Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Путешествуем вместе

Женщины - главное чудо Индии


 

Теперь — женщины. О праздничной яркости их одежд уже сказано — но нельзя не сказать и о яркости лиц. Мало того, что женские лица здесь, в Ин­дии, и сами собой словно светятся — белки глаз ярки, взгляды радостны, зубы жемчужны — так эти лица ещё и украшены, словно витрины. По темени, между аспидно-чёрных волос горит ярко-карминный пробор, во лбу светится алое пят­нышко, в левой ноздре — золотое кольцо, по смуглым щекам бьют, звеня и сверкая, тяжёлые гроздья серёг, а шея отчёркнута яркой радугой бус — так, что лицо индусской красавицы представляется даже не столько твореньем приро­ды, сколько сложным и несколько вычурным произведеньем искусства.

Не забыто и тело. Браслеты звенят и сверкают повсюду, где только воз­можно: и на обеих руках, от локтей до запястий, и на смуглых лодыжках. Жен­щинам Индии, кажется, жаль, что у них только по две руки и ноги; будь ко­нечностей больше, нашлись бы места для иных украшений. Недаром своим божествам индусы так щедро раздали по несколько пар лишних рук; а что есть образ бога — как не мечта человека о самом же себе?

А кольца? Мало того, что ими унизаны чуть ли не все пальцы рук — так ещё и на длинных, не сдавленных обувью пальцах женской ноги непременно уви­дишь кольца, обычно серебряные: их матовый блеск хорошо сочетается с красным, лаковым цветом ногтей.

Но всего поразительней то, что в таком вот торжественном сари, похо­жем скорей на парадную тогу богини, чем на бытовую одежду, во всём этом блеске браслетов и ожерелий, черепаховых гребней и звонких серёг, мерца­нии поясов и колец, во всей этой яркой раскраске ногтей, рук и щёк — инду­сские женщины месят навоз или доят коров, рыхлят землю мотыгой или но­сят на голове неохватных размеров корзины с бельём, кизяком, овощами. То есть в самом нарядном и праздничном виде индуски нередко работают са­мую грязную и непростую работу. Как это возможно — и как вообще можно двигаться, замотавшись в пятиметровое сари? — есть одна из загадок таин­ственной этой страны.

Женщину в Индии называют “склад украшений”, имея в виду, что, за не­имением сейфов для хранения ценностей всё, чем богата семья — серебро, золото, драгоценные камни — надевают на женщину. Но, скорее, тогда уж не склад, а ходячая ювелирная выставка; только выставка эта способна ещё за­разительно-звонко смеяться и петь, танцевать — да и просто сводить с ума своим ярким и умным, насмешливо-радостным взглядом.

Для меня несомненно: индийские женщины — это главное чудо страны. Здесь, спустя тысячи лет после эры матриархата, снова чувствуешь: женщи­на есть божество. Нет, конечно, я знаю всё то, чем можно разрушить моё ут­верждение. Я знаю, что, скажем, в жене, не родившей мужу ребёнка, здесь не видят полноценного члена семьи. Я знаю, что ещё в девятнадцатом веке сожжение вдовы заживо, вместе с усопшим супругом — было обычным и одобряемым делом. Я знаю и о многожёнстве, и о том, как здесь не желают рождения девочки — потому что это сулит семье в будущем только убытки: по­ди-ка, скопи на приданое, да на свадьбу — я знаю многое из того, чем уни­жена женщина в Индии. Но, даже зная всё это, нельзя не почувствовать царственность и неприступность красавиц, которые, словно павы из сказки, ступают по грязным, загаженным улицам — и к которым не пристаёт эта грязь, эта пыль, этот скучный и будничный мусор. К ним не пристаёт даже похоть: индийская женщина, кажется, окружена неким облаком целомудрия.

Эротики, как нарочитого разжигания похоти, в Индии нет вообще: это яс­но любому, кто здесь побывал. Считать, что “Камасутра” и барельефы Кхад-журахо задают тон здешней жизни — всё равно, что верить в медведей, бро­дящих по улицам русских селений. За всё время моего пребывания в Индии я ни разу не видел ни женской коленки, ни поцелуя на людях, ни двусмыслен­но-томного и порочного взгляда — ничего из того, чем буквально напитана жизнь старой доброй Европы.

Целомудрие Индии простирается вплоть до того, что в делийском метро женщинам отводят отдельные вагоны — для того, чтоб не подвергать женскую скромность безнравственной и унижающей давке. Как-то я второпях залетел в такой женский вагон: от меня тотчас отвели взгляды и посторонились, слов­но я был прокажённым. Да у нас, зайди я хоть в женскую баню — и то не воз­никло б такого единодушного отторженья мужчины как инородного тела.

Конечно, это память о матриархате, о тех временах, когда женщина бы­ла главой рода — и помыкала мужчинами по своему усмотрению. До сих пор, кстати — ив штате Керала, и в некоторых гималайских районах — сохранился уклад многомужества, когда женщины открыто допускают к себе разных муж­чин (для каждого определён его день) и рожают от них детей — которые юри­дически числятся детьми её брата.

Написал сейчас это — и тут же вспомнил нечто прямо противоположное: предложение стать многожёнцем. Ехал я как-то с гор в битком набитом кузо­ве пыльного грузовичка. Вокруг меня шевелилось, смеялось, болтало множе­ство молодых женщин, детей — которые вели себя очень свободно, не стра­дая ни от тесноты, ни от моего присутствия. Слово за слово, разговорился с соседками. “Сколько же у тебя жён?” — с интересом спросили меня. И узнав, что жена только одна — все семь или восемь моих собеседниц стали букваль­но валяться от смеха! “Only one!” — “Только одна!” — восклицали они, пока­зывая на меня пальцами и так хохоча, словно в жизни своей не слыхали ни­чего смешнее. Казалось, грузовичок сейчас свалится в пропасть — такой рёв дружного хохота раздавался над его кузовом. Или вполне мог бы начаться горный обвал — причиной которому была бы моя моногамность.

Кое-как успокоившись, изнеможённые смехом — вспышки которого ещё порой раздавались там-сям, — женщины стали выспрашивать дальше. “И что же она у тебя — беленькая?” — с хитрецой улыбались они. “Ну да”, — отвечал я, ещё не понимая, к чему они клонят. “Так возьми, для пары, тёмненькую — хоть вот эту!” — и ко мне, хохоча, начинали подталкивать смуглую молодую красавицу в синем хлопковом сари.

Вы, может быть, спросите, что было дальше? Но о продолжении этой весё­лой истории я умолчу: должны же у меня — как и у Индии — быть свои тайны...

 

 

Андрей Убогий

 

Из очерка «В стране радости»

 

Впервые опубликовано в журнале «Наш современник»

 

Следующая главка

 

Предыдущая главка

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru