Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Фотоальбом

Душа мужского хора

05.11.2015

Хор Новоспасского монастыря

Если говорить про культурный уровень стран и народов, то исторически можно выделить те столпы, на которых всегда держалась христианская цивилизация. Один из столпов — церковное искусство: живопись, поэзия, музыка. Среди множества музыкальных коллективов нашей страны обращают на себя внимание такие, чья деятельность и в современных условиях по-прежнему протекает в лоне Церкви.

Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря существует уже почти 25 лет. Он возник практически сразу после периода богоборчества в нашем отечестве, на волне духовного подъема, возрождения забытых ценностей. Сегодня журнал “Наследник” беседует с регентом хора Новоспасского монастыря Станиславом Поповым.

Станислав Попов- Станислав, сразу к Вам вопрос: что означает слово “регент”. Мы привыкли еще со школы, что регент — это правитель при малолетнем монархе. А что означает слово “регент” в монастыре?

- Во-первых, хочу поприветствовать коллектив и всех читателей журнала “Наследник”  и выразить огромную благодарность за приглашение на страницы интернет-сайта.

Слово “регент” происхождения латинского, так называется в монастыре или храме руководитель и дирижер церковного хора. У старообрядцев еще сохранилось древнерусское слово “головщик”.  В Церкви многие привычные нам названия уступают место  исторически сложившимся: дирижер — регент, хористы именуются “певчими”, а не артистами хора или певцами, как в театрах или светских капеллах. Регент руководит хором по благословению настоятеля храма или наместника обители. У меня тоже есть такое благословение от нашего наместника епископа Воскресенского Саввы, который с первого своего дня в Новоспасском монастыре относится к хору с особой теплотой и любовью.

- Что нужно, чтобы стать регентом? Этому где-то учат?

- Самое главное — надо любить Бога и иметь в сердце горячее желание Ему послужить. А учат регентованию в большом числе учебных заведений, как духовных, так и светских. Но я всегда отдавал предпочтение профессиональному хоровому образованию. Когда родители привели меня еще ребенком в Хоровое училище имени А.В. Свешникова, я и не думал,  что музыка станет моей профессией, я буду возглавлять монастырский мужской хор. Мне очень повезло с учителями. В годы моей учебы художественным руководителем Училища им. Свешникова был выдающийся хоровой дирижер, народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов. Многому меня научил мой педагог по дирижированию в Училище Борис Вениаминович Чебоксаров.Прекрасный симфонический дирижер, автор песен для детей и молодежи, опер, мюзиклов,  он многие годы работал дирижером музыкальных театров, а в настоящее время руководит Музыкальным театром “Дома детского творчества “на Таганке”. В 18 лет я поступил в Академию Хорового искусства, где по специальности меня распределили в класс к профессору Борису Михайловичу Ляшко, также знаменитому музыканту и дирижеру, воспитавшему не одно поколение хоровиков.

Станислав Попов

- Станислав, Вы сказали, что в монастыре хор мужской… Разве женщины не могут петь в хоре?

- В 1880 году церковный композитор Александр Архангельский создал в России первый хор с участием женщин. А приблизительно до последней четверти 19 века пение в храме, на клиросе, и на Руси, и в Греции считалось исключительно мужским занятием. Пение женщин можно было услышать разве что в женских монастырях. Но смешанные хоры были. В них пели вместе мальчики, юноши и взрослые мужчины, поэтому уже с 18 века русские композиторы принялись сочинять для смешанного хора, было написано много интересного.

Хор Новоспасского монастыря

- Древние монастырские напевы тоже входят в репертуар хора?

- Конечно. Духовная, церковная, музыка прошла за 1000 лет от Крещения Руси до нашего времени большой путь. Был период одноголосия, знаменного распева, затем —  итальянского, польского, немецкого влияния. Мы поем практически всё, что было в русской духовной музыке, плюс — музыку авторскую, музыку других православных народов и стран, но приоритет чему-то одному не отдаем.

Хор Новоспасского монастыря

 - А как певчие попадают в ваш хор?

- Как я уже и говорил, нужно иметь горячее желание послужить Богу своим талантом. Многие сами нас нашли, некоторые даже специально приехали из других городов. Приводят своих коллег. Новоспасский монастырь и хор достаточно известны. Просятся в хор очень многие, а берем не всех, некоторым отказываем. У нас строгие критерии отбора прежде всего по профессионализму и навыкам пения в храме. Наш мужской хор поет за архиерейскими Богослужениями, нередко и во время служения Патриарха в соборах Московского Кремля, и мы всегда поем хорошо.

Хор Новоспасского монастыря

 - Кроме Богослужений, которых у вас очень много, Ваш хор ведь выступает с концертами... Это не мешает основному занятию? Сочетаются ли концерты и пение на службах?

- Мы всегда воспринимали нашу концертную деятельность как миссионерство. У человека, пришедшего в концертный зал сначала просто насладиться хорошей музыкой, в дальнейшем возникает желание прийти и в храм, чтобы услышать духовную музыку снова, но в аутентичных условиях. Как правило, такие слушатели остаются в Церкви, начинают ходить на службы, исповедоваться, причащаться. Про таких людей говорят, что их “Господь привёл.” Пользуясь случаем, хотел бы пригласить на наши концерты в Саратове 10 ноября и 1 декабря в Рязани. Там мы представим программу, которую сами назвали “C нами Бог”. Совсем недавно нас пригласили на фестиваль памяти знаменитого регента Троице-Сергиевой лавры архимандрита Матфея (Мормыля), который пройдет на пасхальной неделе в Северной Осетии, а летом приглашены на фестиваль духовной музыки “Петровские дни”, его организует Санкт-Петербургская митрополия.

Хор Новоспасского монастыря

- Cложно выступать на сцене церковному хору?

- Это вопрос артистический и чисто технический, музыкантский. Моя непосредственная задача как регента, хормейстера — хорошо подготовить хор к концерту. Это большая работа на репетициях, высокие требования и к себе предъявляю. Ну, и немного вдохновения  должно быть во время выступления, контакт с публикой. Когда чувствуешь, что в зале вслушиваются буквально в каждую ноту, настрой сразу другой. Бывает, публика подолгу нас не отпускает со сцены.

Станислав Попов- А какую музыку будете исполнять на концертах в Саратове и Рязани?

- Репертуар и традиционен, и в чем-то необычен. Например, “Великое славословие” Павла Чеснокова из его “Всенощного бдения” (op. 44) почти никто не исполняет в концертах, а тем более — на службах. Прозвучат и патриотические песни, и народные. Недавно мы записали для телеканала “360° Подмосковье” матросскую песню “Памяти “Варяга”.   Она тоже войдет в концертную программу.

 - Сейчас много различных мужских хоровых коллективов, и знаменитых, и менее известных. Какое место среди них занимает хор Новоспасского монастыря?

- Я бы назвал наше место стабильным. Нас знают и любят, приглашают к сотрудничеству.  Хор существует с 1991 года. За это время пройден огромный путь, но в последнее время мы стараемся меняться в сторону большей открытости для наших слушателей и поклонников: обновляем репертуар, открыли группы в социальных сетях, в которых общаемся, объясняем, просвещаем, поем. Присоединяйтесь к нам “ВКонтакте”  http://vk.com/novospas  и в Facebook http://fb.com/novospas . Мы смотрим в будущее уверенно и с оптимизмом.

Беседовала Анастасия Сычева

05.11.2015 

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru