Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

Травля в школе: как с нею бороться?


Психолог, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, руководитель Фонда Развития Интернет Галина Солдатова рассказала «Ленте.ру» о проблеме насилия и травли в школах.

По ее словам, пострадать от травли может любой ученик, при этом зачастую отсутствуют какие-либо конкретные основания для агрессии. Повод может быть самым разным - чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей. При этом если в классе кого-то травят, например, по этническому признаку, значит, и в обществе в этом смысле что-то неладно.

Дети учатся быть безмолвными и равнодушными свидетелями насилия: «Вот, все это произошло, я не полез, и хорошо, что я это не сделал. А Вася полез, и ему тоже досталось». Потом из таких осторожных и равнодушных сторонних наблюдателей формируется общество. И многие родители это поддерживают: учат детей не лезть куда не надо, не ввязываться в непонятные ситуации и быть максимально осторожными.

Что агрессия в каком-то смысле становится нормой поведения современных школьников, говорят и следующие данные: «Каждый пятый ребенок — участник нашего опроса сказал, что он был жертвой травли, но обратите внимание: тех, кто считает себя агрессором, оказалось больше — каждый четвертый. Интересно, что дети не стесняются этого, ведь вопрос перед ними ставился прямой: «Ты сам кого-нибудь обижал, толкал, мучил, травил? Причем делал ли ты это неоднократно?» Каждый четвертый ответил «да». Могли бы и устыдиться, не признаваться, но нет», - рассказала Солдатова.

«Опыт показывает: наказания за травлю неэффективны и часто приводят к обратному результату. Даже с агрессором нельзя бесцеремонно обращаться и применять карательные санкции, хотя всегда проще авторитетно сказать, что так делать нельзя, и наказать негодника. А ведь бывает, что ребенок приходит даже к директору и говорит: «Я не могу так жить». И я знаю случаи, когда директор, не видя возможности решить эту проблему, ему отвечал: «Либо терпи, либо уходи из школы». Обидчики могут быть влиятельными, такими, с которыми сами учителя справиться не могут и боятся любым контрдействием усугубить ситуацию», - говорит она.

«Сталкивались ли вы или ваши дети с травлей в школах? Как с нею можно бороться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Выраженная агрессия может быть не только в школе, но и в других замкнутых коллективах. В учебном заведении ситуацию контролирует преподаватель, - от него зависит, будут ли травить ребенка. И травля должна быть реальной, потому что одно дело, когда пятиклассники потолкались и разошлись, а другое дело, когда шпыняют, бьют, публично обзывают, унижают, то есть жертва испытывает реальное телесное или психологическое насилие. Учитель вполне в состоянии это регулировать, как минимум до старшей школы.

Агрессия - следствие недоработки руководства. Авторитета учителя и его способности показательным образом пресечь травлю вполне хватает. Учитель не может заставить детский коллектив принять ребенка, который им не нравится, но во всяком случае, наказав виновников, может навсегда прекратить это дело. У него есть все административные рычаги.

Если конкретный родитель будет защищать своего виновного отпрыска, то сообщество всегда против таких проявлений, но если вынести вопрос на родительское собрание, можно много чего добиться. Поэтому проблему травли детей в школах надо решать на административном уровне.

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2592553/

13.10.2016

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru