православный молодежный журнал |
Точка зренияИстория Церкви и история России18 ноября, выступая на открытии Международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «Следует с сожалением отметить, что место Церкви в истории нашего народа по-прежнему нередко недооценивается или оценивается неадекватно. При чтении некоторых научных трудов может сложиться впечатление, что история России развивалась как бы помимо Церкви, без ее участия, и что Церковь не дала России ни героев, ни святых, ни выдающихся государственных деятелей. Авторы таких трудов большое внимание уделяют политическим событиям, экономическим достижениям, в то время как духовная сфера жизни народа практически игнорируется. Такое положение вещей является следствием инерции, идущей от советского времени, когда вся отечественная история представлялась как серия эпизодов в многовековой «классовой борьбе», венцом которой стала Октябрьская революция. Все знали о Разине, Болотникове, Пугачеве, о Юрьевом дне, но очень мало знали о гениях духа, о выдающихся личностях, во многом определивших мировоззрение своего народа. Роль православия в жизни страны замалчивалась. Убежден, что светский взгляд на историю нуждается в избавлении от идеологем прошлого, и историческая справедливость в отношении той судьбоносной роли, которую Церковь играла в истории Отечества, должна быть восстановлена. Сегодня вокруг Церкви уже нет того «заговора молчания», которым она была окружена в советский период. Светские и церковные ученые совместно возделывают общее поле историческое науки, которое более не размежевано на враждебные друг другу секторы, бок о бок трудятся в «Православной энциклопедии», вместе оценивают научные работы в Общецерковном диссертационном совете, в комитетах по присуждению Макариевской премии, Забелинской премии, проводят совместные научно-практические конференции. Церковные историки трудятся в государственных вузах, а в церковных учебных заведениях преподают исследователи, имеющие признанные государством научные степени. Еще остаются рудименты атеизма и в средних учебных заведениях, и в высшей школе, но надеюсь, с Божией помощью эти рудименты уйдут из нашей жизни. Еще одной проблемой, которая широко обсуждалась в текущем году, является разрыв между университетским и школьным образованием. Интеграция объективной позиции в отношении отечественной истории в школьную программу протекает крайне медленно, все еще сохраняются старые схемы в преподавании исторических дисциплин. Здесь есть и объективный фактор: традиционный временной разрыв между университетским и школьным образованием; и субъективный — привычка к старым методикам. Авторы школьных учебников нередко прячут религиозные сюжеты в разделе «культура и искусство» или, еще более странно, «народные обычаи», сводя религиозный феномен к фольклору (подобно тому, как научную специальность «теология», не успев ввести, сразу же пытаются спрятать под историей, философией, филологией или культурологией). Думаю, нам пора отказаться от этих порочных подходов. Пора уже, наконец, признать, что история нашего Отечества неотделима от истории Русской Православной Церкви, на протяжении веков игравшей ключевую роль в становлении нашей государственности, духовной и культурной идентичности». «Какие знания о роли Церкви в истории России кажутся вам обязательными? О ком из деятелей православия должен, на ваш взгляд, знать каждый школьник?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»: - Конечно, в любом школьном учебнике истории, не говоря уже об университетских, так или иначе, в конце глав посвященных тем или иным периодам России, Египта или средневековой Европы есть раздел «Культура», там обычно приводятся некоторые сведения о церковной жизни. Но в этом вся проблема: наша Конституция признает культурообразующую роль Русской Православной Церкви в истории России, но нельзя отрицать факта и государствообразующей роли Церкви, как и роли Католической Церкви в образовании стран Европы. Поэтому историю Церкви вообще неправильно преподавать в разделе «Культура». Необходимо уделять ей соответствующее место в основном материале, тем более раздел «Культура» факультативно остается на изучение. То есть у нас по-прежнему идут в первую очередь производительные силы и отношения – это концепция Маркса. Безусловно, в ней содержится важное зерно истины, но этого недостаточно. Есть вещи, которые учитывались и в советское время, - например, про Пересвета и Ослабю, - но их изучали не как монахов, а как воинов. В 1980 году к 600-летию Куликовской битвы был выпущен фильм, где рассказывалось, как Сергий Радонежский благословлял на эту битву. Так что некоторое видение и попытки изучения есть, но нет понимания того, что те же князья в выборе, например, дат сражений руководствовались церковным календарем. Есть замечательный современный историк Николай Борисов из МГУ, который в серии ЖЗЛ опубликовал ряд книг об Иване Калите, Иване III, и у него есть целостный подход: он пишет не историю Церкви, а историю государства России. Но невозможно понять средневекового русского человека в отрыве от религиозных поступков. Вот известно всем про Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского, но ничего не известно о Кирилле Белозерском, который был духовником князей московских, к которому князь ехал аж на Белое озеро (нынешняя Вологодская область) за благословением на то или иное деяние, - а ведь тогда не было самолетов и поездов. Так важно было для князя благословение, что приходилось бросать Москву на несколько недель. Церковь в какие-то периоды оказывалась на острие политической жизни и это в учебниках так или иначе отражено, но в большинстве случаев Церковь не занимается политикой. Митрополит Филарет или патриарх Ермоген правили наравне с Василием Ивановичем Шуйским и Михаилом Федоровичем Романовым – но важны не только такие моменты: надо изучать, оценивать причины и условия. Даже если не сохранилось имя того или иного духовного руководителя политического деятеля или имя само по себе не яркое, чтобы рассказывать о его житии, мы все равно должны понимать или оценивать религиозные мотивы того или иного государственного деятеля. Это не совсем история Церкви, это история народа в его духовном преломлении. А яркие имена, которые мы все знаем, вошли в школьные курсы, а в университетские и подавно. Каждая эпоха так или иначе была связана с именами духовных деятелей и духовными событиями. Поэтому этот срез не только экономический, политический, но и духовный обязательно должен фигурировать, и это вопрос не пропаганды и религиоведения, а вопрос понимания исторических событий. Насколько глубоко проходит исторический период, настолько серьезно должны вскрываться проходившие религиозные процессы. О чем думали люди, государь, что составляло духовную сердцевину его жизни, о чем было горение его сердца – это же религиозные вопросы. Не понимая этого, мы упускаем огромные смысловые пласты. 20.11.2015 Семен Семенов по материалам Regions.ru Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2565908/ ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |