православный молодежный журнал |
Causa privataО правде жизниВладимир Фёдорович Тендряков (1923–1984) – писатель К 100-летию Владимира Тендрякова …в Москву! Вечный, известный более столетия зов; в Москву из глуби и дебрей деревни добираться, в сердце храня вектор мечты: стать художником; а сначала – попасть бы в Третьяковку, увидеть цветовое богатство жизни, переведённое в холсты… Да только воскресный день, в который Ф. Матёрин оказывается в столице, вспыхивает первым днём невероятной, опровергающей жизнь войны… «Свидание с Нефертити» В. Тендрякова пропитано субстанцией жизни, и пронизано лучами плазмы оной; строго и точно делаются главы о войне, где вчерашние мальчишки вынуждены абсолютно перестраивать свою жизнь, где пуля, которую определяют, как шальную, уносит навеки того, с кем только что говорил. Но и мирные главы – о становление художника, о мучительности выработки собственного почерка: ибо если нет индивидуальности, нет и искусства, - выписаны с той силой и крепостью, что проза расцветает таинственной правдой жизни. Таинственной. Сложной. Но крутая словесная лепка Тендрякова внешне проста. Конфликты, во многом определяющие книги Тендрякова (помимо стилистической неповторимости), остры, как биссектриса: и то, насколько режут сознание необходимостью выбора нравственного порядка, есть продолжение пульсаций классических традиций русского слова. Тендряков прошёл войну, первое ранение получил под Сталинградом, после второго – тяжёлого, под Харьковым – был эвакуирован в госпиталь, откуда вернулся инвалидом. Он учится во ВГИКЕ, переходит в Литературный институт; по всему – ему бы вписаться в страницы лейтенантской прозы, но он по-другому расшифровал собственное «я», и понял меру своего призвания. Первый рассказ «Дело моего взвода» публикуется в «Альманахе молодых писателей»… …и краткие его рассказы рождали радугу эмоций: и сколько б в этой радуге не было тяжёлых цветов, всё равно… пульсации жизни превосходили, словно оправдывая фактом бытия, оные. «Хлеб для собаки» бьёт в бубен сознания фразами, какие заставляют… словно под иным углом взглянуть на мир: «Больше всего походили на людей те, кто уже успел умереть. Эти покойно лежали – спали»… Он чувствует время – В. Тендряков: чувствует его сгустками сил: которым надо противостоять, и – разливом работы, какую необходимо совершить. Внутренние метания – пострашнее внешних бурь, хотя и могут быть спровоцированы ими; такое прекрасно показано в «Находке» – повести, выстроенной совершенно по-тендряковски: весомо и точно, с плотной фразой и медовой густотой письма. И – скрыто христианское – в лучшем аспекте – проступает сквозь разводы жизни инспектора рыбнадзора, учащегося постепенно видеть в поступках не механические реакции на каверзы яви, а нечто большее, гораздо более сложное… В. Тендряков словно составил художественный отчёт – о пребывание в том времени, где суждено было жить: и сделал это с размахом умной силы и виртуозностью словесного мастерства, что обеспечило книгам неугасаемое горение. Автор: Александр Балтин ← Вернуться к списку |
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |