Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

Прощеное воскресение: почему нужно прощать

Прощеное воскресенье (в этом году 26 февраля) предваряет Великий пост. Красивая традиция: на воскресной службе в храмах просят друг у друга прощения. Но она порождает много вопросов… У кого просить прощения: у всех подряд или только у тех, кого обидел? Как прощать от сердца? Что делать, если сил простить нет?

Разъясняет смысл Прощеного воскресенья и суть прощения протоиерей Максим Первозванский, редактор православного журнала "Наследник".

- Отец Максим, откуда пошел этот православный обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

- Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, а древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало в Евангелии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Этот отрывок из Евангелия читается в последнее воскресенье перед Великим постом. Сам чин прощения появился позже. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и не были уверены, что вернутся обратно. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

- Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и почему Прощеное воскресенье приходится на канун Великого Поста?

- Потому что входить в немирном состоянии духа в Великий пост категорически не рекомендуется. Пост - это время очищения, признания своей немощи и грехов в Таинствах исповеди и Причастия, духовного обновления перед Пасхой. Соответственно, нужно постараться положить начало своему духовному очищению, т.е. со всеми примириться, всех от сердца простить.

- А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

- Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова. Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться. Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

- Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

- Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост у православных.

 

За что просить прощения?

 

- Нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль или осудил?

- Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях. Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане, постоянно сплетничаем, осуждаем, завидуем и т.д. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Ведь если болеет один член, плохо всему телу. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат. Это закон мироздания. Нужно понимать, что из-за наших страстей страдают прежде всего наши близкие, а уж потом мы сами.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. В Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.Это не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться "уловить" в себе этот момент – отсутствие в любви – и искренне принести за это покаяние на исповеди.

 

Простить не значит забыть

 

- А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать бы надо…

- Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль, не хотят ее забывать. Им комфортнее оставить ее себе, чтобы был "крайний". Но ведь простить – это не значит забыть боль. Прощение не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть, я его жалею, потому что он сам немощен». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если вдруг встретится с ним где-нибудь.

- Но если обидчик не думает признавать свою вину?

- Мириться всегда тяжело. Особенно первому. Но Господь призывает нас простить даже врагов и подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако, если просить помощи у Бога, то силы дадутся.

Учась прощать, нужно помнить еще вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по некому промыслу. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том, что эта обида пойдет нам во благо. Да, обиды могут быть полезны. К примеру, если у нас нет смирения и мы хотим ему научится, неверно будет ожидать, что оно само вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что нам будет послан человек, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Но претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, не сразу – мы потихоньку будем учиться смирению. Нужно понимать, что ничего случайного в мире не бывает и все происходит к нашей пользе.

- Отец Максим, как определить, простил я по-настоящему или нет?

- Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика. В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно болезненной.

Поймите, если у нас есть какое-то «больное место», то мы постоянно будем терять из-за него душевное равновесие, досадовать, гневаться — и тем самым усложнять свою жизнь. Мы будем постоянно "освежать" в памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес, "подначивая" себя на еще большую обиду или даже месть. Всегда нужно бороться с этой слабостью: только сильный человек умеет прощать. При этом прощение - не значит сближение с обидчиком, налаживание с ним новых отношений. Это вовсе необязательно. Здесь главное - освободить свою душу от зла.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался. Но надо помнить, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков, если мы будем просить Его о помощи.

Источник: pravmir.ru

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru