православный молодежный журнал |
Точка зренияИстория: война за души людейВ своем слове на открытии XVI Всемирного русского народного собора патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Рубежи России — это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать. Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородиным или в Сталинграде. Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа — это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России. Полагаю, что неслучайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия. Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока. Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать. Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий». Отметим, что в вопросах исторических, как и во многих других, беда России – в отсутствии общественного согласия. В обществе и близко нет единого представления о России и ее историческом пути. Связь с исторической Россией, разорванная при большевиках, так и не восстановилась: дореволюционная Россия практически не воспринимается как «свое» прошлое. Оценка большинства событий и фигур советского (да, впрочем, и досоветского) периода в разных общественных группах различается до противоположности. В ряде республик активно лоббируют свои версии истории, где русские предстают как извечные враги и оккупанты. С другой стороны, если в борьбу с фальсификациями истории включится государство, это легко может превратиться в навязывание «официальной версии», которая в обществе будет восприниматься как лживая пропаганда и, соответственно, вызывать отторжение. «Согласны ли вы, что русская история требует защиты со стороны гражданского общества? Какие формы этой защиты кажутся вам разумными? Должно ли в эти вопросы вмешиваться государство?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»: - Государство по определению не может не вмешиваться в эти вопросы. История вообще не существует без интерпретации. И если быть до конца честным, то нет объективной истории, а есть взгляды на нее. Сама по себе история – это курганы, черепки, свитки, но нас же интересует смысл событий, взаимосвязь и оценка! А, как известно, историю пишут победители. Если лично я не буду защищать мое понимание истории, то мне и детям навяжут другие идеи. Самый очевидный пример – это победа нашего народа в Великой Отечественной войне. И когда наше государство проиграло «холодную» войну США, все 90-е годы проходили под общим знаком национального унижения и позора, и, конечно, победители «холодной» войны нам стали навязывать свой взгляд, - мол, и Победы не было. Шел пересмотр подвигов наших героев, пересмотр взглядов на полководцев, руководителей, людей того времени. И до сих пор мы видим эти попытки. Это действительно война за души людей, и не только молодого поколения, но и среднего и старшего. Государство не может не защищать ту версию истории, которую считает правильной: как только государство перестает это делать, оно сразу потеряет активную позицию в этом вопросе, ему будет навязано другое понимание истории, и страна перестанет быть субъектом исторического процесса, а станет объектом, на который легко будет влиять кто-то другой. Обратите внимание: уже 20 лет идут поиски российской идеологии, и мы не можем ее найти по одной простой причине – не можем сформулировать свое прошлое, а пока нет единого понимания прошлого – не будет понимания, что нужно строить в будущем. Так что государство должно защищать историю - только не так неуклюже, как это часто бывает, и поэтому вызывает обратный эффект, а качественно и мастерски. Этому стоит поучиться.
Семен Семенов по материалам Regions.Ru
Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2427488/ ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |