Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал Контакты| Карта сайта

Что было

Поклон моим учителям

20.01.2021

Заметки к 85-летию первой Каменской средней школы

Ох, и строгая пора

Эта зимушка-зима!

То стужу нам она несёт,

То всё покроет скользкий лёд.

И школы закрываются –

Все холода пугаются.

Вокруг метель, и воет ветер.

И будто всё на белом свете

Совсем уже заледенело…

Так хочется, чтоб солнышко пригрело,

Чтоб хоть чуть-чуть, но потеплело.

Что с горки весело кататься,

С друзьями снегом покидаться.

Чтоб с папой к бабушке сходить,

Снеговика там с ним слепить.

Братишку в санках покатать,

И с мамой о весне мечтать...

Это стихотворение я, тогда ученица 7 или 8 класса (если честно, уже и не вспомню), сочиняла на карантине. Зима была очень холодная, морозы около 30, наш класс, как и остальные, распустили на внеплановые каникулы. Почти все мои одноклассники были рады отдохнуть, а я нет.

Я любила учиться, красиво писать, готовить домашние задания. Любила собирать портфель, аккуратно раскладывать карандаши и ручки по пеналу. Особенно приятно было надевать новые обложки на тетради и учебники, зная, что уже завтра первое сентября.

И вот она волнительная ночь. С непривычки никак не можешь уснуть, куча разных мыслей лезет в голову. В конце концов, бывало, так разозлишься на них, что заплачешь. И потом будто легче становится. Проваливаешь в сон, как казалось, ровно на минутку, и вот уже утро. Бегом умываешься, одеваешь новые туфли, портфель… И теперь ты уже не Катька, не «Муха», а ученица 9 Б класса Екатерина Мушурова. А рядом нарядная и самая красивая не просто мама, а моя замечательная учительница английского языка и мой классный руководитель Елена Петровна.

Обычно в этот день мы шли с ней в школу вместе. Мне так легче было, как будто моё волнение при этом делилось на двоих. А когда подходили к школе всё ближе, она, как будто становилась ко мне строже, всё меньше была мамой и всё больше – учительницей. И вот у калитки в школьный дворик мы расходились, как незнакомые, она к - коллегам, а я - к одноклассникам.

У меня было много любимых предметов. Татьяна Александровна Никитенко, Татьяна Гавриловна Минькова, Людмила Николаевна Оплачко, Вера Михайловна Киселёва были в числе моих любимых учительниц, которым я в этот праздник дарила свой букет. Но, признаюсь, на торжественной линейке мне очень хотелось подарить цветы маме. Я знала, что она была против такого подарка, и всегда, когда я заводила об этом разговор, отвечала мне, что ей и так подарят, что лучше мне сделать приятно ещё кому-то, а она ведь всегда знает, что я её люблю. И я не дарила. Теперь, конечно, понимаю, что зря.

Позже мы встречались с ней на классном часе. Запомнилось, как она рассказывала о нашем выпускнике Герое Советского Союза Василии Захарченко, чьё имя носит школа. Из десятого класса ушёл на Воронежский фронт. Стал пулемётчиком. В огне войны переправлялся через Днепр, освобождал родимые места поэта - «кобзаря» Тараса Шевченко. Где и погиб. К нам в школу вернулся навеки восемнадцатилетним – в памятнике у парадного крыльца…

Елена Петровна, моя мама, всегда расспрашивала всех о том, как провели лето, беседовала с ребятами на разные темы. Называла всех по имени, иногда ласково, а меня всегда по фамилии. В её присутствии я вела себя особенно тихо, знала, что если проштрафилась, буду краснеть перед всем классом от её взгляда и тихого: «Мушурова, встала».

Схожее чувство уважающего страха возникало у меня на уроках обществознания Людмилы Николаевны Оплачко. Она никогда меня не ругала (признаться, особо и не за что было), но когда кто-то из одноклассников плохо выучил заданное, мне внутри становилось стыдно, будто это я стою и краснею. Я любила её предмет, мне кажется, просто потому что именно она его вела. Её строгий, но приятный голос создавал в классе особую атмосферу, хотелось слушать, слушать запоминать и молчать…

На уроках русского языка и литературы Татьяны Гавриловны Миньковой мне, наоборот, всегда хотелось тянуть руку и отвечать, как можно больше. Я знала, что была в числе её любимых учеников, и эта мысль мне была особенно приятна. Когда я смотрела на неё, думала, что когда вырасту, хочу быть такой – строгой, но доброй, статной и уважаемой. Сейчас, когда читаю книги по работе или для себя, мне порой хочется на урок литературы, вместе с ней, как раньше, обсудить, в чём смысл творения, что хотел читателю донести автор.

Никогда не скажу, что любила спорт, но уроки физкультуры почему-то запомнились с самых первых классов. И я любила, когда их вёл у нас Владимир Алексеевич Лымарь. Так смешно становится, когда вспоминаю свою домашнюю подготовку к зачёту по метанию мяча. Пока родители копали картошку, я расшвыривала её из одного конца огорода в другой. В итоге, всё равно получила тройку. Плакала. Но, оказалось, что в журнал он мне её не поставил. А вот зима. И мы всем классом учимся кататься на лыжах. Мне, как назло, попались какие-то дурацкие лыжи. То ли очень большие, то ли старые – уже не помню. Помню лишь, как смачно они с меня слетели, после чего я ревела, как раненый боец, а Владимир Алексеевич шел рядом, нёс мои лыжи и тихо успокаивал.

В голове раздаётся звонок. И вот я на уроке у Веры Михайловны Киселёвой. Алгебра. Для меня это один из самых стрессовых предметов. Я знала, что способностей к точным наукам у меня не больше среднего. По складу характера никогда не могла с этим смириться, зубрила, читала по десять раз условие задачи. И, в конце концов, у меня получалось решить! Я чувствовала себя при этом не меньше, чем героем. Для меня это было преодолением своих возможностей. И хотя мне не выпало работать бухгалтером, за столом никогда не придётся отрезать себе «пи на два» колбасы, я не жалею, что учила. Я очень благодарна Вере Михайловне за то, что ценила моё усердие, терпеливо объясняла примеры, которые у меня не получалось понять с первого раза, воспитывала во мне уверенность в себе.

Перебирая в голове залежавшиеся воспоминания, понимаю, что каждый предмет был ценен, и каждый учитель формировал не просто базу знаний, а помогал строить мне своё детское счастье и взрослое будущее.

Дорогие учителя, о каждом из вас найдутся добрые слова! Спасибо вам за счастливые моменты, знания, понимание, воспитание, любовь. Спасибо тебе, моя родная школа, за то, что была вторым домом, куда хотелось вставать и спешить по утрам, за скользкие перила, на которых можно было обкатать штаны до дыр, за синие парты с первыми признаниями в верности и глупостями, за вкусные пирожки в буфете. Сейчас так хочется вернуться в детство, забрать у мамы охапку цветов, подаренных ей любимыми учениками на праздничной линейке, идти с ней вдоль домов и знать, что завтра алгебра, русский, литература и фэ-ка…

Екатерина Серикова (Мушурова), выпускница 2011года.

На моём снимке: Первое сентября 2015. Моя мама, учительница Елена Петровна.

Райцентр Каменка,

Воронежская область

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru