Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Почитать

Офицеры былых времён

Георгий Гречко «От лучины до пришельцев». – М.: Олма медиа групп, 2013. – 336 с., 5000 экз.

 

Космонавт № 34 Георгий Михайлович Гречко со школьных лет не очень любит писать сочинения. Когда-то, ещё в СССР, он написал книжку «Старт в неизвестность» для книжной серии «Огонька», и редактор сильно и неделикатно её поправил. С тех пор Гречко книг не писал – а когда решился, редактору воли не давал. Это сразу заметно: повторы и некоторые корявости стиля налицо; пожалуй, не мешало бы и уменьшить количество бородатых анекдотов, которыми Георгий Михайлович приправил своё повествование. Но на этом мы с критикой закончим, потому что читать книгу Гречко очень интересно – это не только «закулисная» история советской космонавтики, но и, в немалой части, жизнеописание всего рано повзрослевшего поколения, вступавшего во взрослую жизнь сразу после войны.

Десятилетний мальчик, который в оккупированном немцами Чернигове наряду со своим братом-ровесником считался главным работником в семье: весь большой огород на них. Четырнадцатилетний подросток, который в общих вагонах ехал с пересадками в закрытый город Ленинград, к маме, которую не видел несколько лет. Юноша-технарь обожал оперу, театр, а мама (сама инженер, рабфаковка, из крестьян) экзаменовала его всякий раз, когда по радио звучала музыка: а ну-ка, что за произведение и кто композитор? 

Не замыкаться в узком кругу, иметь понятие о многом, быть умелым специалистом сразу в нескольких сферах – это было нормально для того поколения и советской системы образования. Тягой к знанию был пропитан воздух, но чтобы усваивать знания в потребных – неординарных – объёмах, нужно и нестандартное время. А откуда его взять? Спать в электричках, спать на рабочем столе, спать на рабочем месте, завернувшись в ковёр, дежурить ночами у первой и единственной в стране БЭСМ (большой электронной счётной машины), чтобы улучить минутку для своих расчётов, – советские инженеры пятидесятых годов принимали это как данность.

Не обходилось без глупости и несправедливости. По воспоминаниям Гречко, когда он поступал на конструкторский факультет Военмеха, вопрос о приёме абитуриента, который мальчишкой побывал в оккупации, решался на уровне ректора. Всякое бывало в то время, нет-нет да и подпустит Гречко ехидную и грустную ноту. Но озлобленности в его книге нет. Да и не могло быть озлобленности у тех, кто «делал жизнь» с людей чести. «Морские офицеры прошлых лет – вот наша элита», - пишет космонавт, окончивший морскую военную кафедру и всегда немного тосковавший по флоту. А вот некоторые современные офицеры, позволяющие себе произносить перед народом взаимоисключающие слова, внушают ему сомнения.

Самые проникновенные страницы книги Георгий Гречко написал не о себе. Это – страницы о тех, с кем ему довелось работать бок о бок. В первую очередь – о Сергее Павловиче Королёве. Это единственный человек, вспоминая которого, Гречко (старающийся по каждому вопросу иметь собственное мнение) то и дело признаётся: в то время я думал иначе… но сейчас я понимаю, что он был прав. Уникальный стиль королёвского руководства – авторитарный, жесткий и одновременно чуткий, направленный на выявление самостоятельности в человеке – вот что, по мнению Гречко, стало залогом нашего успеха в космической гонке. Королёв умел приказать – но предпочитал выслушать и убедить. Королёв был романтиком, влюблённым в Космос, но умел проявить прагматизм и изворотливость для того, чтобы найти средства на свою мечту. Ведь русский спутник был, фактически, переделанной военной ракетой! «Кадры решают всё», - когда-то говорил Сталин… и в советском космосе кадры действительно всё решили. С какой теплотой, даже с некоторым любованием Гречко пишет о Константине Феоктистове, Борисе Раушенбахе, Мстиславе Келдыше, Тимуре Энееве… А Юрий Гагарин? Его Георгий Михайлович знал поверхностно, но сколько уважения звучит в признании: «За него, за его слова или поведение никогда не было стыдно». Люди дела и чести.

Их никогда не было много. Они всегда бодались с косной бюрократической машиной, с аппаратчиками, не понимавшими, по большому счёту, в чём сущность работы, не приносящей очевидных практических результатов. Первая заметка о Спутнике-1, которую дала «Правда», была совсем незначительной, а Левитан, по воспоминаниям Гречко, оговорился, зачитывая присланное ему коммюнике. Через день взорвались восторгом СМИ всего мира… и только после этого советское руководство решило: будем гордиться.

Конечно, Гречко субъективен; быть отстранённым и взвешенным анализом его книга никак не претендует. Но и повествование, и сопровождающие его удивительные фотографии наверняка придутся по душе тем, кто интересуется историей родной страны. Кстати, космонавт №34 пишет: «отец у меня украинец, мать – белоруска, а я – русский, ленинградец». Такая уж это была страна.

 

Татьяна Шабаева

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru