православный молодежный журнал |
Путешествуем вместеБратья и сёстры- Откуда, брат? - Из Москвы. - А в Москве из какого города? Обычный разговор в Узбекистане
Не знаю, осталось ли где-нибудь в мире такое душевное, тёплое обращение друг к другу, какое бытует в Узбекистане? Там обращаются к незнакомому “брат”, к незнакомке — “сестра”, и уже за одно это можно полюбить народ, напоминающий нам, кто мы, люди, есть, несмотря на различия рас и религий. Да, мы братья и сёстры, мы дети Отца, и мы все образуем единую, хоть и живущую в нескончаемых спорах и ссорах, семью. Правда, первым приветствием и обращением, что услышал я в Азии, было: “Товарищи!” Только-только светало, за вагонным окном бесконечно тянулись печальные степи казахов, из тамбура веяло стужей, в вагоне все ещё спали, но бодрый толстяк в тюбетейке уже катил по проходу тележку и голосил: “Товарищи! Кому— беляши, пиво, водка?!” Спросонья всем, видно, казалось, что это мираж: кто в здравом уме будет в половине седьмого утра торговать беляшами и водкой? Но настроение утренний этот разносчик оставил хорошее, бодрое; тем более что обращенья “товарищи” я не слышал уже лет двадцать пять — и словно сразу на этот же срок помолодел. В Узбекистане никак не привыкну, что мне все здесь рады: не только таксисты или повара в чайханах, для которых я — вероятный источник дохода, но и просто прохожие люди. Обратишься к любому, о чём-нибудь спросишь, и тебе не просто ответят, но и отведут, куда тебе нужно, и пригласят в дом на чай, и вообще постараются, чтобы тебе стало лучше, чем было доселе. Вот этот живой, непосредственный импульс помочь настолько для нас непривычен, что я как-то раз оплошал. Я предложил деньги Равилю — тому, кто, закрыв свою чайхану и переодевшись, повёл меня на местный базар, чтобы лично передать в руки самых честных менял, сам убедился, что доллары мне поменяли по верному курсу, и потратил на все эти хлопоты около часа. Но когда я спросил, не должен ли я что-нибудь за его услуги, Равиль возмутился: — Да ты что, брат? У нас помощь не продают... Если бы не всеобщее это радушие и гостеприимство, разве б я оказался на узбекской свадьбе? Пригласили меня неожиданно. Ехали по серпантину горного перевала, таксист гнал, как бешеный, и я не выдержал: — Брат, куда гонишь? К Аллаху торопишься? — Зачем к Аллаху? — удивился водитель. — Я на свадьбу спешу! — А-а... — понимающе кивнул я. — И много гостей бывает на ваших свадьбах? — Поедем — посмотришь! — захохотал Кахор (так звали таксиста), обгоняя на повороте тележку с невозмутимо шагающим осликом так, что зеркалом чуть не оторвал тому ухо. Я, признаться, не принял всерьёз этого приглашения, но когда, расплатившись, уже в Самарканде выходил из машины, Кахор придержал меня: — Ты куда, брат? Мы же едем на свадьбу! Оказалось, его самого пригласил одноклассник Шариф, а того — однокурсник по ташкентскому институту, который в тот день как раз женил сына. При такой широте приглашающих жестов неудивительно, что на узбекскую свадьбу собирается, в среднем, до тысячи гостей, а на хорошую свадьбу — и до двух тысяч. Само торжество проходило в какой-то промзоне, в огромном ангаре. Действительно, какой ресторан вместит разом тысячу посетителей? Этот ангар весь гудел, шевелился, кричал, танцевал. Интересно, что женщин почти не было, если не считать танцовщиц в серебрящихся платьях, извивавшихся между столами, да невесты, сидевшей рядом с женихом на возвышении, напоминающем сцену. Было шумно и душно, оркестр жарил узбекскую затейливо-однообразную музыку, гости то выскакивали на середину зала и пускались в пляс, то возвращались к столам, чтоб подкрепить себя пловом, шурпой, колбасой и лепёшками. Еды было много, выпивки — тоже: водка “Русский лес” лилась рекой. Ощущение всенародного праздника было всеобщим и неподдельным. Народ ликовал оттого, что, коль скоро играется свадьба, он, народ, продолжается! Живым и естественным здесь было чувство, что свадьба — это не столько праздник двоих, сколько именно торжество всего рода и даже народа. И недаром, когда молодая родит мужу сына, будет сыграна ещё одна свадьба, и продолжится общее ликование по поводу неиссякающей жизненной силы узбеков. Вообще, культ семьи — едва ли не главное в Азии. Легко можно представить себе азиата, более чем прохладно относящегося к своему президенту и даже к Аллаху, но человека, не ставящего интересов семьи выше всех прочих ценностей в мире, в Азии, кажется, не существует. Поэтому там почти нет разводов, нет брошенных детей и забытых стариков — потому что нельзя в жертву личному, эгоистическому интересу приносить жизнь близких людей. И вообще личность, по азиатским понятиям, не может быть важнее семьи и, тем более, рода. Это существенное различие между Востоком и Западом — миром, где главным является род и семья, и миром, где главной является всё-таки личность. Но чтоб не впадать в однобокое умиление нравами и традициями Узбекистана, вспомню один эпизод той самой свадьбы, на которой я так неожиданно оказался. Свадьба гудела, плясала и пела, но “Русский лес” своё дело делал, и пьяных становилось всё больше. Многих из тех, кто уже не стоял на ногах, заботливо уводили под руки сыновья и племянники; но один ослабевший от выпитого мужичок лет сорока, шатаясь и улыбаясь бессмысленной добродушной улыбкой, неприкаянно слонялся между гостями. Он никому ничего плохого не делал, ни малейшей агрессии не проявлял — было видно, что человек он добрый, но просто не знающий меры в питье. Вдруг к нему подошёл осанистый, важный узбек: и живот, и двойной подбородок выдавали в нём начальника средней руки. Он что-то резко сказал захмелевшему, еле стоящему на ногах мужичонке и вдруг, ни с того ни с сего, стал жестоко его избивать! Он бил резко, с ухваткой боксера или бывшего уголовника, — а возможно, и того, и другого, — и когда мужичонка, как куль, рухнул на пол, мордастый, налившийся кровью его истязатель ещё несколько раз пнул его ногой в пах. Я не верил глазам: как такое возможно, да ещё на виду сотен людей?! Но моего изумления, похоже, никто здесь не разделял. Все как-то вскользь пробегали глазами мерзкую эту картину — пьяный, скуля, копошился в пыли, а мордастый мужик вытирал платком руки и жирный, вспотевший затылок — и продолжали галдеть о своём, пить “Русский лес” и зачёрпывать ложками плов. Лишь Кахор, заметив моё изумление, пояснил: — Не обращай внимания, брат. Это дядя учит племянника: нехорошо напиваться на людях... О том, хорошо ли избивать человека ни за что, ни про что, да ещё у всех на виду, я, понятно, не спрашивал: Восток — дело тонкое... Но всего поразительней было то, что избитый племянник сам был, похоже, не против того, чтоб его так жестоко учили: по окровавленному лицу блуждала хмельная улыбка. Ну, как же: ведь род не бросил его, не забыл, не оставил слоняться хмельным, неприкаянным и одиноким; нет, жестоким дядиным кулаком род как бы вернул загулявшего пьяницу в строй, вбил его в свои ряды и приказал: “Будешь с нами! Ты нужен нам, мы тебе; а пока мы друг другу нужны — у нас есть право тебя и учить, и наказывать...” Культ семьи в Азии расширяется до почитания и уважения не только родных, но соседей, друзей, даже просто знакомых. Человек, которого знаешь, сразу решительно выделяется из числа всех прочих людей, становится как бы частью твоей собственной жизни. Так, махалля — квартал азиатского города — становится как бы большой семьёй, все члены которой не только знают друг друга, но принимают участие в жизни соседей, помогают, чем могут, и никогда не оставят без внимания и без заботы того, кто нуждается в помощи. Кто сомневается в доброте и радушии городской азиатской общины, пусть вспомнит то, как Ташкент в годы последней великой войны приютил миллионы беженцев из России, как он выкормил их, обогрел, вспомнит то, как узбекский народ поддержал русских братьев и русских сестёр в самое страшное время. Вообще, люди Азии кажутся много добрее, отзывчивей, чем люди Центральной России: сравнивать нас с азиатами больно и грустно. Утешает лишь то, что узбеки по-прежнему любят нас и уважают, чтят русских как старших и умных, как образованных, щедрых и справедливых, то есть видят в нас то, что мы сами, похоже, уже неспособны увидеть в себе. Конечно, всему есть причины и объяснения. Несомненно, одной из причин, по которой простые люди в Азии так радушны и гостеприимны, так открыты к общению и готовы помочь, является пресс диктатур и традиций, гнёт жёстких норм шариата, привычка склоняться пред сильным и чтить представителей власти, уверенность в том, что человек — не хозяин, а только игрушка судьбы, и что всё давно предрешено, в том числе и тот тяжкий груз подавляющих личность условий, которые как бы отсекают от человека его социальную “вертикаль”, но зато “расширяют” его по “горизонтали”. Там, где человек ощущает собственную никчёмность, где он обречён прожить жизнь в тех же самых условиях, в которых родился, и где он заранее с этим согласен, там силы души и энергия жизни обращаются на то, что тебя окружает: на семью и соседей, на дом, на твою ма- халлю, где жили твои дед и отец и будут жить твои дети и внуки. Мой знакомый Закир, известный бухарский кузнец-оружейник, больше года прожил в Америке: он продавал там — и, кстати, довольно успешно — свои клинки. Так вот, он говорил: “Нет, брат Андрей, я б в Америке никогда не остался. Там же никакой личной жизни: только работа, карьера и деньги. В воскресенье выспался, и опять: работа — карьера — деньги. А жить-то когда?” В Узбекистане всё наоборот: нет ни работы, ни денег, ни возможности делать карьеру, и остаётся одна только частная жизнь. Можно сказать так: если классическая американская модель жизни оставляет человеку одну социальную “вертикаль”, то есть предлагает ему, забывая себя самого, бесконечно карабкаться по социально-финансовой лестнице, то на Востоке такая “вертикаль” почти уничтожена, и человеку остается лишь расширяться “по горизонтали” — вести скромную частную жизнь, существовать “здесь и теперь”, сознавая, что жизни иной у него уж не будет... ...Вот так ездишь-ездишь по белому свету, наблюдаешь жизнь разных людей и народов, и всё прочнее убеждение в том, что плохих народов не существует. Народы суть Божьи мысли — и как же они могут быть плохи? Другое дело, что в каждом народе есть нехорошие люди, но они неизбежны, как и сам человеческий грех. Эту мысль можно развить. Как не существует плохих народов, так же точно нет и плохих людей. Как может быть плох человек, Божий сын, созданный по Его образу и подобию? Есть лишь отдельные плохие поступки (то есть грехи) хорошего, по изначальному замыслу, человека. Согласитесь: если бы мы уяснили себе эту мысль не одним лишь умом, но всем сердцем, насколько бы стала теплее, душевнее наша холодная жизнь...
Из очерка «Прикосновение к Азии». Автор - Андрей Убогий Впервые опубликовано в журнале «Наш современник» ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |