Ситуацию вокруг православных активистов, потребовавших от посетительницы кафе «Му-му» снять футболку с надписью: «Богородица Путина прогони!» комментирует главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский.
- Я не видел самого ролика, ведь подойти к человеку на улице и просто поговорить – никому не возбраняется. Но в целом могу сказать, что основная линия разлома в обществе сегодня проходит вот по какой линии: как нам оценивать тот или иной случай, как политический протест или как антихристианский акт? Я убежден, что не нужно нашими собственными действиями переводить какие-то политические высказывания в религиозную плоскость. Если мы начинаем придираться к футболкам, мы сами делаем из политического вопроса религиозный. Я говорю сейчас не о том, насколько правильно или неправильно действовали конкретные люди, а об общем принципе. Сама по себе просьба к Богородице прогнать Путина, в том числе написанная на майке, это еще не кощунство, если, конечно она звучит не с амвона, как это сделали осужденные девушки. В принципе, каждый вправе лично молиться о том, о чем он желает. Кто-то может надеть майку: «Господи, защити Россию от Обамы», и это будет то же самое. Но если мы позволяем себе в ответ на политическую провокацию какие-то насильственные действия, грубо нарушаем чье-то личное пространство, начинаем угрожать или требовать что-то снять – мы действуем на пользу тем людям, которые устраивают эти провокации. И это большая миссионерская ошибка.
Если кто-то демонстрирует действительно кощунственную символику, оскорбляет ваши религиозные чувства – нужно обращаться в правоохранительные органы. Точно так же, как если вы увидите на улице человека идущего голым, или человека несущего нацистский флаг. Это прерогатива гражданских властей определять насколько кто-то имеет или не имеет права использовать ту или иную символику в своей одежде. Я бы не стал поддаваться на провокации и отвечать агрессией. Меньше недели как я вернулся из отпуска, но уже на улице я, как священник, не раз столкнулся с агрессивным поведением молодых людей. Просто из-за того, что у меня большая черная борода. Люди подходят, высказывают какие-то агрессивные вещи, к счастью до применения силы не доходит, но агрессии и так много. И любая ответная агрессия, или превентивная агрессия с нашей стороны только увеличит градус противостояния и не к чему хорошему не приведет.