Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

«Семейное насилие» как инструмент для уничтожения семьи


В Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступали обращения, связанные с планируемым вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Комиссия выступила против введения в текст закона термина «семейное насилие».

«В законе использован юридически неопределенный и представляющий семью в неблагоприятном свете термин «насилие в семье», что не вполне отвечает приоритетам государственной семейной политики, направленным на повышение общественного престижа семьи и ее социального статуса. Известно, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Комиссия считает нежелательным какое-либо использование этого термина (и аналогичных ему терминов «семейное насилии», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.) в нормативных правовых актах любого уровня», — говорится в комментарии Патриаршей комиссии.

Объясняя позицию Комиссии, ее председатель протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал:

«Словосочетание «семейное насилие» на Западе используется как инструмент для уничтожения семьи. Под «семейным насилием» подразумеваются самые обычные вещи: мама может внушать дочке, чего делать нельзя. То, что мама говорит «нельзя», можно расценить как «психологическое насилие». Или мама не хочет сыну покупать гаджет последней модели. Это тоже расценивается как семейное насилие — ребенок расстраивается, мама должна взять кредит в банке и на последние деньги гаджет покупать. Мы видим парадигму западного общества и не желаем идти след в след за этим «прогрессивным» человечеством. Мы должны избегать западных терминов. Так же, как и термина «планирование семьи»: на самом деле это планирование детоубийства, потому что планирование идет только в одну сторону — в сторону аборта, убийства детей.

Поэтому мы, конечно, против этого термина. Если есть настоящее насилие, уголовное преступление, то существуют правоохранительные органы. Неважно, кто его совершил — сосед, член семьи, пожарный, полицейский. Специфически выделять «насилие в семье» нет никакой нужды. Человек, который совершил насилие, должен быть, безусловно, наказан».

Вместе с тем те, кто профессионально работают с детьми - правоохранители, педагоги, медики и др. – знают, что есть, к сожалению, семьи, где с детьми обращаются недопустимым образом: избивают, унижают, насилуют. Это даже не всегда касается только в семьях опустившихся людей – случается и в тех, что внешне выглядят благополучными.

«Как бы вы прокомментировали позицию комиссии? Существует ли, на ваш взгляд, семейное насилие как самостоятельная проблема? Если да – как ее следует решать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Я полностью разделяю мнение Патриаршей комиссии. Мне кажется, выделять «насилие в семье» как специальный термин совершенно излишне. И само словосочетание подразумевает известный прием, когда выстраивают устойчивый стереотип.

Сама проблема насилия в семье есть. А еще есть проблема насилия в подворотнях. И что? Насилие везде остается насилием и должно быть наказано, тут сомнений не возникает. А право выбирать методы воспитания должно оставаться за семьей – пока она остается семьей.

А параллельно с этим термином внедряется соответствующая идеология и устанавливается право государственного контроля не только за насилием в семьях, а за всем происходящим в семье. Мы же знаем, что в рамках ювенальных технологий на Западе насилие в семье трактуется максимально расширительно. Возникают абсурдные для нас ситуации, как нашумевший случай, когда ребенок подал в суд на родителей за то, что они не купили ему очередной «айфон». Мол, он из-за этого переносит нравственные страдания, и это насилие над ним.

Есть, конечно, и семьи опустившиеся, асоциальные, но для них и существующих законов вполне достаточно. Существующее у нас законодательство вполне может справиться с нынешними проблемами. Дело не в несовершенстве законодательной системы, а в том, что она по ряду причин в некоторых местах работает не так, как надо. И это тоже обсуждалось неоднократно: внедрение ювенальных технологий лишь подорвет крепость семьи, а не оградит членов семьи от домашнего насилия, зато с помощью этих технологий, скорее всего, разрушат многие семьи, которые не должны быть разрушены.

Все равно в законе всех ситуаций оговорить невозможно. Если я ставлю ребенка в угол – это семейное насилие или нет? Если лишаю сладкого? Отнимаю компьютер за несделанные уроки? Я ведь ограничиваю его свободу, и делаю это силой. А устойчивое словосочетание «семейное насилие» как бы подразумевает недопустимость моего поведения по отношению к ребенку. Значит, полностью разрушается наша система воспитания. При этом дети еще очень разные, - некоторые запросто могут и солгать. И тогда у кого угодно можно изъять ребенка, если только родители не во всем ему потакают.

 

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2543672/

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru