Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

ЕГЭ против школы


В преддверии сезона экзаменов, выпускных вечеров и нового набора студентов в вузы известный публицист Александр Привалов опубликовал статью «О том, что сталось со школой». Она начинается предельно жесткой формулировкой: «Школы в России больше нет».

«Разумеется, по инерции остались ещё отдельно стоящие хорошие школы — покуда их даже и немало», — оговаривается публицист. Однако «школы как института формирования нации — нет, и осколки его рассыпаются на глазах прямо сейчас. Совсем скоро явное большинство школ в стране будет конторами по дневной передержке детей: чтобы по подвалам клей не нюхали; типовой выпускник будет неучем, не умеющим учиться, — то есть неучем пожизненным», - пишет Привалов.

«Исток главной беды в том, что школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; весь смысл её свёлся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз… Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах — выпускника «школы — ступеньки в вуз» проверяют на ЕГЭ, экзаменах одновременно выпускных и вступительных. Как эта новация сказалась на вузах, вопрос отдельный, но школу она просто убила», - говорится в статье.

Со введением ЕГЭ оказалось, что все предметы, кроме двух – русского языка и математики – «если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего — если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя … будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый. Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут. Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников — всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют… Как правило, где можно невозбранно не учить и не учиться — там и учить, и учиться постепенно перестают», - констатирует публицист.

При этом с русским языком и с математикой происходит то же, что и с остальными предметами: недаром в прошлом году пришлось понизить порог удовлетворительной оценки на ЕГЭ – иначе бы почти четверть выпускников осталась бы без аттестатов. «Мне нечасто встречаются люди, называющие советскую школу лучшей в мире, — слишком уж памятны её слабые стороны. Но школьная система математического образования, вне всякого сомнения, была тогда лучшей в мире, и то, до чего она сейчас докатилась — за какие-то двадцать лет! — национальный позор», - жестко пишет Привалов.

«Есть две международные программы: PIRLS, в которой оценивают учебные достижения школьников начальных классов, и PISA, где оценивают пятнадцатилетних ребят. Малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг — второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый. А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников; так что в последний раз Россия и участвовать не стала. Увы, всё ведёт к печальному выводу: наша школа понижает интеллектуальный уровень детей — не говоря о том, что развращает их безнаказанностью безделья», - отмечает он.

«Кто хочет учиться, тот — во всяком случае, в крупных городах — учиться пока может. Ключевое слово тут, к сожалению, «пока»… Число школ, пригодных для получения настоящего образования, с неизбежностью будет сокращаться… Проводимая в последние годы политика прямо враждебна к сколько-нибудь выдающимся школам. Подушевое финансирование и так бы их погубило, но на помощь ему поспело и бредовое убеждение многих начальников, будто само существование элитных школ противоречит священному (и неисполнимому) принципу равнодоступности качественного образования. Пришибить хорошую школу не проблема, а создать новую труднее с каждым годом — прежде всего потому, что беда с учителями. В любой сколько-нибудь серьёзной дискуссии о проблемах школы можно услышать, что учителя (не все, конечно, — многие) плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее. Система педагогического образования в стране практически разрушена», - таковы крайне неутешительные выводы статьи.

Непременным условием выхода из этой ситуации Привалов считает отмену ЕГЭ в нынешнем виде, то есть как выпускного и вступительного экзамена вместе, и возврат выпускных экзаменов по всем основным предметам. Но на это Минобр идти не желает никак: «выпускное сочинение он превратил в какой-то невнятный зачёт, а устные экзамены, весь смысл которых в диалоге с экзаменатором, говорят, хочет свести к монологам, записываемым в звуковые файлы, — чтобы потом их «объективно оценивать».

«Торопиться нужно ещё и потому, что ЕГЭ укореняется. С каждым годом всё больше учителей с изрядным облегчением привыкают к нынешнему положению вещей. Они понимают, что натаскивать, да притом не всех учеников класса, куда легче, чем учить, да притом всех; что система, при которой детей не надо учить думать, говорить и писать, весьма удобна тому, кто сам всего этого не умеет. Возвращать выпускные будет поэтому всё сложнее: учителя будут всё более массово к ним не готовы — выяснилось же в этом году, что большая часть словесников не знает, как работать с возвращённым вдруг сочинением. Промедлить ещё совсем немного— и может статься, что школу придётся восстанавливать не по живым воспоминаниям, а по книгам. Если кто-нибудь сумеет такие книги написать», - заключает публицист.

«Согласны ли вы со столь жесткой оценкой современного образования? Можно ли еще исправить положение? Впрямь ли единственный выход – отмена ЕГЭ и возврат выпускных экзаменов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Александр Привалов, как всегда, точен и подмечает самое важное.

Я последовательный противник ЕГЭ: его надо отменять, и чем скорее, тем лучше. Может не в этом году, потому что вся подготовка была направлена именно на ЕГЭ, и вносить сумбур в момент окончания школы неразумно. Но со следующего года я бы однозначно его отменил.

Главная идея, заложенная авторами ЕГЭ, - уравнение шансов учащихся из разных регионов поступить в вузы, - не реализуется. Более того, мелкие, не заметные широкой общественности реформы, вроде правила зачисления первой и второй «волны», решительно уменьшают это равноправие, которого и так-то немного было. Поэтому, мне кажется, ЕГЭ полностью себя исчерпал и не имеет права на дальнейшее существование в системе российского образования. Тут сомнений быть не должно.

Понятно, старая система образования не очень соответствовала современным реалиям, но это была целостная и осмысленная система, которая противостояла «клиповому мышлению», которое навязывается подрастающему поколению сегодня. И старая система еще местами жива, ее не везде успели разрушить. Реформы же вместо того, чтобы систему улучшать, только разрушают все, не предлагая ничего серьезного взамен. И в этом порок многих современных реформ - одной отменой ЕГЭ ситуацию не решить.

В Москве, например, многие школы укрупнили, и это породило также массу отрицательных следствий. Даже сложно кратко прокомментировать все проблемы системы образования. Да просто Высшую школу экономики нужно срочно отстранить от процесса!

Проблема в том, как говорил бывший министр образования Андрей Фурсенко, что наша система образования нужна для подготовки потребителей, а не творцов. Эти слова всем набили оскомину, но так оно и есть. Нужно четко определиться, какую функцию выполняет школа. Потому что функцию социализации, ради чего школа изначально и была задумана, она сегодня не выполняет. Еще 50 лет назад все было иначе, а сейчас дети социализируются по-другому. В большинстве школ дети хамят, учителя отбывают положенное время и тем самым расписываются в собственном бессилии.

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2549470/

21.04.2015 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru