Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Путешествуем вместе

За час до Божича


Традиции Рождественского Сочельника в Сербии

 

Рождественский Сочельник, отмечаемый 6 января, в Сербии называется Бадньи Дан (Badnji dan), или Бадняк (Badnjak). Любопытные рождественские традиции сохранились с давних времён в братской нам право-славной Сербии, особенно в сельской местности.

В этот день до восхода солнца поселянин-глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес «за бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросёнка - «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торт и другие блюда.

Бадняк - это полено срубленного молодого дуба, которое во время рождественских праздников есть в доме каждого серба. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение трёх праздничных дней.

Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого - покровителя семьи) и завтрашний праздник, приветствует бадняк, а затем тремя ударами срубает дерево. Первый удар по традиции наносится с востока, последний - обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина. Отлетевшие от дерева щепки называются «ивер», одну такую щепу по обыкновению приносят хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать ещё в воздухе. Его ставят потом либо между корытами домашнего скота, либо между ульями, либо кладут в воду и хранят весь год. Принесённый из леса бадняк до вечера оставляют прислонённым к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжёг его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос.

В течение всего этого дня - Рождественского Сочельника - дом празднично украшается. Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. Сначала бадняк - символ креста Господня - благоговейно целуют, потом намазывают мёдом и приступают к сжиганию. Веточки бадняка оставляют до старого Нового года.

В сербских сёлах обычай самостоятельно срубать бадняк соблюдается до сих пор, а горожане покупают его. Конечно, это не целое дерево, а особый веник из веточек дуба (обязательно с листьями!), плюс солома и мешочек с пшеницей. Сербы в городах приносят бадняк домой и ставят или к иконам, или к ёлке. А сжигают его обычно после старого Нового Года за городом.

В ночь на Сочельник - Баднье Вече, в церкви обязательно уже стоит дерево дуба, а после службы его выносят на улицу и сжигают перед церковью. Веточки церковного бадняка прихожане стараются обломить и взять себе домой. После службы в 22 или 23 часа, когда священник творит молитву, а бадняк горит, многих охватывает чувство восторга и освобождения: как будто все беды и проблемы сгорают вместе с деревом, улетая прочь с дымом бадняка... Через час начинается служба Рождества Христова, или Божича! (по-сербски Рождество - Божич).

Сочельник - заключительный день Рождественского Поста. Издревле христианам в этот день в пищу можно принимать лишь сочиво - размоченные зёрна пшеницы с мёдом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский Сочельник до вечерней звезды, то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего больше не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, начинают праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - ужин в Сочельник. В древности сербы в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали бело-снежной скатертью и расставляли на нём двенадцать блюд - по числу апостолов, причём все блюда - постные; а с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить и мясные блюда.

 

По материалам «Вестника Антониевского храма»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru