Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал Контакты| Карта сайта

Почитать

Средневековье Николая Асламова

Священник Максим Первозванский о книге «Ходящие сквозь огонь»

Я, вообще, люблю читать. Но чтобы я взялся за книгу, надо пробить информационный шум – для чтения у меня сейчас уйма всего, в том числе очень нужного. Из каких-то книг прочитана одна глава, из каких-то половина, и они лежат стопкой на столе, дожидаясь, когда я к ним вернусь. А тут по личной рекомендации начал читать «Ходящих сквозь огонь» Николая Асламова. И могу сказать, что не мог остановиться, пока не дочитал до конца. Вообще не отпускает ни на минуту.

Когда ты читаешь книжку, в которой присутствует нечистая сила и вместе с тем монахи, экзорцисты, которые изгоняют эту нечистую силу, всегда остается вопрос, к какому жанру это относится? Чаще всего, – и к этому нас приучил Голливуд, – мы называем это «фентези». Очередной выдуманный мир, в котором живут эльфы и гномы или, наоборот, драконы и Белые Ходоки… Словом, ты понимаешь, что это не реальный мир, а гипотетически возможный при некоторых условиях – магия, волшебные существа и прочая атрибутика, известная со времен Толкина.

При этом читатель, когда в его базовой картине мира присутствуют хотя бы какие-то христианские мотивы, понимает, что некоторые сверхъестественные сущности реально существуют. Есть положительные сущности, есть отрицательные. И тут в сознании возникает зазор: когда ты смотришь, например, фильм «Константин» или аналоги, ты понимаешь, что это выдумка, набор условностей, развернутых художественным способом в масштабное полотно, но при этом уверен, что в твоем реальном мире реально существуют ангелы и бесы.

У каждой эпохи, конечно, свои отношения как с Богом, так и с нечистой силой. И наша, современная эпоха характеризуется отстраненностью от существ второго рода: мы смотрим или читаем о них, чтобы нервы пощекотать. С другой стороны, когда в жизни что-то такое встречается, люди начинают страшно бояться колдунов, порчи, сглаза. Цыганку встретим на улице, а она нам: «Оооо, да на тебе порча!» И это оставляет громадный след. Человек не может спать, есть, начинает страшно нервничать. Уровень бытового мистицизма у современного человека очень высок. Чувство того, что нечто такое на самом деле есть, как-то мирно сосуществует со скепсисом по отношению к литературе и кино на эту тему. Эти две тенденции не пересекаются.

А у человека XIII века такого зазора не было. Человек Средневековья реально жил в мире, куда могут ворваться бесы. Где есть люди, и даже целые монашеские ордена, которые могут с бесами бороться. Это была реальная ситуация, практически повседневная. И в книге «Ходящие сквозь огонь» Асламова именно эта сторона средневековой жизни выведена на передний план.

Первоначально я пытался найти в книге смысл, мораль: когда же, наконец, добро победит зло? Ждал хеппи-энд, как водится. А здесь ты погружаешься в некую историю почти без начала и фактически без конца, и всё – жизнь показана так, как она шла. Ты смотришь на хороших, и понимаешь, что у них такие духовные проблемы, которые надо лопатой разгребать. Ты смотришь на плохих, которые по ходу сюжета совершают страшные, жуткие злодеяния, и вдруг видишь, что и у них есть душа. И те, и другие – живые люди. Только средневековые.

И взгляды у них разные. Можно увидеть Средневековье глазами монаха. А можно глазами ведьмы. А можно глазами инквизитора-доминиканца. Там несколько персонажей в разной логике излагают разные эпизоды одной и той же истории. И в итоге ты погружаешься не в описание, а прямо внутрь происходящих событий. И понимаешь, что объективная реальность доступна только через субъективный взгляд. И в этом смысле тема далеко выходит за рамки того, о чем фактически написана книга. Каково соотношение между тем, что происходит на самом деле, и тем, как это воспринимает человек?

Впервые я это хорошо осознал, когда читал мемуары о Великой Отечественной войне и исследования на ту же тему. Взгляд человека, погруженного в самую гущу событий, может радикально не соответствовать установленным общепринятым данным. Но что более ценно для нас, читающих? Переживания человека, сидевшего в окопе и мучавшегося тем, что его начальство бросило, или описание гениального опыта полководца, который совершил ложный маневр, бросив в окопе того самого солдата? Любое описание истории глубоко субъективно. И вопрос об объективности в книге «Ходящие сквозь огонь» поднимается очень остро. Что такое вообще «объективность»? У нас есть латентная убежденность, что она есть, и с этим автор не спорит. Но что она такое?

Даже глядя на собственную жизнь, мы не всегда можем понять, что это такое со мной было. Я что-то видел, чувствовал, переживал – что это было? А была ли это любовь? А был ли это Бог? А было ли это искушение? Даже для себя мы не можем ответить на этот вопрос. Тем более несколько человек, присутствовавшие при одном и том же событии, расскажут не одно и то же, хотя стояли плечом к плечу и смотрели в одну и ту же сторону.

Мир глазами того-то и того-то – заход, конечно, не новый. Мы помним «Имя розы» Умберто Эко, где Средневековье показано вроде как глазами юного монаха Адсона, соучастника событий. Но этот соучастник явно из XX века взялся. Его взгляд нам совершенно понятен. Это уже максимально рационализированный взгляд, номинально средневековый, но по сути современный. Мозги основных персонажей, как в значительной мере и наши, уже прочищены Декартом, Лейбницем и французскими просветителями. А читая «Ходящих…» у меня не было ощущения, что это мой взгляд. Я все время был не согласен то с одним, то со вторым, то с третьим. У меня было ощущение, что они совершенно не такие, как я, эти средневековые люди. И можно, конечно, отмахнуться, сказать, что это просто фентези со всеми вытекающими, либо надо признать, что так оно, возможно, и было – в глазах монаха, ведьмы и прочих. Что ведьма действительно могла менять облик, что реликвия действительно могла пожигать нечистую силу, что некоторые монахи могли цитировать Священное Писание с любого места, продолжить любую начатую цитату. Что были соответствующие дары, как Бога, так и дьявола.

У средневекового человека таких дилемм не было: да, были оборотни, да, была магия. И люди жили, действовали в мире, сообразуясь с этим знанием. Ровно так, как они живут в книге «Ходящие сквозь огонь».

Источник: ВКонтакте

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru