Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал Контакты| Карта сайта

Что было

«Неизбывный вертоград»-2018

21.07.2018

В Подмосковье прошёл фестиваль, посвящённый столетию поэта Николая Тряпкина

В июле 2018 года на лотошинской земле прошёл Всероссийский поэтическо-музыкальный фестиваль «Неизбывный вертоград», посвящённый столетию великого поэта Николая Ивановича Тряпкина.

Это был праздник. Или даже так – Праздник.

Не так много было участников фестиваля, но за ними действительно стояла Россия: Москва, Смоленск, Сыктывкар, Реутов, Тверь, Горловка. И, конечно, – Лотошино, которое сам Тряпкин называл «родиной московской».

Это место, где поэт прожил более трёх десятков лет. Сюда его крестьянская семья, спасаясь от «раскулачки», переселилась в 1930 году из тверской деревушки Саблино. Здесь зрело его «поэтическое зерно». И так вышло, что именно здесь больше всего помнят до сих пор недооценённого по заслугам поэта.

Известно, что в 20-веке, особенно во второй его половине, в России на слуху больше были поэты, не отражающие русского национального духа. Но я уверен, что в золотом запасе русской литературы в итоге останутся от этого времени именно те, кого принято относить к представителям «тихой лирики» (их лирика если и была тихой, то только в том смысле, что одухотворённая тишина куда выразительней громыхающей пустой бочки). Одним из тех, кто, несомненно, составляет, и впредь будет составлять славу русского Слова, является Николай Тряпкин, чей столетний юбилей свершится в декабре этого года.

Для меня лично Николай Иванович, слегка перефразируя затёртое выражение, гораздо больше чем поэт. Хорошими поэтами 20-й век Россию не обидел. Их были десятки, может быть, сотни. Однако Тряпкин символ того русского, глубинного, неизбывного, что следует хранить, всячески расчищая родники от мусора современности. Уверен, что участники фестиваля, каждый по-своему чувствовали нечто подобное.

Хотим иль нет, а где-то вьётся нить:

Звенит струя незримого колодца!

Мы так его стараемся забыть –

И всё-таки забыть не удаётся.

Эти слова, посвящённые Николаем Тряпкиным одному из самых близких ему поэтов – Николаю Клюеву – в полной мере можно отнести и к той духовной нити, которая делает народ народом. 

Итак, в первый день фестиваля 21 июля состоялись литературные чтения. На их открытии директор пока единственной в России Библиотеки имени Николая Тряпкина Вера Ефимова пожелала удачи фестивалю и отметила, что для Лотошинского района большая удача, что здесь жил и работал Николай Тряпкин, и земляки поэта будут и впредь много делать, чтобы это имя звучало «ярче и полней». От себя добавлю, что таким именем может похвастаться далеко не каждое государство в мире. И в свою очередь нам, ценителям творчества поэта повезло, что в Лотошине есть люди понимающие масштаб своего земляка. В наше время, к сожалению, немало библиотекарей формально «отбывают» свою работу. Но ни о Вере Николаевне, ни о её коллегах, готовивших фестиваль, этого ни в коем случае не скажешь.

Так получилось, что столетие Николая Тряпкина почти совпало с другим гораздо менее значительным, но всё же важным для тряпкиноведов юбилеем – вот уже скоро десять лет как действует Комиссия по сохранению творческого наследия Н.И. Тряпкина.

За прошедшие десять лет было кое-что сделано для сохранения памяти о поэте. Об этой работе автор этих строк и рассказал участникам и гостям фестиваля. Десятки статей о творчестве и судьбе Николая Ивановича, вечера и фестивали памяти, альманах «Неизбывный вертоград»,  памятный знак и поклонный крест на месте рождения поэта в Саблино, сбор материала для будущего музея, сбор денег на восстановление могилы самого поэта... Но, как ни покажется кому-то странным, самым важным на сегодняшний момент достижением я лично считаю то, что удалось восстановить заброшенную и практически уже уничтоженную могилу родителей Тряпкина – Ивана Филипповича и Прасковьи Никаноровны. Много было разбросано камней в 20 веке. В том же  Лотошине был уничтожен старинный храм и усадьба князей Мещерских. И то, что не ушла в безвестность могила родителей великого поэта – один из собранных камней, маленькая победа на войне с Иваном, не помнящим родства, который в той или иной степени проявляется почти в каждом из нас. И таких побед надо одержать ещё немало. Я упомянул выше, что собраны деньги на памятник на могиле Николаю Тряпкина. Очень надеюсь, что уже осенью этого года памятник будет установлен, и поэту не придётся встречать своё столетие под сгнившим крестом и с казённой табличкой на могиле, где намалёвано: «Н.И. Тряпкин».

О работе Комиссии рассказали и другие её активные члены, прошедшие за эти годы многие вёрсты тряпкинских дорог. Поэт Григорий Шувалов рассказал о том, как часто являлись знаки, что дело сохранения памяти о Николае Тряпкине – нужное и не случайное. Вот и нынешний фестиваль незапланированно совпал с днём Иконы Казанской Божьей матери. А ведь именно в храме, посвящённом этой иконе, в 1918 году был крещён поэт. Григорий Шувалов также прочёл несколько ранее не публиковавшихся стихотворений Николая Тряпкина из личного архива, который Комиссии удалось получить от дочери поэта всего несколько месяцев назад. До этого архив считался утерянным. Литературовед, заместитель главного редактора газеты «Литературная Россия» Евгений Богачков рассказал о другой находке Комиссии. В наших руках, благодаря редактору «Роман-газеты» Елене Русаковой, оказалась рукопись Николая Тряпкина «Огненные ясли. Русская эпопея», которую поэт при жизни пытался опубликовать в этом издании. В 90-е годы, когда редакция избавлялась от огромных «рукописных залежей» рукопись Тряпкина тоже могла быть выброшена на помойку. Но сохранилась, и теперь передана в дар библиотеке имени поэта. Есть надежда, что со временем будет создан и музей Тряпкина, где эта рукопись найдёт своё достойное место. Как тут  не перефразировать ещё одно крылатое выражение: рукописи не горят и не теряются.

Прозаик Людмила Семёнова прочитала своё душевное эссе о поездке на родину поэта в Саблино, о том, как помогает своими стихами ныне Николай Иванович не только ей, но и её родным и приёмным детям.

Любые литературные чтения будут не вполне состоявшимися без участия в них профессионалов-филологов. На фестивале в Лотошине их представляли кандидат филологических наук, доцент, учитель русского языка и литературы  в школе имени Н.И. Рыленкова»  города Смоленска Татьяна Хриптулова и славист, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и славянских языков Горловского института иностранных языков (ДНР) Ольга Блюмина.

Татьяна Хриптулова опубликовала десятки литературоведческих статей, посвящённых Тряпкину и на сегодня, пожалуй, является наиболее последовательным и углублённым исследователем его творчества. Вот, в частности, небольшой характерный отрывок из её доклада на чтениях, посвящённого прижизненным отзывам на творчество поэта: «Сергей Наровчатов, пожалуй, единственный критик, рецензию которого на сборник Тряпкина «Мой Вертоград», написанную 19 марта 1962 года, можно назвать положительной. Новый сборник Тряпкина, по его мнению, – подтверждение дарования поэта, незаурядности его таланта. Если большинство критиков отмечали вычурность, небрежность поэтического языка Тряпкина, несовершенство в выборе лексических и грамматических форм, средств выразительности, то Наровчатов считает иначе: «Словарь у него особенный, в нём редко употребляемые русские слова затейливо перемешиваются с наисовременными. По большей части это не производит впечатления неоправданной мешанины, вкус у Тряпкина по-своему выработан, срывы есть, но они редки».

Ольга Блюмина только начинает вхождение в мир поэзии Тряпкина, но уже показала себя, как интересный тонкий исследователь. Вот в частности её рассуждения об одном из самых известных стихотворений поэта «Мать»:  «Россия – Мать. То, что она мать для каждого человека, осознающего себя её сыном, или не осознающего, но являющегося таковым – это, так сказать, внутренняя, функциональная и естественно обусловленная ипостась Родины. Но у неё есть ещё и особое назначение, как особое назначение было у

Богородицы. Как через Богородицу явилось спасение человечеству (она – Мать, сосуд для Спасителя), так оно придёт через Россию, или Россия будет спасительным якорем для будущего мира. И Русь в этом аспекте – всем Мать, как и Богородица. И Христос «кричит» в этом произведении не только за всех людей, но за Русь в первую очередь». Отрадно, что в воюющей Донецкой народной республике люди ежечасно подтверждают свою причастность Русскому миру не только с оружием в руках, но и вот такой работой. 

Выступил на литературных чтениях и лауреат поэтического конкурса «Неизбывный вертоград» поэт из Сыктывкара Андрей Попов. Я бы хотел привести здесь полностью его стихотворение, особенно актуально звучащее в год столетия расстрела последнего русского царя Николая Второго и его родных. Жаль, что вместо стихотворений с таким вот настроем и глубиной постижения трагедии России, на слуху оказываются пошлые фильмы, раздирающие общество.

ДВА НИКОЛАЯ

                    

                     Не жаль мне, не жаль мне

                     растоптанной царской короны…

                                            Николай Рубцов

Жил в Воркуте я, морем Карским

Дышал, читая между дел

Стихи Рубцова  – власти царской

Он не жалел.

А я жалел.

И морем Карским, и свободой

Дышало небо надо мной.

Жаль храм, разрушенный народом,

Народ, разрушенный войной

С собой…

Жаль веру,

                     став обузой,

Ушла в стихи и лагеря.

Мне жаль Советского Союза.

И жаль убитого царя.

Мне жаль разрушенный, как атом,

Народ

И храма русский свет...

Что царь убит своим солдатом,

Своею женщиной – поэт.

Пожалуй, этот пятый «Неизбывный вертоград»  стал как никогда музыкальным. На литературных чтениях с проникновенными, мелодичными песнями на стихи Николая Тряпкина выступила певица Надежда Колесникова. Её же выступление стало добрым лиричным камертоном во второй день фестиваля во время гала-концерта, прошедшего в лотошинском парке, вековые липы которого помнят ещё князей Мещерских.  

Все без исключения выступающие на гала-концерте самобытно исполняли песни на стихи Тряпкина, вносили свою лепту в поэтическо-музыкальное многоцветье Праздника. Не случайно многим выступавшим зрители дарили цветы, заботливо выращенные своими руками.

В итоге лауреатом музыкальной номинации конкурса был признан Александр Васин-Макаров. Дипломантами стали упомянутая уже Надежда КолесниковаАлексей Кудрявый, Сергей Смирнов.

Глава Лотошинского района Екатерина Долгасова вместе со своим заместителем Алексеем Куликовым вручили дипломы и памятные подарки всем победителям музыкальной и поэтической номинации, а также сказали добрые слова в адрес участников и зрителей фестиваля.

Дипломантами поэтической номинации стали Нина Ягодинцева (Челябинск), Любовь Старшинова (Тверь), Павел Великжанин (Волжский), Елена Миронова (Лотошино). Кроме того, лауреатом учреждённой клубом «Словороссия» в рамках конкурса «Неизбывный вертоград» номинации «Русский мир» стал поэт из Горловки (ДНР) Александр Савенков

Участники фестиваля у бюста Николаю Тряпкину в Лотошинском краеведческом музее

Завершился Праздник хоровым исполнением знаменитой тряпкинской «Гагары».

Закончить позволю себе собственным стихотворением, посвящённым Поэту. 

Николаю Тряпкину

И хлеба колосились буквально у самой избы…

Н.И. Тряпкин

В этом поле жухлые колосья

Смертному о смертном говорят.

Только ветер шепчет в безголосьи,

Облака скрывают солнца взгляд.

Русь моя! Вселенское терпенье,

Сколько ран на сердце – не сочтёшь…

Столько лет зияет запустенье

Там, где раньше колосилась рожь.

Где глядел влюблёнными глазами

На луга, задворки и стога

Светлый отрок, что прозрел стихами

В страшный час нашествия врага.

Дорогой наш, Николай Иваныч!

Помолчим у твоего Креста.

Наша жизнь – промозглые туманы.

Наша жизнь – о солнышке мечта.

Верю я – ещё заколосится

Это поле хлебной теплотой.

И взовьётся жаворонок-птица

Над воскресшей нашей стороной!

Алексей Полубота

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru