гуго Гроцию — автору понятий “естественного права” и большинства положений “права войны и мира”. А пока — несколько исторических прецедентов.

Так, например, Решившийся на Большую Войну — англичане 19 века знали сами про себя, что именно они — самые непримиримые, самые конечные враги Наполеона и с этим самооправданием могли заключать “с Бони” сколько угодно перемирий, подписывать с ним Амьенский мир — а после уничтожать совершенно нейтральную Данию (“просто, чтоб датский флот случайно не попал к Бони”).

А кто такой, собственно, этот Бони?

 “Бони” – это кличка, не сходившая со страниц тогдашних британских газет. По-английски - что-то вроде «крошка» (помните «Бони М»?). В приложении к Бонапарту это имело выраженное уменьшительно-презрительное значение.

А тот, кто требовал к себе обращения: только “Наполеон” — он ведь и простое, неискаженное “Бонапарт” считал за величайшее оскорбление себя и Франции. Так что “Бони” в британских (и только в британских в то время!) газетах — была не просто шутка: это был Залог непримиримой вражды, Залог войны на уничтожение. Подобно тому, как 500 лет до того резали невинных и никому ненужных в общем-то монгольских послов, зная, что после этого с монголами мира не может быть никогда.

И советские газеты тех годов с карикатурами на Гитлера — это такой же Залог. И взаимная моральная “натравленность” фашистов и коммунистов — это вполне серьезный, “материальный” аргумент.

А то, что нам ставят в вину “тот самый Пакт” и изменившийся тон советских газет 1940 года… это как если бы уцелевшие обитатели Освенцима начали бы пенять открывающим ворота русским солдатам: “Вы-то и под Вязьмой облажались, и под Харьковым — дважды. И в Сталинграде долго тянули, и под Курском. А уж под Ленинградом-то… И пришли-то нас освобождать в результате — гораздо позже, чем должны были… по нашим расчетам…И уж конечно нельзя было входить в три прибалтийских республики”.

Но «совпаденьям несть числа» — именно на Балтике Великобритания вписала наиболее яркую страницу в кодекс этого права. “Большая война” велась ею в 18—19 веках с Наполеоном. Флот оного, как известно, был разбит при Трафальгаре, и вторжение Британии вроде бы не грозило. Но Наполеон, чисто теоретически, мог создать себе новый флот? Мог. А, пожелав воссоздать флот, Наполеон, используя свое континентальное могущество, наверное, мог бы захватить какую-нибудь страну, имеющую значительный флот и “приобщить его к делу”? Вполне. А у кого еще в Европе остается “значительный флот”? А вот — Датское королевство. Но оно пока ведет линию безупречного нейтралитета. А вдруг что изменится? Тем более по исследованиям одного нашего (британского) писателя: “Какая-то в державе датской гниль! — В. Шекспир. “Гамлет””

Надо подстраховаться.

 26 июля 1807 года из Ярмута вышла британская эскадра в составе 25 кораблей, 40 фрегатов и малых судов. За ней несколькими отрядами шла армада из 380 транспортных судов с 20-тысячным десантом. 1 августа британская эскадра появилась в проливе Большой Бельт. 8 августа к наследному принцу-регенту Фредерику явился британский посол Джексон и заявил, что Англии достоверно известно намерение Наполеона принудить Данию к союзу с Францией. Англия этого допустить не может и в обеспечение того, что это не случится, она требует, чтобы Дания передала ей весь свой флот и чтобы английским войскам было разрешено оккупировать Зеландию, остров, на котором расположена столица Дании. Принц отказался. Тогда британский флот в течение шести дней бомбардировал Копенгаген, а затем высадил десант. Половина города сгорела, в огне погибли свыше двух тысяч его жителей. Командовавший датскими войсками престарелый (72-летний) генерал Пейман капитулировал. Англичане увели весь датский флот, верфи и морской арсенал сожгли. Принц Фредерик не утвердил капитуляцию и велел предать Пеймана военно-полевому суду…

Этот-то пожар Копенгагена и поразил на всю жизнь датского философа Кьеркегора.

Но может пример 1807 года – слишком устаревший? Ведь с тех пор столько гуманистов и правозащитников “в земле Европейской просияли”. Тогда вот пример как раз — из того, самого актуального, 1940 года. Исландия в то время была частью Дании (не будем вдаваться сейчас в тонкости их унии). И когда Гитлер в апреле 1940 года захватил Данию, Великобритания, без объявления войны, без даже двух строчек объявления вообще чего-либо - захватила Исландию. Основание самое элементарное: Дания так и так попадает под Гитлера, но нельзя, чтобы вся, целиком. Остров Исландия для войны пригодится.

И как же это оправдалось! Будь Исландия германской, ни один англо-американский конвой (не только тот знаменитый PQ-семнадцатый – но и PQ-первый) не дошел бы до Мурманска – он даже и не вышел бы из Америки! Исландию – абсолютную командную высоту в Северной Атлантике миновать было невозможно.

Британское право, как известно, основано “на прецедентах”. СССР тоже вел “Большую войну” с фашизмом. Уже имели место прямые сражения с немцами и итальянцами в Испании, с Японией на Хасане и Халхин-Голе. Перемирия, пакты с главным противником, конечно заключались (как и у англичан с Наполеоном) — но это никак не отменяло главного факта: последней инстанцией разрешения “Большого исторического конфликта” — будет схватка СССР-Германия. И присоединение нами в 1940-м году важнейшего стратегического плацдарма, трех республик, недотягивает до Британско-Датского прецедента по параметрам. В том числе… по отсутствию большой крови и разрушений.

Нынешние политкорректные историки щелкают на счетах: “Так, 1940-й год — СССР подмял три демократических государства,— три костяшки налево, минус”.

Можно согласиться… Хотя и с некоторыми поправками. Латвия на тот момент “демократической республикой” быть перестала – диктатура Ульманиса. Литва – за год до этого объявила, что ни за себя, ни за свою территориальную целостность, ни за свой нейтралитет — ручаться не может.

История тут была такая. По Версальскому миру бывший немецкий город Мемель (с округой) – назывался Клайпедой и передавался Литве.

Из книги Игоря Шумейко "Вторая мировая. Перезагрузка"

← Вернуться к списку

Комментарии


Захаров Вадим Михайлович
07.11.2013 06:15
Как бы не старались оправдаться, пакт и дружба Гитлера и Сталина - это позор внешней политики нашей многострадальной страны. Конечно, союз двух бандитов - вещь вполне естественная, а "реабилитация" политического бандитизма - очень позорная. Все нало называть своими именами.

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru