православный молодежный журнал |
Путешествуем вместеЗаметки о Елабуге…Когда Николай Алешков, предложивший мне выступить в рамках литературно-музыкального проекта «От сердца к сердцу» в Набережных Челнах, сказал по телефону: «Диана, вам надо обязательно познакомиться с Елабугой!», у меня защемило сердце. Чёрная слава елабужской цветаевской смерти дала себя знать. «А что, уже пора?» — невесело пошутила я, но главный редактор альманаха «Аргамак-Татарстан» очень серьёзно повторил: «Надо, не пожалеете!». «Как Цветаева не пожалела?» — чуть не съязвила я, но вовремя остановилась. И вот теперь, уже после знакомства с Елабугой, хочу покаяться — и перед Николаем Петровичем, и перед замечательным городом. Личное знакомство с Елабугой перевернуло моё к ней давнее настороженное отношение. А ведь куда как чаще бывает с точностью до наоборот, согласитесь? Недавно одна моя знакомая, влюблённая с юности в Париж, побывала там и вернулась… полностью разочарованная — и Парижем, и парижанами. А вот я поехала в Елабугу настороженная, а вернулась влюблённая! Елабуга — настоящая красавица, ставшая таковой благодаря многовековым стараниям лучших русских и итальянских архитекторов… Улицы города помнят шаги не только великого русского пейзажиста Шишкина, но и его не менее известного в Елабуге отца, трудами и на его средства которого появился в городе первый водопровод. Даже в «столичной» Казани такого не было: по деревянным трубам из долблёных лиственниц на расстояние в два километра бежала чистая родниковая вода. Между прочим, этот исторический водопровод работает и по сей день. Нельзя не упомянуть и о том, что один из предков Шишкиных, священник Зотик, живший в 16 веке, принял от Ивана Грозного дарёную икону Трёх Святителей, а другой отлил колокол для Спасского собора (увы, не сохранившийся). Ну и конечно, на весь мир прославил фамилию Шишкиных и восхитительную природу волжского края его сын Иван Иванович, великий пейзажист. Другой исторической достопримечательностью Елабуги является Чёртово городище. Бытует такая легенда. Сватался к поповской дочери чёрт. Поп не собирался выдавать дочь за него и пошел на хитрость: «Ты, мне, чёрт, за одну ночь церкву белокаменную построй, вот тогда я за тебя дочь и выдам». Чёрт так обрадовался, с таким усердием принялся за работу, что даже перестарался: заложил стены метра в полтора толщиной, но не сумел рассчитать силы и время — пропели петухи, чёрт сгинул, а недостроенная церковь, без купола и креста, разрушилась на рассвете и превратилась в груду камней. С тех пор и стали звать это место Чёртовым городищем. Хотя есть у него и другое, более благозвучное название — Елабужское городище. В окрестностях до сих пор находят каменные «чёртовы пальцы», похожие на наконечники для стрел. В старину ими лечили раны: построгают «палец», присыплют крошками ранку, и она быстро затягивается. Ещё говорят, что жили когда-то на том месте, где стоит знаменитая башня, жрецы-прорицатели. Умели они и грядущее видеть, и отводить суда от камских подводных камней-быков. Отсюда будто и название города пошло: Ала-буга. Бык по-булгарски — «буга» (бугай — по-южнотатарски). Но и по-русски ведь диких быков называли «бугаями». И паслись они на «буге» — старинное русское название низменного берега, покрытого мелким кустарником… А некоторые считают, что название городу подарили речки, текущие по оврагам в самом городе — Ала и Буга. Местное же татарское население связывает название с небольшим озерком за Тоймой — Окунево (по-татарски «алабуга» — окунь). Такая вот загадочная Елабуга! Эти места помнят воинов персидского царя Дария, Александра Македонского, Тамерлана… В 1552 году, после взятия Казани Иван Грозный прислал в дар «пригородку на Елабуге» икону Трёх Святителей, благодаря чему село, расположенное вблизи городища, стало называться Трехсвятским… Мимо Троицкого монастыря проплывали струги Ермака. Хлебом и солью встретили покорителей Сибири монахи. Летом 1774 года здесь появились пугачёвцы. Говорят, Емельян Пугачев на подступах к крепости вынес непокорной Елабуге жестокий приговор. Но вдруг заболел, а потом и того пуще — ослеп от иконы, которую вместе с хлебом-солью понесли ему навстречу именитые горожане. Помолившись, правда, Емельян Пугачёв прозрел. Однако почёл за благо не обижать Елабугу и елабужцев… В 1781 году «жалованная грамота» государыни подарила городу герб. В верхней его части — изображение герба Вятского наместничества, к которому относилась Елабуга («В золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелой, а над ней в верхней части щита крест красный»). В нижней — собственно эмблема Елабуги («На серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц»). По елабужским улочкам в разные годы ходили художники братья Верещагины, писатели Владимир Короленко, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой, ученые Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев... Здесь же проживала знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова. Она носила гусарский мундир и любила верховые прогулки. Очень скоро стало известно, что это та самая героическая женщина, которая, переодевшись в мужское платье, сражалась за Отечество с французами, была ординарцем любимого в народе полководца Кутузова и получила орден Святого Георгия за воинскую доблесть и отвагу из рук самого Государя. В Елабуге Надежда Дурова (она же «поручик Александров») написала «Записки кавалерист-девицы», высоко оцененные самим Пушкиным, с которым она состояла в переписке. Надежда Андреевна прожила в городе до самой смерти в 83 года… Наконец, Елабуга связана с именем ещё одной выдающейся женщины России. Именно здесь 19–20 августа 1941 года открылась последняя трагическая страница в жизни великой русской поэтессы Марины Цветаевой, эвакуированной в Елабугу. В доме № 20 по улице Жданова (теперь этой улице возвращено историческое название Малой Покровской) после 12 дней пребывания в Елабуге Марина Ивановна покончила с собой. Здесь, на городском кладбище, она и была похоронена. В 1970 году усилиями Союза писателей Татарии был открыт памятник Цветаевой. Также в Елабуге работают Дом памяти Цветаевой, Литературный музей Цветаевой и Библиотека Серебряного века, негласно осенённая именем поэтессы. А площадь, на которой недавно был установлен в полуротонде красивый бронзовый памятник Марине Ивановне, елабужская молодёжь называет «цветаевкой»; это излюбленное место свиданий… Стихи Цветаевой живут, молодые елабужане и гости города собираются вкруг «цветаевского костра», чтобы почтить память поэтессы, жизнь продолжается…
Диана КАН Впервые опубликовано в журнале «Парус» ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |