Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

Надо ли изучать культуру мигрантов?


Ухудшение межнациональной обстановки в нашей стране, все усугубляющееся постоянным притоком мигрантов из бывших азиатских республик СССР, давно сделалось очевидным для всех. Даже власти, долгое время не обращавшие внимания на тревожные звонки вроде событий в Кондопоге, были вынуждены признать, что проблема существует и при этом не сводится к якобы беспричинной ксенофобии коренного населения.

Чтобы ограничить приток неквалифицированных работников, решено усложнить экзамен для мигрантов. Вместо теста по русскому языку им придется сдавать упрощенный аналог школьного ЕГЭ по истории, праву и российской культуре. Предполагается, что новые правила должны вступить в силу не позднее 1 января 2015 года. Сдавшим экзамен иностранцам будут выдавать специальный сертификат, действительный в течение пяти лет.

По закону тестирование обязаны проходить три категории приезжих: претендующие на гражданство, осуществляющие трудовую деятельность и тестирующиеся по норме РКИ.

Проректор РУДН по дополнительному образованию Анжела Должикова называет разрабатываемый тест «экзаменом на знание российской жизни». Подобный экзамен, по ее словам, есть в Англии.

Эксперты, однако, полагают, что усложнение тестов приведет исключительно к увеличению заработков контор, торгующих справками и разрешениями. Как сообщает газета «Известия», сейчас бумагу о прохождении теста по русскому можно приобрести за 2,5–6 тыс. рублей.

Но не только мигрантов будут готовить к жизни в России: граждан нашей страны тоже намерены с детского сада приучать к будущему соседству с мигрантами. Общественная палата Москвы предлагает разработать программу по межнациональным вопросам для детских садов и школ.

«За рубежом распространены книжки для детей, где наглядно показано, как различаются традиции разных народов, — говорит замруководителя комиссии по делам национальностей, миграционной политике и религии ОПМ Мария Котовская. — Один по утрам ест кашу, а другой — что-то еще. Это нарисовано на картинках. Нужно, чтобы такие книжки были и в наших детских садах. И в садах, и в школах можно было бы проводить праздники, на которых дети-мигранты и их родители рассказывали бы о своей культуре и угощали бы всех национальными блюдами».

Мария Котовская также полагает, что следует пересмотреть структуру учебников по истории: «Истории стран, откуда приезжают мигранты, — Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана — уделено всего несколько строчек. Школьникам стоит подробнее рассказать о культуре соседей».

Беда, однако, в том, что неприязнь к приезжим вызывается вовсе не тем, что они иначе завтракают или не так одеваются: беда в том, что они приносят с собой и агрессивно навязывают свою культуру человеческих взаимоотношений. Рассказами о национальных обычаях, блюдах и костюмах тут делу не поможешь. Это отчасти признает и М. Котовская: «Самим мигрантам тоже нужно объяснять правила поведения в российском обществе. Например, мальчикам из мусульманских стран стоило бы объяснить, что нужно уважительно относиться к женщинам, в том числе к учительнице».

Решать эту проблему, похоже, не готовы обе стороны: соблюдать и уважать местные традиции приезжие не желают, а научить или принудить их пока не получается. Именно поэтому среди коренного населения растет раздражение, переходящее в ненависть, в бунты, в недовольство властью, которая не решает этих проблем.

«Есть ли решение у этой проблемы? Насколько эффективными вам кажутся предложенные меры – усложнение экзаменов и изучение разнообразия культур в детских садах и школах? Имеет ли Россия право настаивать на соблюдении своих традиций или же приезжие вправе сохранять свой уклад?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Теоретически это очень правильные шаги, потому что идеи, которые положены в их основу, здравые с точки зрения нормальных людей. Но мы понимаем, и это правильно указано экспертами: любое дополнительное разрешение - это коррупциоемкая штука в наших условиях. Все будет продаваться, обязательно возникнут люди, которые на этом начнут зарабатывать.

Мы же понимаем: основная проблема в нелегальной миграции, которая значительно превышает легальную. А эти предложения усложнят именно легальную миграцию. Приезжим будет проще оставаться нелегалами, чем проходить эти сложные легализующие процедуры.

А вот местному населению, думаю, не нужны обязательные уроки в школах и детсадах. Нам предлагают знакомиться с культурой приезжих, когда мы своей-то толком не знаем. Надо сделать упор на родную культуру, потому что понять другого человека, не понимая культуры своего народа, невозможно. Может быть, в рамках предмета об основах нашей культуры стоит делать уроки, которые были бы посвящены иным народам и обычаям. Или проводить классные часы в школах, где много приезжих и они представляют проблему для местных.

 

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

 

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2486676/

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru