православный молодежный журнал | |
ПосмотретьКровавая графиня Батори14.11.2009Когда-то о чехословацком кино говорили все – ну кто не знал чешскую новую волну – Форман, Хитилова, Немец, Мельцер. Именно благодаря кино Чехословакия считалась самой передовой страной из социалистического лагеря. Теперь уже нет и социалистического лагеря, и Чехословакии, и с кино в Чехии и Словакии большие проблемы. И вот решили бывшие «однополчане» чехи и словаки напомнить о себе. А чем о себе напомнить? Сняли фильм, конечно. Фильм не простой, а исторический. Бюджет – 20 миллионов евро. Для Голливуда – слабовато, но для Европы – более чем. Историю выбрали не какую-нибудь чехо-словацкую, а общеевропейскую – о самом кровавом серийном убийце в мировой истории (так гласит книга рекордов Гинесса) Елизавете Батори, венгерке по происхождению (которая тем не менее проживала в Словакии, входившей в 16 веке в состав Венгрии). Режиссёром проекта стал словак Юрай Якубиско, единственный словак из славной когорты режиссёров чехословацкого новой волны. Кино – это наше всё. Это и социология, и политология, и, конечно, новая история. Создатели фильма ни много ни мало захотели переписать историю. Что такое переписать историю по-европейски? Это значит совершить очередной «наезд» на католиков, у которых была «инквизиция» и прочие «мерзости». «Страшные католики» - всегда мучили, по мнению современных европейских либералов, невинных людей. Вот такой невинной жертвой предстаёт в фильме Елизавета Батори. Как же она укокошила 650 человек (причём её случай наиболее задокументирован)? Ответ прост – оклеветали. Причём, случай с Батори настолько классический, что в европейских триллерах она появляется с завидной частотой. Именно поэтому создатели рассчитывали сорвать дополнительные аплодисменты – дескать продвинутые западные либералы так и не смогли рассмотреть невинную жертву – Елизавету Батори, а настрадавшиеся от ужасов социализма чехи и словаки смогли.
Краткая биографияРодители Елизаветы Батори - Дьёрдь Батори и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и внучка Иштвана IV), происходящие из двух ветвей той же самой семьи — Батори. Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надажди и переселилась в его замок у Шарвара. В 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надажди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове. В 1578 году её муж был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным, турки прозвали его «Чёрный бей». В качестве свадебного подарка Надажди подарил Елизавете Чахтицкий замокв словацких Малых Карпатах, который в то время был имуществом императора. В 1602 Надажди выкупил замок у Рудольфа II. Надажди всё время проводил в боевых походах, таким образом, Елизавета взяла на себя обязанности по управлению хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел. Вскоре после приобретения замка, в 1604, Ференц умер, и Елизавета осталась вдовой. Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно, произошло это между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора, и император Матиуш поручил палатину Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что ее заперли в её же замке на некоторое время, якобы для ее же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в Чахтицком замке. Суд над подручными состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке. (Одна из дат похоже ошибочна - получается, что судили подручных раньше, чем Турзо ворвался в замок). Дорота Сентеш, Илона Йо и Катарина Беницка были сожжены, Яну Уйварю была отрублена голова. Согласно дневникам Елизаветы Батори и свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь — доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, она каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц. Она убила 650 человек. Материал из Википедии.
РеальностьЧто же в результате получилось от самого большого проекта чехов и словаков? Вечная слабость этих народов, явленная ими в последние века нашей истории, сказалась в полной мере. Если бы какой-нибудь еврей, мягко говоря недолюбливающий христиан, снимал подобную картину, фильм бы получился гораздо жёстче – врать, так врать – даёшь новый миф, даёшь новую историю. Но врали бы в чётко ограниченных рамках – известных новых исторических персонажей в картине бы не появилось. Дополнительные персонажи, помогающие доказать, что чёрное – это белое, а белое –это чёрное, - пожалуйста. Всё остальное – ни-ни. Все изобразительные средства чётко подчинены главной цели. А широкие славянские души, часто не доводящие начатое дело до конца, решили создать нечто уникальное. И в любовники к Елизавете Батори пожаловал Караваджо. Если вспомнить, что Якубиско называли славянским Феллини, а в Чехии есть целая партия, которая доказывает что чехи – это никакие не славяне, а славные потомки римлян, то подобному «историческому открытию» фильма удивляться не приходится. А дальше большое спасибо Якубиско – начал снимать серьёзную антикатолическую картину, а потом вспомнил, что изображаемая эпоха-то – совсем рядом с Возрождением, и решил пан Юрай Возрождение показать не только с помощью Караваджо, но добавил в картину ещё двух монахов. Монахи, как только появляются в картине, сразу демонстрируют какое-нибудь достижение этой эпохи. Типа – доморощенные «леонарды да винчи» центральноевропейского разлива. Особенно запоминается момент, когда монахи «рассекают» на роликах «того времени». Все «монашеские» сцены сделаны мастерски – тонкий юмор, которым всегда славилось чешское кино, здесь высокого качества. Но именно эти сцены никак не стыкуются со всем изначальным пафосом картины – «переписать историю на новый лад» (одних только платьев для Елизаветы Батори пошили 500 штук), сделать очередную «бяку» христианам. И вот за это стилистическое безобразие – создатели картины решили засунуть в неё всё, что только возможно - им стоит сказать спасибо. Благодаря этому идеологический вред от фильма на порядок ниже, чем мог бы быть.
|
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |