Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

Семейный кодекс и "гражданские браки"


 

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина считает, что Семейный кодекс нуждается в серьезной переработке. В интервью газете «Известия» она, в частности, сказала:

«По сегодняшнему семейному законодательству правовой статус родителя по отношению к ребенку ниже статуса представителей органов опеки и попечительства. Для наглядности достаточно вспомнить совершенно, на мой взгляд, одиозную норму, по которой несовершеннолетний при вступлении в брак обязан заручиться согласием не родителей, а органов опеки и попечительства. Это — устаревшая норма, перекочевавшая из кодексов советского времени. И такими действующий Семейный кодекс РФ буквально-таки наводнен.

С одной стороны, государство провозглашает, что оно не вмешивается в жизнь семьи. И это правильно. С другой — через многочисленные нормы семейного законодательства органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, администрации детских садов и еще порядка семи различных ведомств вправе совершенно законно в любое время вторгаться в жизнь семьи, зачастую бесцеремонно. Они могут практически беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать за ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык «семьи, находящейся в социально опасном положении». Это возмутительно. Ни один из существующих законов не откроет вам тайну, что же такое «семья, находящаяся в социально опасном положении». Как доблестные органы определяют степень опасности? Какими стандартами руководствуются? Нет ответа. До сих пор все наши попытки изменить законодательство в этом направлении терпели крах.

Необходимо смещать акцент в сторону как раз-таки защиты семей от незаконного вмешательства, к социальной защите семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мы должны таким образом «реконструировать» Семейный кодекс, чтобы он защищал обоих родителей после развода, давал права ребенку на имущество, а также позволял видеться со вторым родителем.

В Семейном кодексе сейчас много непродуманных мер. Фактически он побуждает людей жить в гражданском браке (без регистрации акта в органах ЗАГС). Смотрите, пособие матерям-одиночкам, не состоявшим в браке, довольно высокое — в 5–6 раз выше, чем для многодетных семей. Естественно, молодая семья, у которой заработки не очень велики, смотрит, что выгоднее и выбирает денежное пособие, а не регистрацию брака. Минусов в таком положении вещей много, как правовых, так и психологических: пара перестает думать о семье как о едином целом. Необходимо дорабатывать систему мер поддержки семей, чтобы люди не отказывались регистрировать браки. Сложившаяся ситуация — своего рода преступление по отношению к институту семьи, конечно, не с позиции права, а прежде всего с точки зрения истории России».

«Как бы вы прокомментировали слова Мизулиной? Чем вы объясняете широкое распространение т.н. «гражданских браков» - т.е. вообще никак не зафиксированных сожительств? Почему невенчанный, но зарегистрированный брак Церковь таким сожительствам предпочитает?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Действительно в советское время семью подчиняли интересам общества, права родителей учитывались далеко не в первую очередь. Эта серьезная проблема часто поднималась в первые постсоветские годы, пока не зашел разговор о ювенальной юстиции, - тогда защитники семьи переключились на более страшные вопросы. Но что мнением родителей сейчас пренебрегают - это очевидно.

Причем многие вопросы по существующему законодательству решаются формально. Например, если в семье есть несовершеннолетние, не допускается обмен жилья или продажа, если приобретаемая жилплощадь уменьшится. Хотя мы знаем, что уменьшение жилплощади не всегда означает ухудшение условий жизни. И нет специальных комиссий, которые рассматривали бы подобные вопросы.

Конечно, государство должно следить, чтобы фундаментальные права ребенка соблюдались. Я не сторонник отмены госконтроля за важными и серьезными вещами: безответственных родителей тоже хватает. Но учитывать мнение родителей в последнюю очередь неверно.

В школьном образовании тоже перекосы: родители не могут повлиять на учебные программы. Поэтому, безусловно, законодательство нуждается в реформе, но действовать надо крайне аккуратно, не делая резких движений.

Как священник я часто сталкиваюсь с тем, что молодые люди боятся «расписаться», т.к. законодательство, особенно в области льгот, не способствует созданию юридически оформленного брака. Это касается программ по получению жилья, выплат матерям-одиночкам и т.п. Даже с советских времен мы знаем истории фиктивных браков и разводов. И тут тоже надо взвешено подходить к каждой ситуации, чтобы не ущемлять реально нуждающихся. Но полная семья тоже нуждается в поддержке государства - особенно многодетные семьи, или которые берут на воспитание детей-сирот, растят детей-инвалидов.

Границу брака и блудного сожительства Церковь проводит по такой категории как долг. Церковный брак - когда супруги дают публичные обещания взаимной любви и верности до гроба. То есть когда идут в ЗАГС, регистрируют свой брак, проходит свадьба, мы так или иначе имеем дело с публичными обязательствами. А в свободном сожительстве нет никаких обязательств, люди вместе, пока им хорошо вместе, и такое отношение ставит под удар их любовь и семью. Так что Церковь по отношению к христианам приветствует зарегистрированные и венчанные браки.

 

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

 

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2502740/

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru