Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

Нужные ответы, но не на все вопросы


Много споров вызвал проект документа «О подготовке ко святому Причащению». Но ведь он и был опубликован был с той целью, чтобы вызвать дискуссию, а через нее выявить те «болевые точки», о которых необходимо соборное решение Церкви. Мнение протоиерея Максима Первозванского, главного редактора журнала «Наследник»:

- В настоящее время в Русской Православной Церкви существуют различные практики подготовки к Причастию в разных регионах, в разных храмах, а иногда даже у разных священников в пределах одного храма. Это связано с тем, что, возрождается частое причащение, и это порождает целый ряд вопросов, которые многие священники вынуждены решать на свое усмотрение.

В последние годы участилось количество выездов наших соотечественников в пределы других Православных Церквей, люди отправляются в паломнические поездки. Происходит массовое столкновение с иными практиками подготовки к причащению, которые тоже вызывают у наших прихожан и священнослужителей много вопросов.

В проекте этого документа поднято много важных вопросов, и на них даны нужные, конкретные ответы.

Есть и несколько моментов, на мой взгляд, которые остались не до конца рассмотренными. Например, крайне важный вопрос о говении при частом причащении: при еженедельном или даже более частом. В проекте документа фиксируется такая практика, как вполне правомочная. Отмечается, что есть прихожане, которые соблюдают все положенные однодневные и многодневные посты и причащаются еженедельно, а иногда даже чаще. Но как быть с вопросом о необходимости поста в еде, в частности, по субботам, если человек причащается каждое воскресение?

Получается еженедельный дополнительный постный день, что серьезным образом увеличивает продолжительность постного времени, которое и так составляет больше половины года. То есть пост по субботам в значительной степени накладывает на таких людей тяжкие бремена, которые, кстати говоря, являются необязательными для совершающих Божественную литургию священнослужителей. Этот момент не до конца прояснен в проекте документа, и мне кажется, что важно было бы дать на него конкретный ответ.

Сейчас этот вопрос священники решают на свое усмотрение: кто-то предписывает обязательно поститься в субботу; кто-то наоборот говорит, что поститься не нужно; кто-то считает, что нужен лишь постный ужин. Конечно, можно оставить этот вопрос на усмотрение духовников, но тогда можно об этом так и написать.

И второй вопрос, на который пока нет простых ответов и рекомендаций и который требует доработки — это вопрос об исповеди для людей, которые причащаются регулярно и часто.

Мне кажется, можно было бы отметить, что регулярная исповедь необходима в любом случае для каждого человека, но ее частота может быть оставлена на усмотрение духовника. При этом каждый раз приступать к Причастию необходимо с благословения священника. Особенно это касается детей старше семилетнего возраста. Когда происходит переход от детской жизни к «взрослой», отроческой — подростковой, проект документа предписывает и на них дополнительно к среде и пятнице накладывать однодневный пост, и это очень часто отвращает их от участия в евхаристической жизни.

Сейчас при различии практик подготовки к Причастию несколько иной уровень терпимости к разным практикам, чем был еще, допустим, 20 лет назад. Напрямую в ереси люди друг друга уже не обвиняют. Однако, отсутствие такого документа, позволяет священнику, придерживающемуся одной практики подготовки к Причастию (строго исповедь перед каждым редким Причастием) прямо заявлять, допустим, о неправоте духовной практики на другом приходе (скажем, воцерковленные прихожане исповедуются раз в месяц, а причащаются каждую неделю). Этот документ мог бы снять подобные вопросы и недоразумения.

Очень значим сам факт, что в нем затронуты вопросы частого причащения, поскольку до сих пор во многих приходах сохраняется практика очень редкого причащения. И этим документом практика частого причащения получает свое узаконивание. Но это, конечно, не предписание, не обязательство.

Мы имеем сейчас, условно говоря, две большие группы прихожан. Люди, принадлежащие к первой группе, причащаются редко и не постятся вовсе или соблюдают не все однодневные и многодневные посты. И им необходима существующая практика и говения, и поста перед каждым Причастием и исповедью. Ее, конечно, надо сохранить, ведь человек, причащающийся редко, не каждую неделю ходящий в храм, не соблюдающий среду и пятницу и все продолжительные посты, действительно должен к причастию серьезно готовиться.

А подготовка человека, который ведет регулярную евхаристическую жизнь, регулярно исповедуется, ходит в храм каждое воскресенье и даже чаще, соблюдает все посты, читает утренние и вечерние молитвы, на мой взгляд, может сводиться к чтению правила ко Святому Причащению.

Тех прихожан, которые ходят к нам в храм каждое воскресение, мы призываем причащаться не реже двух раз в месяц, в крайнем случае, — одного раза в месяц. Желающие могут причащаться и каждую неделю. Тех из них, кто соблюдает среду и пятницу, а также многодневные посты, я прошу либо не постится вовсе, либо готовить постный ужин в субботу. Те, у кого совесть требует постного дня перед Причастием, постятся ещё и в субботу.

Для тех, кто причащается каждую неделю и хочет исповедоваться каждую неделю, есть возможность исповедоваться перед каждым Причастием. Для тех, кто причащается каждую неделю, в дни больших праздников и, особенно, на Страстной или на Светлой неделе, не требуется обязательная исповедь перед Причастием. Но хотя бы раз в две, в три недели я прошу этих людей, чтобы они обязательно исповедовались — если я знаю их жизнь и то, в каком духовном состоянии они находятся.

Что касается молитвенного правила, то я прошу, чтобы человек в обязательном порядке прочитал «Последование перед причащением», ну и остальные каноны — по возможности.

Всего на приходе трое священников. В простые воскресные дни у нас около сотни причастников, а Великим постом бывает и до пятисот.

 

Источник: Правмир

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru