Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Путешествуем вместе

Как погибла великая империя...


Историки полагают, что одной из основных причин поражения инков было то, что перед началом вероломной экспедиции конквистадоров империя, жив­шая до того сто сорок лет в мире, была раздроблена и ослаблена борьбой за наследование трона между старшими сыновьями Верховного Инки Уайна Капака, умершего в 1527 году от чёрной оспы, занесённой, кстати, европейцами. В результате гражданской войны в решающем бою в 1530 году победил, пра­вильнее будет сказать, совершил государственный переворот Атауальпа. Этот трёхлетний кровавый конфликт сильно ослабил империю и разделил правящий клан на два враждебных лагеря.

Когда в 1532 году на тихоокеанское побережье высадился отряд хорошо вооружённых испанцев под предводительством Франциско Писарро, уже не раз, начиная с 1525 года, бывавшего здесь с командами меньшей численно­стью для сбора разведданных, страна ещё не оправилась от междоусобицы и опустошительных эпидемий чёрной оспы и кори. Так что испанцы выбрали для завоевания весьма подходящий момент.

Что немаловажно, с ними в этот раз была и группа заранее подготовлен­ных переводчиков. Понимая, что империю инков в лоб не возьмёшь, Писарро стал действовать по проверенному принципу “разделяй и властвуй”. К тому времени он уже имел своих людей при дворах обоих инкских вождей. Они уме­лыми наветами поддерживали вражду между братьями. Тактика интриг была весьма продуктивна, поскольку прямодушные индейцы прежде не знали обма­на, и если человек говорил: “Я твой друг”, то это не подвергалось сомнению.

“Благородного идальго” на этом пути не смутили ни доверчивая искрен­ность и душевная чистота, ни беспрецедентное гостеприимство “дикарей”. В подтверждение тому приведу отрывок из письма одного из конквистадоров к матери: “...Туземцы не отказывают нам ни в чём. Чего у них ни попроси, они охотно с каждым делятся и относятся к нам так любезно, что, кажется, го­товы отдать свои сердца”.

Одновременно Писарро умело склонял на свою сторону вождей подвласт­ных инкам племён. Он внушал им, что испанцы пришли сюда “как их друзья и союзники”, и сулил поддержку в борьбе за самостоятельность. Гарантиро­вал, что в случае успеха именно их назначит независимыми правителями.

Тем инкам, которые были возмущены незаконным захватом трона Атауальпой, испанцы обещали предать самозванца суду. Самому же Атауальпе они клялись в дружбе и говорили, что он самый мудрый и самый достойный, что для упрочнения его власти им необходимо объединиться и устранить стар­шего брата.

Расположив, таким образом, к себе действующего правителя, Писсаро пригласил его в город Кахамарка для дружеской беседы и обсуждения плана дальнейших действий за совместной трапезой.

Оставив своё 30-тысячное войско на подступах к городу, Атауальпа во­шёл в него в сопровождении пятитысячной свиты, не взявшей с собой, ввиду миролюбивости встречи, оружия. Когда вся процессия оказалась на площа­ди, со всех примыкающих к ней улиц на индейцев ринулись всадники, а из окон открыли огонь из мушкетов стрелки.

Инки были настолько ошеломлены подобным коварством, что даже не за­щищались. Да и что могли противопоставить безоружные люди в одеждах из шерсти и кожи мечам и изрыгающим смерть ружьям испанцев, закованных к тому же в непробиваемые латы. Кровавое побоище длилось более часа. Сви­ту Верховного Инки изрубили, перестреляли, а самого Атауальпа пленили. Из испанцев, естественно, никто не пострадал. Так европейцы до смешного малыми силами добились первой победы.

Стремясь вернуть себе свободу, Атауальпа, вместо того чтобы отдать приказ оставшимся за крепостными стенами воинам идти в наступление и ра­зорвать на куски две сотни подлых обманщиков и несколько сотен вассалов, малодушно распорядился в качестве выкупа заполнить золотом комнату, в ко­торой его держали.

Исполняя приказ Верховного Инки, во все уголки империи помчались гон­цы-скороходы. Каждый нёс “письмо”, состоящее из длинных, разного цвета шнурков, завязанных в сложные узелки и сплетения. Это были кипу — условные знаки для посвящённых: они указывали, куда и сколько доставить золота. (Со­хранились кипу, в которых узелков было около двух тысяч — целые повести!)

Получив невиданный в истории человечества выкуп, “благородный идаль­го” — Франциско Писарро распорядился задушить пленника с помощью спе­циального железного ошейника — гарроты, а тело, чтобы жрецы не воскреси­ли, расчленить и сжечь.

Так, пользуясь неискушённостью инков в хитросплетениях двойной дип­ломатии, империю лишили Верховного правителя. Затем умело перессорили между собой военачальников и вождей индейских племен. В итоге мощное го­сударство, являвшееся, по запоздалому признанию самих колонизаторов, одной из самых справедливо и разумно устроенных “коммунистических” им­перий, прекратило своё существование...

С последними годами существования империи инков связано много ле­генд и загадок. Одна из них гласит, будто император Атауальпа, когда понял, что его обманули, желая хоть как-то досадить испанцам, тайком передал вер­ным людям ещё одно кипу: письмо, состоящее из тринадцати разных узел­ков. Через месяц из Куско на север ушёл тяжело груженный отряд воинов.

Куда он отправился, точно не известно. Учёные предполагают, что, скорее всего, к огнедышащим вулканам Эквадора, каждодневно выбрасывающим из своих раскалённых жерл дымящиеся бомбы и облака удушливых газов. Этот неприютный, покрытый непроходимыми лесами край лучше всего подходил для спасения ритуальных и золотых сокровищ от алчных и ненасытных испан­цев. Не случайно среди жителей тех мест до сих пор живы легенды о сказоч­ном Эльдорадо и Городе Цезарей, который, благодаря удивительным способ­ностям жрецов, скрыт “энергетической завесой” и недоступен взорам чужаков. Это, конечно, мифы, но иногда как раз они со временем становились реаль­ностью, а то, что не подвергалось сомнению, оказывалось вымыслом.

Предположение, что загадочный Эльдорадо существует, подтвердили и найденные в глухом каньоне Центральных Кордильер в конце XX века пять зо­лотых статуй высотой в человеческий рост. Они были такими тяжёлыми, что для их погрузки пришлось прибегнуть к помощи лебёдки. По всей видимости, индейцы бросили их, спасаясь от погони.

Старинные хроники и записки испанских конквистадоров, дошедшие до наших дней, свидетельствуют и о существовании подземного города, состоя­щего из лабиринта галерей, потайных храмов. В них якобы укрыты золото и священные реликвии. Но карта с его местонахождением находится у посвя­щённых, живущих, как простолюдины. И то у каждого только часть от неё.

В одном из донесений испанцев говорится о том, что незадолго до того, как конквистадоры вошли в Куско, из Храма Солнца бесследно исчезли му­мифицированные тела тринадцати инкских императоров. Они были в одежде, с нашитыми на неё золотыми пластинами с выгравированными сценами из их жизни. Вокруг лежали украшения из драгоценных камней. Пропал и золотой трон Инков, установленный на массивной плите, отлитой тоже из золота.

Через 26 лет после захвата Куско один из предводителей конкистадоров Поло Ондегардо по подсказке столичного торговца, подкупленного щедрыми подарками, заполучил три из этих тринадцати мумий. Сняв вожделенные зо­лотые пластины, он приказал солдатам изрубить мумии на мелкие куски. Ин­ки, узнав о таком святотатстве, убили предателя.

Остальные десять мумий до сих пор не найдены. Возможно, они, как и золотой трон Империи, так и лежат в тайных катакомбах под городом Куско или крепостью Саксайуаман. Пока все попытки кладоискателей подступиться к ним завершались неудачей либо трагедией.

...В древнем Перу столкнулись не только разного технического уровня и оснащения армии, но и абсолютно разные мировоззрения. У европейцев ус­троить козни, оттолкнуть локтями ближнего, разбогатеть любой ценой счита­лось естественным и не зазорным. Для индейцев же обман, страсть к нажи­ве, жадность, тем более накопительство, считалось презреннейшим из всех состояний, до которых может пасть человек. У них, к примеру, было постыд­но иметь в доме еду, если её не было у соседа.

Согласно действовавшей в стране морали индейцы с молоком матери впи­тывали убеждение, что щедрость — это главная добродетель человека. С детст­ва их учили испытывать радость, отдавая нуждающемуся самую любимую вещь.

Один из испанских хронистов записал в конце отчёта о завоеванной стране: “По правде говоря, мало народов в мире имели лучшее правление, чем инки”.

...После казни Атауальпо расчётливые испанцы в 1532 году посадили на трон очередного законного наследника — Тупака Уальпу, а когда он умер (от отравления) в 1535 году, четвёртого брата — Манко Инка Юпаки (тот был убит испанцами за неподчинение в 1544 году). Сажая каждый раз на трон законно­го наследника, завоеватели как бы говорили индейцам: “Смотрите! Мы ваши друзья. Мы признаём законы вашей империи!” Население успокаивалось и на время прекращало выступления. Это давало колонизаторам возможность обу­страиваться и, постепенно запуская свои щупальца во власть и экономику, без тотальной войны устанавливать своё господство.

Последнее восстание индейцев было подавлено в 1572 году. Тогда же обез­главили последнего законного правителя империи — императора Тупак Амару, племянника Атауальпа.

 

Продолжение

Из очерка Камиля Зиганшина «Через Огненный пояс»

Источник: журнал «Наш современник»

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru