Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

О родительском подвиге и городских квартирах

Своими мыслями о том, какие трудности ожидают большую семью в большом городе, велика ли разница в воспитании старших и младших детей и может многодетная семья рассчитывать на помощь окружающих, поделился главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», отец 9 детей протоиерей Максим Первозванский.

— Отец Максим, насколько многодетная семья вписывается в условия современного города, в рамки обычной городской квартиры?

— Здесь всё зависит от того, какая это квартира и в каком районе она находится. Если говорить о малогабаритной двух- или даже трёхкомнатной хрущёвке, многодетность не вписывается в неё никаким образом. Если же говорить о достаточно большой квартире, в которой можно расположиться вольготно, вроде тех, которые строят в современных элитных домах, с большими комнатами и высокими потолками, то это вполне возможно.

Конечно, на первый взгляд жизнь за городом чисто пространственно больше располагает к тому, чтобы детей было много. Но я не вижу для этого никаких препятствий и в городе. Более того, в городах существует множество кружков и секций, занятий для дошкольников и т.д. Словом, всё упирается в жилплощадь и в район.

У меня на приходе есть семья, у которых семеро детей, и они живут в двухкомнатной хрущёвке. Дети спят по 2-3 человека в одной кровати.

— В связи с этим поднимается следующая проблема: каким вообще должно быть личное пространство ребёнка в многодетной семье? Возможно ли жить впятером в одной комнате?

— На мой взгляд, дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста вполне могут жить по 2-3 человека в комнате, если она достаточно большая, и для каждого можно организовать свой кусочек пространства. Помню, когда наша семья ещё в 2001-м году получала квартиру как многодетная, перед нами встал выбор.

Мы могли взять жильё с большим количеством комнат, практически по одной на каждого ребёнка, но выбрали другой вариант — с меньшим числом комнат, зато более просторных. У нас огромная гостиная, в которой мы можем собраться все вместе, а младшие дети делают там уроки. Между гостиной и кухней нет стены, и мама может одновременно с приготовлением ужина помогать кому-то из детей с уроками.

Потом, когда дети становятся старше, им, конечно, требуется уединение, но у нас есть для этого пространство, которое никому не принадлежит. Мы утеплили один из балконов, сделав там маленький зимний сад с креслом, на который можно уйти, закрыться и остаться одному, если есть такая потребность.

— В многодетной семье достаточно трудно уделять всем детям равное внимание. Насколько существенна проблема депривации?

— Да, бывает, что внимания на всех не хватает, и это имеет как положительную, так и отрицательную стороны. С одной стороны, ребёнок не чувствует себя центром вселенной, он ощущает свою принадлежность к семье как к некой общности, и в этом отношении есть множество положительных моментов. Ребёнок понимает, что требовать бесполезно, у него появляется терпение, смирение, умение решать проблемы самому.

Но, действительно, некоторые дети требуют больше внимания, да и вообще, в разные периоды жизни потребности у детей разные, поэтому многие семьи решают эту проблему по принципу слабого звена — понимании, что тот или иной ребёнок на данный момент нуждается в большей заботе и большем времени. Это нормально, если при этом занимаешься и с другими детьми.

Вообще, в больших многодетных семьях проблема ревности у детей практически не стоит, потому что все понимают, что дело не в любимчиках. Просто не нужно стараться распределить родительское внимание на всех одинаково, а уделять его каждому ребёнку индивидуально.

Я читал, что император Николай II каждый день по часу уделял одной из своих дочерей. Это очень важно — чтобы ребёнок понимал, что он не просто член коллектива, что у родителей есть отношение лично к нему, они понимают его индивидуальность.

Ситуация оказывается несколько искажённой, когда у одного из детей продолжительные и серьёзные проблемы, и родители вынуждены всё время уделять ему больше внимания.

— Не получается ли так, что младшие дети получают меньше родительского внимания, чем старшие, что может сказаться на их развитии и социализации?

— Наоборот, у родителей появляется больше возможностей уделять время младшим детям, потому что старшие и средние становятся уже достаточно большими.

Меньше всего внимания получают, на мой взгляд, средние дети в многодетных семьях. В моей собственной семье шестой и седьмой ребёнок появились сразу, когда моей старшей дочке было ещё только девять лет.

Она училась в начальной школе и ещё никакой реальной помощи оказывать не могла, а тут сразу появилась двойня. В итоге кого-то мы даже «упустили» в начальной школе… Потом пришлось прикладывать большие усилия, чтобы выправить ситуацию.

А вот когда старшие дети уже учатся в школе, посещают какие-то кружки, у родителей вновь появляется возможность заниматься младшими. И это, кстати, снимает излишнюю нагрузку со старших детей. Конечно, у родителей уже чувствуется определённая моральная усталость и изношенность, но зато есть и большой семейный опыт.

Конечно, если семью воспитывает мать-одиночка или вдова, это очень сложно. К тому же сейчас в начальной школе практически запрещена продлёнка. В первом классе ребёнка нужно забирать из школы где-то в половине 12-го. Кто это будет делать, если родитель или оба родителя работают? И у многодетных, и у однодетных семей свои проблемы, и государство должно создавать условия для того, чтобы можно было рожать и воспитывать детей.

— Но вправе ли сами многодетные семьи считать, что и государство, и другие люди обязаны им помогать?

— Вообще когда человек ставит себя в положение, что ему что-то должен, эта ситуация неправильна с точки зрения христианской нравственности. Христианин должен осознавать, что ему никто ничего не должен, а он должен всем.

Даже с практической точки зрения это гораздо полезнее, потому что когда человек чего-то хочет и не получает, он расстраивается, озлобляется, а получая то, что считает должным, особо не радуется. Когда же не ждёшь, но получаешь, то это даёт ощущение радости и благодарности.

Да, многодетность в наше время воспринимается как подвиг, но если ты решаешься на этот подвиг, то он только твой. Ты же не спрашивал других, согласны ли они, чтобы ты его совершал.

Одна моя знакомая семья, у которой много детей, просила на заседании некоммерческого дачного товарищества сделать им скидку на взносы на строительство дороги и каких-то построек.

Товарищество им отказало, и отец семейства сказал мне, что испытал после этого огромную радость, потому что, хоть ему и будет сложнее, у него не будет чувства, что он что-то должен всем остальным.

Само по себе дачное товарищество было неправо, тем более что для них это были не такие большие деньги. Ситуация иллюстрирует отношение общества к многодетности. Но, с другой стороны, формально они действительно ничего не были должны.

Поэтому мне хочется, чтобы многодетные, если им кто-то помогает, воспринимали это не как чью-то обязанность, а как подарок.

 

Не так давно я разговаривал с молодой православной семьёй. Их ребёнку полгода, они уже вымотались, а бабушка не хочет им помогать. У них огромные претензии к ней, но ведь они, перед тем, как рожать, не спрашивали её, готова ли она помогать им. Она ничего им не должна.

 

Беседовала Ксения Кириллова

 

Впервые опубликовано на «Правмире»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru